Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: «Понятие об окончании и основе слова».

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Тема: «Понятие об окончании и основе слова».
Учитель начальных классов I-ой категории Синько Н.Ф.
                                                   
Цели урока:
                   
1) Создать условия для творческого усвоения детьми понятия «окончание» и «основа» слова.
2) Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.
3) Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
4) Развивать интерес учащихся  к предмету через  познавательную деятельность.
 5) Воспитывать взаимовыручку младших школьников.                                                                                                                                    Ход урока.

·. Оргмомент.
                            Долгожданный дан звонок.
                            Начинается урок.
                            Будем грамотно писать,
                            Тайны слова «познавать».
- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи.  

·
·. Актуализация знаний.
Рассказ учителя.
- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.
Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из (деревьев). Речь состоит из (предложений), а предложения из (слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».
Беседа.
- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)
(Учитель вывешивает таблицы ¬ ,  ^ ,  
· .)
- Назвать тему урока вам помогут условные обозначения.
На доске.
ТЕМА: Части слова.
- Сегодня мы сделаем новое «открытие».
- Вспомнить главную часть слова поможет минутка чистописания.
Чистописание.                                                        
к о р е н ь
- Из чего состоит узор? ( Из букв, элементов).
- Какое слово спряталось в узоре?
- Напишите слово на строчке без элементов. Какие орфограммы «спрятались»  в словах?
- Назовите главную часть слова. (Таблица главная часть)
- Давайте вспомним, что мы ещё знаем о частях слова.  Послушайте задание. Образуйте группы.
Работа в группах.(6 групп).
- Возьмите карточку  на столе. Подготовьте устный ответ по плану.  
Приставка – это
                  стоит
               служит
Суффикс – это
                стоит
             служит
Корень – это
В корне заключён

Проверка. Выступает  ученика от группы, остальные дополняют ответ, показывают сигнал.  
Учитель вывешивает таблицы – опоры. ¬ , служит для       ^ , служит для
                                                                          образования          образования
                                                                           новых слов           новых слов  


·
·
·. Постанова учебной проблемы.
 
1) Игра «Соберём слово».
- Как мы много знаем о частях слова. Части слова приготовили вам задание.
(Ученик с обратной стороны доски внизу пишет слово).
Запишите слово, в котором приставка, как в слове подбежал. Выделите приставку.
Корень, как в слове сказочка. Выделите корень.
Суффикс, как в слове берёзка. Выделите суффикс.
подсказк  
Проверка.
- Покажите сигналом, как вы справились с этим заданием.
( На доске записать для р.н.ош. слова:   подбежал    сказочка    берёзка)
- Прочитайте, что вы записали (подсказк). ( подсказ^ка)
- Получилось ли у вас слово? Почему?  (Не хватает буквы.   Не хватает окончания. Дописать букву на доске зелёным мелом, а дети в тетради - зелёной пастой – подсказка). 
- Подчеркните орфограммы в этом слове.
 Обратить внимание: какие части слова мы выделили в слове? (прист., корень, суффикс). Значит, буква а тоже является частью слова.
- Что же это за часть слова?  
1 вариант
Д.
- Это суффикс.
- Нет, это окончание.
У.
- Задание одно, а мнений много.                
- Почему?  
Д.
- Мы этого ещё не знаем.
У.
- Это же новая часть слова.
2 вариант
Все дети:
- Окончание.
У.
- Молодцы! Это же новая часть слова.
Давайте с ней познакомимся.  

3 вариант
Дети молчат.
У.
 - Что случилось? Почему вы молчите?
 Д.
- Мы не знаем этого.
У.
- Это же новая часть слова. Давайте с ней познакомимся.
4 вариант
Д.
- Суффикс.
У.
- Я с вами не согласна. Это же новая часть слова. Давайте познакомимся с ней.




 
·V. «Открытие» нового знания.    
1) - Что мы должны узнать про новую часть слова?
ПЛАН.
Название.
Место в слове.
Обозначение.
Особенность.
Роль.
- Подумайте, как же называется эта часть в слове?
- В русском языке эту часть слова называют – (окончание).
- С какой частью слова мы будем знакомиться? (в тему).
- Как вы думаете, почему эту часть слова называют окончание? (Стоит в конце слова). Узнали место в слове. Как обозначается окончание поможет нам узнать карточка подсказка.
У. – Давайте воспользуемся подсказкой – карточкой.
- Возьмите карточку, прочтите задание, выполните его в парах.
(На доске закрыт образец).
2) Задание: 
Вставь слово лиса в словосочетание,
изменяя  по смыслу.
Выдели корень.
Подчеркни оставшуюся часть.
                                     Лиса
пушистый хвост у ___________,
долго выслеживал ___________,
             любовался ___________,
      много сказок о ___________,    

Проверка.
- Прочитайте слова, которые у вас получились. Назовите орфограмму в слове.
- Какой корень выделили?
- Какую часть слова подчеркнули? (Окончание).Сравните с образцом на доске. (Сигнал).
3) Обозначение.
- В русском языке окончание обозначают квадратом (Ученик на доске обозначает окончание в слове подсказка).
У. в схеме фиксирует обозначение(¬,
·, ^, )    
Самостоятельная работа.
 
 - Выделите окончания в записанных словах на карточке.
(1 ученик на доске, ученики на карточках обозначают окончание). Сравните. Сигнал.
- Прочитайте слова. Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или три разных слова? (Это одно и тоже слово, которое обозначает один и тот же предмет)
5) Особенность окончания.
- Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?
(Слово одно и тоже, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием?
( Оно изменялось.)
- Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. В чём же особенность окончания?
У. фиксирует таблицей в схеме.
- Проговорим вместе.
5) Роль окончания. 
Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте слова 1 строчки.
- Понятен ли смысл каждого из них?
- Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)
- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).
- Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса.) карточка какая?
1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.  
- Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли?
- Прочитайте слова на 2 строчке.
- Что вы можете сказать?
- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в   предложении.)
- Составьте (и запишите) предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.) 2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы. (Возможно устная работа: см. по времени).
(- Записали, проверяем. Сигнал).
- Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)
- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)
У. фиксирует таблицей в схеме. (  Служит связи слов в предложении.)
6) Вывод.
- Итак, что мы узнали про окончание?
Работа с правилом с. 122.
- Сравните свой  вывод с правилом в учебнике.
Дети читают правило.
 
8) Ответы на вопросы.
- Что такое окончание?
- Для чего служит?
- Как обозначается?  - Про какую часть слова вы ещё узнали? (Основа слова.) в тему.
- Что такое основа? (Неизменяемая часть слова.)
- Найдите в тексте правила как обозначается основа(________)
- Входит ли окончание в основу?  
– Какие части слова входят в основу? (¬
·^ )
У. фиксирует в схеме.
- Итак, о какой части слова мы ещё узнали? (Основа.)
Что вы запомнили про основу слова? (Неизменяемая часть.)
V. Первичное закрепление.  
1) Вернёмся к слову лиса на карточке.
- Подчеркните основу в словах про лису.
1 ученик на доске.
V
·. Самостоятельная работа.
- Выделите основу в словах предложения. Взаимопроверка.
Дополнительно:  
V
·
·. Творческое воспроизведение.
- Прочитайте словосочетание (много сказок о лисе)
- Какие сказки о лисе вы знаете?
Задание: Составьте и запишите любое предложение со словом лиса.
- Какое предложение записали?
V
·
·
·. Итог. Рефлексия учебной деятельности.
 - С какими частями слова мы познакомились? Вернуться к слову подсказка.
- Какой частью слова является буква а? Какую часть нужно ещё выделить?
- Напомните тему урока.
- Что общего у окончания и
а)   облака (изменяют форму);
б)  предлога (служат для связи
          слов в предложении);
в)  приставки (являются частью
                              слова.)
- Ответьте при помощи сигналов +, -
- Окончание – часть слова?
- Окончание – изменяемая часть
  слова?  
- Окончание – часть основы?
- Окончание служит для связи слов в предложении?
- У одного и того же слова могут быть разные окончания?  
- С помощью окончания образуются новые слова?  
- Что такое основа слова? Приведите примеры.

- У кого затруднение? У кого всё получилось?
     


·X. Домашнее задание.
Записать 2  предложение из упр. № 175, выделить окончание, основу.
Творческое задание: Сочинить стихотворение, загадку или сказку о новых частях слова.
   
Самоанализ урока.
Предмет: русский язык.
Тема: «Понятие об окончании и основе слова».
Цели урока:
Создать условия для творческого усвоения детьми понятия окончание и основа слова.
Совершенствовать умение «видеть» и «распознавать» орфограммы в основе слова, развивать орфографическую зоркость учеников.
Развивать и совершенствовать грамматический строй речи:
наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
Развивать интерес учащихся к предмету через включение их в    
     познавательную деятельность.
5) Воспитывать  у детей чувство дружбы, взаимовыручки.
Урок является логическим продолжением серии уроков по теме: «Части слова. Приставка». Он является первым в теме: «Части слова. Окончание и основа».
Тип урока: урок «открытие» новых знаний.
Формы работы: коллективное взаимодействие, групповая, работа в паре, индивидуальная.
Методы: деятельностный, наглядный, словесный, метод моделирования.
Средства: наглядность.
Виды проверок: фронтальная, самопроверка по эталону, взаимопроверка.
В структуре урока можно выделить такие этапы:

·.   Организационный момент.

·
·. Актуализация знаний.

·
·
·. Постановка  учебной проблемы.

·V.  «Открытие» нового знания.
V.   Первичное закрепление.
V
·. Самостоятельная работа с самопроверкой.
V
·
·. Творческое воспроизведение.  
V
·
·
·.  Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

·X.  Домашнее задание.                  
Организационный момент, (этап самоопределения)
Цель: создание положительного самоопределения к деятельности на уроке,
обозначение области в учебном содержании.
 Произошло быстрое включение учащихся в учебную деятельность.  
 - выделение содержательной области (могу), (элемент обучения целеполаганию, через определение темы, над которой продолжим работать на этом уроке).
 -    включение эмоционального компонента (хочу). Решение эмоциональной саморегуляции, внутренняя саморегуляция (хочу, потому что могу). Произошёл эмоциональный настрой детей на урок через доброе слово учителя.
 Средства: беседа, опора на положительный опыт прошлых уроков.
 Результат: наблюдалась готовность детей к учебной деятельности.
- внутренняя актуализация
- положительное личностное отношение к включению в учебную деятельность каждого ученика.
-принцип психологической комфортности;
- принцип деятельности (обучение целеполаганию).
 Актуализация, (этап подготовки мышления к новому знанию).
     Цель: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания.  
- воспроизведение в памяти детей знаний, необходимых на данном уроке  (повторили изученные части слова, работая в группах). Выступали дети, у которых это же задание ранее вызывало затруднение. В роли контролёров были ученики, которые знают материал хорошо, т.е. был осуществлён индивидуальный подход.  
   Для того, чтобы заинтересовать учеников, настроить их на работу,   включила небольшой рассказ о «строительном» материале слов в занимательной форме.  
    Для тренировки мелких мышц руки, отработке каллиграфического навыка в урок включена минутка чистописания. Проведение данного упражнения развивает у детей внимание и аккуратность. На этом же этапе включила задание на  нахождение орфограмм в словах, что способствовало развитию орфографической зоркости школьников.
Постановка учебной проблемы, 
(подготовка детей к главному этапу урока).
Цель: постановка учебной проблемы.
- было выявлено и зафиксировано в громкой речи, где и почему возникло затруднение.
Я предусмотрела 4 хода событий:
 ученики в слове подсказка называли часть слова - а:
суффикс, окончание;
окончание;
молчат;
суффикс;                                  
Наметила 4 варианта выхода из проблемы, дети повели по пути.                            - была зафиксирована цель и тема урока.
Средства: создание проблемной ситуации, подводящий диалог к теме урока.
«Открытие» нового знания,  
Цель: открытие детьми нового знания и формирование способности к его выполнению.
- новое знание было открыто детьми через работу детей в парах.
      Произошло решение проблемной ситуации.  
В итоге новое знание фиксируется в речи и знаково.( вербализируем, фиксируем новое знание, возвращаемся к заданию, вызвавшему затруднение).
   Детям предложен объективно – обоснованный эталон, по которому они проверяли свою самостоятельную работу.
Реализовывались принципы:
- принцип деятельности, целостного представления о мире,
Психологической комфортности, вариативности,
Был выбран метод решения проблемы самостоятельно, достаточно чётко зафиксирован новый способ действий.
   На уроке была поставлена цель:
- формирование способности учащихся к самообучению и самообразованию;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
Поэтому использовала на данном уроке проблемное обучение.
Введение в учебный процесс урока элементов проблемности повышало активность учащихся, способствовало развитию у них познавательных интересов.
Первичное закрепление,
(понимание, структурное оформление нового знания).
- выполнение детьми типовых упражнений на новое знание.
- проговаривание способа выполнения в громкой речи.
Самостоятельная работа,
( создаётся ситуация успеха).
- самостоятельное выполнение детьми упражнения на новый способ действия.
- самостоятельная работа маленькая по объёму способствовала созданию ситуации успеха у детей и развитию интереса к уроку русского языка.
- самопроверка по эталону.
Принцип психологической комфортности, т.к. создаётся ситуация успеха и её самоощущение через выполнение требований к самостоятельной работе:
- узкая направленность,
- индивидуальность,
- небольшой объём.
Результат: индивидуальная рефлексия.
- адекватная самооценка,
- навык самоконтроля.                        
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. 
 Цель: осознание метода собственной  познавательной деятельности.
Формирование способности к самооценке.
Самооценка знания (+/-).
Ребёнку представилась возможность попробовать свои силы, что я могу, понял,  не понял.
Принцип психологической комфортности, т.к. создаётся ситуация успеха.
Вывод: урок достиг цели.