Конспект урока русского языка в 11 классе на тему: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них


Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при нихурок русского языка в 11 классеУчитель: Васильева Е.Г. Позиция в предложении Соединительныесоюзы Противительныесоюзы Разделительныесоюзы Одиночные и, да а, но, да (=но), однако, же, зато или (иль), либо, Повторяющиеся и…и,ни…ни или…или, либо...либо, то…то, Двойные как…так и,не только…, но и не то…не то, то ли…то ли I. Запятая ставится между однородными членами: [О, а О]. 1. Перед противительными союзами, например: Он коллекционировал не марки, а открытки. [и О, и О]. [и О, и О, и О].[О, и О, и О]. 2. Перед повторяющимися союзами, например:Он коллекционировал и марки, и открытки.Он коллекционировал и марки, и открытки, и значки.Он коллекционировал марки, и открытки, и значки. [как О, так и О]. 3. Перед второй частью двойных союзов, например: Он коллекционировал как марки, так и открытки. II. Запятая не ставится между однородными членами, соединёнными одиночным, соединительным или разделительным союзом, например: [О и О].[О, О и О].[О или О]. 1) Он коллекционировал марки и открытки.2) Он коллекционировал марки, открытки и значки.3) Привезите мне новые марки или значки. Примечания 1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше: Он хорошо рисовал, да и чертил неплохо.2. Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами: и…и, ни…ни: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря и т. п. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте. Определите способы связи однородных членов в предложениях, расставьте знаки препинания. 1) Собрались покричали и полетели за высокие горы за синие моря в тёплые страны.2) Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться думушку думать. 3) Подула Зима холодом сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Задание № 15 ЕГЭ 1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. Задание № 15 ЕГЭ 2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое.2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе.3) Этот генерал обладает не только военным талантом но и хорошими организаторскими способностями пользуется авторитетом в армии.4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями.5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно. Задание № 15 ЕГЭ 3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.1) В пушкинских стихах Петербургского периода любовная лирика представлена слабо но зато примечательно использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях с гражданской тематикой. 2) Конфликт мечты и реальности является основой романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова и многих других поэтов-романтиков.3) Мир Раскольникова и Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского изображается с помощью целого ряда сходных или очень близких мотивов.4) Платёж можно совер­шить не только в отделении банка но и через телефон и Интернет. 5) Погода была сухая и не слишком холодная и я пошёл бродить вокруг маленького но очень уютного селения. Дайте оценку пониманию данной темы.Напишите в тетради, как вы поняли тему.Всё понятно, разобрался на «отлично», «хорошо».Нужно поработать ещё дома, чтобы лучше понять тему.Не разобрался в теме. Материал в учебнике на странице 117-118.Выполнение упражнения по выбору:На «3»- №248,На «4» и «5» - №250