ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВах

ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВах
Цели: формировать умение интонационно выделять первый звук в словах; развивать внимание; воспитывать чувство отзывчивости и коллективизма.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
САШИНА КАША
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, –
Как люди говорят, –
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
С. Михалков
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Сегодня мы побываем в гостях у этого Саши и его сестренки Симы. Попробуем помочь Саше чисто и правильно произносить первые звуки в словах.
На доске представлены рисунки-изображения мальчика и девочки.
III. Работа по теме урока.
1. Фронтальная работа.
– Сима с Сашей играли, и все игрушки раскиданы по комнате. (Рисунки, аналогичные картинкам в учебнике, представлены на доске.) Скоро придет мама, и ребятам надо навести порядок. Поможем им? Для этого надо определить звук в начале каждого слова.
– Девочки будут помогать Симе. Ее игрушки те, в названии которых первый звук произносится мягко.
– Мальчики соберут игрушки, в названиях которых первый звук произносится твердо.
– Итак, за работу.
Учитель приглашает детей к доске по очереди: мальчик – девочка. Ребенок берет картинку, произносит слово, интонационно выделяя первый звук, помещает картинку под рисунок, изображающий мальчика или девочку.
– Назови слово.
– Произнеси слово так, чтобы первый звук слышался дольше других.
– Какой это звук? Произнеси его.
– Ребята, проверьте. Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук.
– Чья это игрушка?
– Ты прав(а). Молодец!
Аналогичная работа проводится со всеми словами – названиями картинок.
– Итак, порядок наведён. Посмотрим, какие игрушки оказались у Симы.
– Девочки, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.
– А это игрушки Саши.
– Мальчики, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.
– А у вас, ребята, есть любимые игрушки?
– Назовите их, выделяя в словах первый звук.
– У каждого человека есть любимые игрушки. Даже у взрослых. А. Барто рассказала о своих игрушках в стихах. Эти стихи вы знаете и, думаю, с удовольствием вспомните сегодня. (Учитель показывает книгу А. Л. Барто «Игрушки».)
Читающие дети читают стихи.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик. Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Бычок
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду. Зайка
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог –
Весь до ниточки промок.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. Мячик
Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
– Прокати, капитан! Игрушки
Спать пора. Уснул бычок –
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон –
Он слонихе шлет поклон.
2. Работа по учебнику: «Сравните эти звуки!»
– Мы не заметили, как наступил вечер.
Спать хотят мои игрушки,
Им под вечер не до игр.
После битвы смолкли пушки,
Не рычит уставший тигр.
А у синего дивана
Примостилась обезьяна. Вот и Симочкины куклы
Сели, сонные, в кружок.
Даже мяч – дружок мой круглый –
Закатился в уголок.
Мама мне шепнет на ушко:
«Собирать пора игрушки».
Т. Агибалова
– Сима уже расставила часть игрушек на полки. А Саша не может ей помочь. Вместо слова «машина» он говорит – «ашина», вместо «белка» – «елка». Плохой из него помощник. Видно, нам придется помогать.
– Какие игрушки стоят на первой полке? (М-м-мяч и м-м-ма-шина.)
– Подумайте, почему именно эти игрушки оказались рядом.
– Произнесите первый звук в каждом слове. (В первом слове – мягкий звук, во втором – твердый. Они образуют пару: [м] – ]м’].)
Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.
3. Дифференцированная работа «Назови звук и найди пару».
1-я группа работает под руководством учителя.
– Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. (Л-л-лиса.)
– Он твердый или мягкий? (Мягкий.)
– Шепотом произнесите названия остальных предметов. Найдите пару этому звуку.
– Произнесите слово, выделяя первый звук. (Л-л-лось.)
– Он твердый или мягкий? (Твердый.)
2-я группа выполняет то же задание в парах.
Проверка работы.
– Назовите слова парами. Произнесите так, чтобы было слышно первый звук. (Лиса – лось, петух – пушка, кот – кенгуру.)
– Назовите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
– Назовите слова, которые начинаются с твердого согласного звука.

IV. Продолжение работы по теме урока.
– Перед сном мама сказала ребятам, что она побывала в магазине игрушек. Подарки дети получат утром, но только в том случае, если правильно произнесут первый звук в словах.
Когда приходят взрослые в игрушечный отдел, Они смеются от души, совсем как дети-малыши, Они по-детски ахают: «Игрушки хороши!»
– Спят ребята. Саше снится страшный сон:
«В магазине продаются: робот, барабан, поезд, мяч, трактор, грузовик. Саша выбрал себе игрушку и хочет взять ее домой. Вокруг магазина течет речка, и вернуться домой можно только вот по мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. На перилах мостика сидит Ворон. Это ученый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук и какой первый звук в названии игрушки. Кто правильно скажет, тот пройдет. А кто не знает, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя. Вот пришел Саша к мостику, очень он хочет домой попасть, а перейти по мостику речку не может, потому что не знает, какой же в его имени первый звук».
– Испугался Саша и проснулся. Сразу взял букварь и стал учиться первый звук в своем имени произносить.
– А вы, ребята, знаете, какой первый звук в вашем имени? Назовите.
V. Итог урока.
– Исправился Саша. Помогли вы ему, ребята.
– Я всё понял, извините и за всё меня простите!Буду чисто говорить и за звуками следить!
– Чему вы научили Сашу?
– Красиво и правильно разговаривать учат скороговорки. Разучим скороговорку.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговариватьВсе правильно и внятно, чтоб было всем понятно.Мы будем разговаривать и будем выговариватьТак правильно и внятно, чтоб было всем понятно.Мы будем разговаривать и будем выговариватьТак правильно и внятно, чтоб было всем понятно