Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс Мир вокруг нас


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учебные результаты:
1. К концу изучения курса «Мир вокруг нас» обучающиеся смогут приобрести знания:
Природа: неживая и живая, растения дикорастущие и культурные, деревья, кустарники, травы, декоративные растения, животные дикие и домашние, насекомые, рыбы, птицы;основные признаки времен года;
некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
природные сообщества, взаимоотношения в животном и растительном мире.
2. К концу изучения курса обучающиеся смогут приобрести следующие умения:
различать объекты неживой и живой природы;
различать изученные группы растений и животных;
выполнять правила поведения в природе;
различать природные сообщества;
находить взаимосвязи в животном и растительном мире;
правильно ухаживать за комнатными и декоративными растениями и животными уголка природы.
Воспитательные результаты:
1.Обучающиеся смогут приобрести следующие социально значимые знания:
правил поведения в природе;
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в окружающем мире4преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой.
2. У обучающихся могут быть развиты следующие социально значимые отношения: коммуникативные (работа в парах, группе, участие в дискуссии, диалоге)3. Обучающиеся смогут приобрести опыт следующих социально значимых действий:
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человек.
Личностные результаты программы внеурочной деятельности.
Обучающиеся смогут:
определять под руководством учителя биологические понятия;
определять под руководством учителя экологические понятия;
высказывать под руководством учителя самые простые биологические и экологические понятия;
делать выбор в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества;
делать выбор, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
2. Cодержание курса внеурочной деятельности.
Представленная программа разработана для учащихся 5 класса
на 35 час - 1 час в неделю.
Программа имеет общекультурное направление .Формы организации внеурочной деятельности:
беседа, круглый стол, презентация, ролевая игра, тренинг, праздник, демонстрация, диспут, кинопросмотр, исследование, видеоконференция, конкурс, проект, викторина, акция, журнал, конференция, экскурсия.Содержание курса «Мир вокруг нас»
1. Вводное занятие (1 час).
Окружающая нас природа. Знакомство с обитателями уголка природы. Знакомство с техникой безопасности.
2.Сезонные изменения в природе (2 часа).
Лето. Наблюдения за природой летом. Экскурсия в лесопарковую зону. Проект «Правила поведения в природе».
3.Неживая и живая природа (1 час).
Признаки живой и неживой природы. Солнце - источник тепла и света для живого. Игра «Живое - неживое»
4.Воздух как экологический фактор (1 час).
Значение воздуха в жизни всего живого. Загрязнение воздуха. Защита воздуха от загрязнения.
5.Вода - источник жизни на Земле (1 час).
Роль воды в жизни растений, животных, человека. Загрязнители воды. Защита воды от загрязнения.
6.Разнообразие растительного мира (2 часа).
Многообразие растений: деревья, кустарники, травы, мхи нашей местности. Экскурсия в лес.
7.Разнообразие животного мира (2 часа).
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные. Экскурсия в лес. Зарисовка встреченных насекомых, определение вида. Видеофильм «Приспособления животных». Брейнг – ринг «В мире животных».
8. Среда обитания животных (2 часа).
Кто где живет. Животные местной фауны: лиса, бурундук, волк, лось, заяц, барсук, медведь; их места обитания. Проект «Я удивлён!» о животных. Видеофильм «Самые странные животные».
9.Культурные, дикорастущие, декоративные растения (4 часа).
Где растут культурные и дикорастущие растения. Отличия культурных растений от дикорастущих. Разнообразие культурных и дикорастущих растений. Составление гербария дикорастущих растений.
10.Комнатные растения (3 часа).
Комнатные растения - живой организм. Родина комнатных растений. Знакомство с видовым составом комнатных растений уголка природы. Роль комнатных растений в нашем здоровье. Правила ухода за комнатными растениями. Практическая работа по уходу за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление почвы, протирание и опрыскивание листьев). Игра «Путешествие с комнатными растениями».
11. Практическая работа «Клумба» (3 часа).
12. Красная книга природы (3 часа).
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Что такое Красная книга. О животных и растениях, занесенных в Красную книгу. Необходимость охраны животного и растительного мира. Твоя Красная книга. Животные и растения твоего края, подлежащие охране. Меры, необходимые для их сохранения. Проект «Красная книга Пензенской области».
13. Человек и животные (2 часа).
Ролевая игра «Это – всё кошки». Викторина «Собаки – наши друзья». Конкурс рисунков «Мой питомец».
14. . Практические работы (4 часа).
Уход за растениями клумбы. Ведение «Дневника наблюдений»
15.Природные сообщества (3 час):
а) лес;
б) луг.
Растения и животные леса, луга, Взаимосвязи между ними. Экскурсия в лес, луг.
16.Заключительное занятие. Викторина: «Мир вокруг нас».
Тематическое планирование
№ урока Тема Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных занятий
1. Вводное занятие 1 2-3 Сезонные изменения в природе.
2 1 1
3 Лето в жизни растений. Краски лета. 5. Экскурсия «Летние явления в жизни растений». 1 1
6. Неживая и живая природа. Игра «Живое – неживое»
1 7. Воздух как экологический фактор.
1 8. Вода - источник жизни на Земле Проект «Живи родник».
1
9-10 Разнообразие растительного мира 2 Многообразие растений тайги. 1 Экскурсия в лес. 1
11- 12 Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Видеофильм «Самые странные животные».
2 13-16 Культурные, дикорастущие растения. Практическая работа «Составление гербария дикорастущих растений». Экскурсия в лес. 1. 3
17-19 Комнатные растения
Игра «Путешествие с комнатными растениями 3 1. 20-22 Практическая работа «Клумба» 3 1. 2
23-25 Красная книга природы. 3 1 1.
Проект «Редкие животные и растения Пензенской области» 1 26-27 Человек и животные.
Ролевая игра «Это – всё кошки».
Викторина «Собаки – наши друзья».
Конкурс рисунков «Мой питомец».
Проект «Я удивлён!» о животных 4 1
1
1 28- 31 Практические работы.
Уход за растениями клумбы, рыхление, полив, прополка. 4 4
32-33 Растительные сообщества. Лес, луг. 1 34 Экскурсия в лес. 1
35 Заключительное занятие. Викторина «Мир вокруг нас» 1 Итого: 35 час Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа г.Сурска имени В.В.анисимова (МБОУ ООШ г.Сурска имени в.в.анисимова)
Лесной переулок, 10а , г.Сурск, 442301, Городищенский район, Пензенская область
тел. (884158) 22-6-07, e-mail: mouoosh-sursk@mail.ru, ОКПО 51999703, ОГРН 1025800743990, ИНН /КПП 5812004216/581201001
РАССМОТРЕНА
На заседании МО учителей ________________
от « »______20 протокол №______ СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР __________ Чернятьева В.В.
« » августа 201 г ПРИНЯТАПедагогическим советом МБОУ ООШ г.Сурска им В.В. Анисимова
Протокол № от
« »августа 201 г
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУООШ г. Сурска ___________ Н.Ю. СердцеваПриказ № ___
от « » 201 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас» для 5 класса
(общекультурное направление)