Планирование занятий кружка по духовно-нравственному воспитанию


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С.ЧЁРНЫШ
Утверждаю:
Приказ по школе №___от «__»__________2016г.
Директор школы-_______________ Л.А.Попова
Дополнительная общеобразовательная программа
внеурочной деятельности
«Истоки»
Направление развития личности – духовно-нравственное
5 класс
Составитель – Смолева Н.Ю., учитель русского языка и литературы
2016-2017 учебный год
Чёрныш
2016
Пояснительная записка

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которую решает общество — это проблема духовно-нравственного воспитания. В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как патриотизм, гражданственность, толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Одной из важнейших задач образования и воспитания в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

Новизна программы состоит в том, что она построена на принципе  взаимосвязи  понятий семьи, родной земли, истории малой родины с историей страны. Она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она способствует духовно-нравственному воспитанию школьника, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Занятия по программе данного кружка имеют большое познавательное и воспитательное значение.
Цель программы: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России через приобщение ребенка к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
Обучающие:
- углубление и расширение знаний учащихся о православной религии;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие интереса к истории нашего села, родного края, Родины;
- формирование целостного восприятия мира;
Воспитательные:
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- развитие ценностных отношений школьника к своему родному краю,  истории  свое страны и культуре;
Развивающие:
- развитие и формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- формирование культуры общения.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-12 лет.
Принцип построения программы
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития учащихся, учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одарённости.
Основные дидактические принципы программы: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступность, наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора.
Методы обучения чаще всего применяются в комплексе.
методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, беседа, игра, диспут; методы иллюстрации и демонстрации);
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа со словарями, видеоматериалами);
методы учебной работы по применению знаний на практике (упражнения, творческие работы);
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, выставки, конкурсы, викторины, проекты и другие).
Формы занятий: рассказ педагога и рассказы детей, беседы, дискуссии, встречи с интересными людьми, экскурсии в краеведческий музей, посещение Храма села Чёрныш,
конкурсы рисунков и мини-сочинений.
Средства организации обучения:
При проведении занятий используются произведения искусства, средства наглядности (репродукции картин), аудио-видео материалы, дидактические материалы, методические разработки по предмету, книги-первоисточники.
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся в течение учебного года, 1 раз в неделю по академическому часу, 35 часов в неделю.

 
Содержание программы
Россия – Родина моя (5)
Русь. Россия. Родина. Отечество. Россия − наша Родина. Защитники родной земли. Образы русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Защитник Коми земли Пера богатырь. Образ святого Георгия Победоносца. Граждане России - исторические лица и современники. Православные святые (Александр Невский, святой Лука, Сергий Радонежский). 9 декабря – День Героев Отечества. Герои Республики Коми и России.
Семья – хранитель духовных ценностей. (5)
Понятие семьи. Семья на Руси. Семья как источник любви и добра. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Роль семьи в жизни человека. Семья Царя Николая ІІ. Семейные профессиональные династии, дворянские династии и т.д.
Роль матери в семье. Ответственность матери за своих детей. День матери в России и мире. Роль отца. Бабушка и дедушка – источник мудрости. Ответственность детей за своих родителей.
О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии. Образ Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери. Петр и Феврония Муромские.
Фотографии и предметы быта как семейные реликвии. Семейная родословная.
Семейные реликвии.
Религия и культура. (12)
Принятие христианства на Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Славянская письменность. Кирилл и Мефодий.
Иконопись в древней Руси. Андрей Рублев. Феофан Грек. Современные иконописные мастерские.
Культурное наследие христианской Руси. Православный храм. Храмы, церкви и монастыри России (символика, убранство, назначение, правила поведения). Храм во имя Спаса Нерукотворного в селе Чёрныш.
Православные праздники. Традиции и обряды. Рождество Христово. Масленица. (Прощеное воскресенье). Вербное воскресенье. Пасха. Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культурная память поколений. Материальная и нематериальная культура. Культурные нормы и ценности.
История возникновения имен на Руси. Крещение ребенка и выбор имени. История русских личных имен делится на несколько этапов: дохристианский, христианский и советский. Крещение ребенка и выбор имени по святцам.
Творчество русских художников В.Васнецова, М.Нестерова, И. Макарова, С. Симакова, М. Врубеля и др.
Библия (10)
Книга книг – Библия. Библия и Евангелие. Уроки Ветхого и Нового Заветов. Потерянный рай. Ноев ковчег. Моисей. Десять заповедей – основа нравственности. Ученики Христа. Евангельские притчи. Притча о мытаре и фарисее. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Библия в отечественной культуре. Библия и современность.
Твой духовный мир (3)
Мир вокруг нас. Духовный мир человека. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности. Ценность образования. Умение учиться как важное качество современного человека. Жизнь М.В. Ломоносова. Великие ученые. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Учебно-тематический план
Тема Общее
количество В том числе
теоретические практические
Россия – Родина моя 5 4 1
Семья – хранитель духовных ценностей 5 4 1
Религия и культура. 12 9 3
Библия 10 8 2
Твой духовный мир 3 2 1
итого 35 27 8
Учебно-тематическое планирование
№ Тема занятия Основные
понятия Методы и формы
занятия Оборудование Формы
контроля Результат
обучения
Россия – Родина моя (5)
1 Моя Родина – Россия Теоретическое
занятие Компьютер, проектор Рисунок, Знать,что
2 Родник - начало жизни Теоретическое занятие Компьютер, проектор Рисунок 3 Святая русская земля Теоретическое занятие Компьютер, проектор Кроссворд 4 Отечество – земля Коми Экскурсия Компьютер, проектор Знать термины
5 Они сражались за Родину. Семья – хранитель духовных ценностей. (5)
6 Все начинается с семьи Понятие семьи. Семья на Руси. Семейные реликвии. Семья как источник любви и добра. 7 Мир семейного очага Роль матери в семье. День матери в России и мире. Ответственность матери за своих детей.
Роль отца. Ответственность детей за своих родителей. 8 Мир и лад в православной семье 9 10 «Загляните в семейный альбом» Религия и культура. (12)
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Что в имени тебе моём? 22 Библия
23 Книга книг.  Библия. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Твой духовный мир (3)
33 34 35 Итоговое
занятие Компьютер,
проектор
Вначале было слово.
4. Бог — Творец красивого мира (Изучение истории слова «спасибо»)
Интерактивная пирамида вежливых слов
5. Сотворение человека (Чтение и пересказ отрывков из Библии)
Изготовление фигурок человека из ниток
6. Правила жизни, данные людям (Запись современными понятиями)
Видеофильм Закон Божий, обсуждение
7. Иконы Божией Матери. Как изобразить доброе и красивое?
Рисование на тему «Доброта»
8.Древнейшая книга в России — Евангелие.
Мудрые мысли. Лампадка.
II
1. Как люди покинули Рай.
Чтение и пересказ отрывков из Библии
2. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.
Просмотр и обсуждение мультфильмов
3. Добрые и злые люди. (Жизнеописание святых : Серафима Саровского и др)
Проект: Рисование древа добродетелей
4. За что были наказаны люди. (Чтение и пересказ отрывков из Библии)
Творческая работа: рисование на тему «Счастье»
5-6.Нравственные категории. Человек- созидатель культуры. Человек — хранитель культуры.
Творческая работа: рисование на тему «Чудесная дружба»
7. Экскурсия в храм.
8. Всегда живое: Иконы. Храмы.
Проект: Возведение храма из цветной бумаги

Содержание программы
1.Мир Расписать
2. Культурное наследие. Памятники культуры.
Культурное наследие. Памятники культуры. Культура. Культурные нормы и ценности. Научатся:
объяснять и конкретизировать понятия культурные традиции и нормы, ценности.
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.
Высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные:
Ставят и формулируют цели и проблемы урока, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных эффективных коммуникативных задач.
Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ,в том числе во внутреннем плане. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Роль подростка в семье. День матери. беседа дискуссия Семья. Функции семьи. Роли в семье. Роль подростка в семье Научатся:
объяснять и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль. ценности.
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.
Высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные:
Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера
Коммуникативные:
Учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве
Регулятивные:
Учитывают установленные правила в планировании и контроле ,способе решения. Проявляют эмоциональную нравственность, отзывчивость
Памятный день 9 декабря – День Героев Отечества. Герои нашего города, района и школы. беседа дискуссия Ценностное отношение к России, своему народу, краю; страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
Научатся: формировать гражданскую позицию, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Получат возможность научиться: анализировать поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.
Высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Коммуникативные:
Допускают возможность существования у людей различных точек зрения , в том числе с его собственной , и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Регулятивные:
Определяют цели и личностно значимую проблему, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
3. Религиозные праздники. Рождество Христово. Пасха. – традиции и обряды.
Масленица. Народные традиции викторина Народная Культура. Культурные нормы и ценности. Научатся:
объяснять и конкретизировать понятия народные традиции и нормы, ценности.
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.
Высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные:
Самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель , используют общие приемы решения задач .
Коммуникативные:
Участвуют в коллективном обсуждении проблем , проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии
С поставленной задачи Определяют целостный социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразие народов, культуры и религии.
Мир семейного очага – Международный женский день выставка Семейные ценности и традиции Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура Научатся:
характеризовать семейные отношения; определить значение семьи для человека и общества. объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными.
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.
Высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные:
Самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель , используют общие приемы решения задач .
Коммуникативные:
Участвуют в коллективном обсуждении проблем , проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
Планируют свои действия в соответствии
С поставленной задачи Проявляют доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживанием им.
Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды. исследование Религиозная Культура. Культурные нормы и ценности. Научатся:
объяснять и конкретизировать понятия религиозные традиции и нормы, ценности.
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.
Высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Коммуникативные:
Допускают возможность существования у людей различных точек зрения , в том числе с его собственной , и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Регулятивные:
Определяют цели и личностно значимую проблему, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Определяют целостный социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразие народов, культуры и религии.
«Они сражались за Родину…» Книга памяти. Проект
исследование Ценностное отношение к России, своему народу, краю; страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
Научатся:
формировать гражданскую позицию, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Получат возможность научиться: анализировать поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.
Высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Коммуникативные:
Допускают возможность существования у людей различных точек зрения , в том числе с его собственной , и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Регулятивные:
Определяют цели и личностно значимую проблему, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Выражают гражданскую идентичность в форме сознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю
Икона как святыня. Что такое икона. Смысл и значение икон. Чудотворные иконы. Особо почитаемые иконы: Казанская, Владимирская, Иверская, Донская.
№ 5 класс 6 класс
Тема Основное содержание Тема Основное содержание
1 Моя малая
Родина. Где мы живем?
Какое место занимаем в жизни страны. Чем мы можем гордиться. Особенности нашего края. «Как тяжело нам было начинать свою судьбу на новом месте» Появление первых переселенцев на Дальнем Востоке. Нравственный подвиг наших предков. Распространение православного христианства на Дальнем Востоке.
2 Святая русская
земля. Образы Святых в русской истории. Сергий радонежский, Серафим Саровский Святой Лука. Их жизнедеятельность, святые места, связанные с их именами. Нравственный подвиг служителей Русской Православной церкви на дальнем Востоке. Деятельность Иннокентия Вениаминова.
священники-миссионеры их деятельность для переселенцев и коренных народов Дальнего Востока.
3 Святой источник нам дающий силы. Святые источники русской земли. История их появления. Места  расположения святых источников. Значение святых источников для русского человека. Святые источники Дальневосточной земли. Источник, находящийся на территории храма Серафима Саровского в Хабаровске.
Святые источники Приморского края.
4 Монастыри как центры образования Монахи - первые образованные люди на Руси. Монастырские библиотеки. Перевод и переписка книг. Церковно-приходские школы. История их возникновения. Значение церковно-приходских школ для страны. Роль Русской Православной церкви в развитии образования на Дальнем Востоке XIX веке. Развитие образования в Хабаровском крае. Роль Русской Православной Церкви в распространении грамотности на дальнем Востоке. Первые школы переселенцев. Роль православных священников, как первых миссионеров и учителей Дальнем Востоке.
5 Монастыри и Лавры
как места паломничеств. Паломничество. Его отличие от туризма. Отличие Лавры от монастыря. Знамение Лавры и монастыри страны. Лавра святого Александра Невского, Троице-Сергиева Лавра. Новодевичий монастырь. Монастыри Дальнего Востока. Женский монастырь святых Петра и Павла. История основания монастырей на Дальнем Востоке. Выбор места для монастыря. Женский монастырь святых Петра и Павла в Хабаровском крае. Мужской монастырь на территории Приморского края.
6 Православная Пасха. Что такое Пасха? Главный духовный смысл Пасхи.
Как готовиться к празднику.
Куличи, крашенки, как обязательные атрибуты праздника. Праздничная служба. Великий пост как духовное очищение человека. Что такое пост. Почему называют Великим. Какие еще бывают посты. Как готовится к посту и правильно поститься. Значение поста для верующего человека.
7 В жизни всегда есть место подвигу. Подвиг духовный.
Самопожертвование. Служба Отечеству и людям. Подвижничество, его значение. Память -духовный мост между поколениями. День Победы как великий праздник нашего многонационального народа. Окончание Второй мировой войны на Дальнем Востоке. Роль Русской Православной церкви в борьбе с фашизмом.
8 Образы Русских богатырей как защитников русской земли. Кто такие богатыри. Основное Занятие русских богатырей. Образы русских богатырей в русских народных сказках, былинах, в образах русских художников. Илья Муромец как былинный герой и исторический персонаж. Героический образ русских князей. Князья как реальные исторические личности. Подвиги князей во благо Отечества: защита земель от врагов, борьба за сохранение православной веры. Помощь в основании монастырей. Причисление к лику святых. Деятельность Святого Александра невского, Дмитрия Донского, благоверного князя Даниила московского.
9 Икона как святыня. Что такое икона. Смысл и значение икон. Чудотворные иконы. Особо почитаемые иконы: Казанская, Владимирская, Иверская, Донская. Особо почитаемые иконы Дальнего Востока. Виды икон. История особо почитаемых икон: Албазинской и Хабаровской икон. Места их нахождения.
Православные храмы Хабаровска. Сколько храмов в городе. Даты их основания. Месторасположение храмов. В честь какого святого построены. В чем особенность каждого храма. Почетные граждане г. Хабаровска. «Слава себе или людям? » Кого называют почетным гражданином? За какие заслуги дается это звание. История появления этого звания. Почетная доска города Хабаровска. Кто принимает решение о присуждении звания. «Почетные граждане» Хабаровска -кто они?

Требования к уровню усвоения курса:
По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на окружающий их социум, самостоятельно искать решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать. Занятия должны оказать влияние и на атмосферу в классе.
Формируемые ключевые компетентности:
- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;
- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;
- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество;
- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение;
- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;
Используемая литература:
З.П. Шабалина «Домашняя учебная работа школьников».
Интернет-ресурсы.
Образовательный портал Мой университет «Активные методы обучения», электронный курс.