Конспект урока в 3 классе. С.Д.Дрожжин Привет, Зимний день


Урок литературного чтения в 3 классе
Пейзаж зимнего утра. С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»
УУД: научится объяснять заглавие стихотворения «Привет» и подбирать синонимы к слову привет. Находить пейзаж в стихотворении «Зимний день». Работать с иллюстрацией и текстом самостоятельно. Получит возможность научиться сравнивать темы стихотворений и их интонационные рисунки.
П. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи.
Р. Определяет критерии оценивания совместной работы.
К.Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Работает в парах. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.
1. Организационный момент. Введение в тему.
 - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?
Дел у меня немало - я белым одеяломВсю землю укрываю, в лёд реки убираю,Белю поля, дома, а зовут меня ... (зима)
СЛАЙД 1
- Давайте выберем слова, которыми мы можем охарактеризовать зиму (хмурая, веселая, суровая, холодная, жаркая, морозная, снежная, дождливая, солнечная, белая, волшебная, яркая,)
- Вспомните поэтов, которые писали стихи о зиме. Прочтите отрывок наизусть и назовите автора. В помощь на слайде я разместила первые строки из произведений.
СЛАЙД 2
Не ветер бушует над бором… (Николай Алексеевич Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору… (Николай Алексеевич Некрасов)
Вот север, тучи нагоняя… (А.С.Пушкин)
Буря мглою небо кроет… (А.С. Пушкин)
Вот моя деревня… ( Иван Захарович Суриков)
2. Постановка цели урока.
- Молодцы! А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Как может звучать тема нашего урока?
СЛАЙД 3
- Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?
СЛАЙД 4
-Перед тем как приступить к знакомству со стихотворением, хотелось бы познакомиться с творчеством поэта.
- А как называется описание жизни человека, сделанное другими людьми?
- Какую информацию дает нам биография?
- Сегодня мы будем знакомиться с творчеством еще одного поэта, который очень любил это время года. Это Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
3. Освоение нового материала.
СЛАЙД 5
Знакомство с творчеством Спиридона Дмитриевича Дрожжина
- Самостоятельно прочитайте биографию, и поделитесь новой информацией.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.  Вся жизнь С.Д. Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.
В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург. Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.
В Петербурге занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.
В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни. Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни».
- Узнав дату рождения, можете сказать в каком веке творил свои произведения Спиридон Дмитриевич? (в 19 веке)
Работа над произведением. Проверка первичного восприятия
Чтение стихотворения учителем.
- Какую картину рисует поэт?
- Как автор описывает наступление дня? Прочитайте именно этот отрывок.
- Какое время суток изобразил поэт? (утро)
- Как автор описывает наступление дня?
- Сравните пейзаж зимнего утра на иллюстрации в учебнике и описание его поэтом.
- Сколько строф в этом стихотворении?
- А сколько строк в одной строфе?
Строфа́ - сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым, ритмическим, интонационным строением.
- Какой литературный прием использует автор в первой строфе? (олицетворение)
- Что такое Божий храм - церковь.
Дайте определение слову задворье (Задворье – задний двор, место позади двора).
Вторичное чтение
Самостоятельное чтение учащихся. Чтение учащихся вслух (2 - 3 человека)
Физкультминутка
- У Спиридона Дмитриевича есть еще одно замечательное стихотворение «Привет»
- Видя заголовок можно ли определить тему этого произведения?
- К кому и к чему обращается автор?
- Какое настроение у героя стихотворения?
- Вспомните стихотворение Ивана Никитина «Русь». Есть ли между ними что - то общее?
- Какие повторы вы видите в стихотворении? Для чего они? (с помощью повторов автор старается придать более яркое значение повторяющейся фразе, привлечь к ней внимание)
- И художники не остались в стороне от темы зимней природы. Посмотрите на репродукции картин.
1. Василий Дмитриевич Поленов СЛАЙД 6
2. Ефим Ефимович Волков СЛАЙД 7
3. Кондратенко Гавриил Павлович СЛАЙД 8
- Хотелось бы вам представить и музыкальное произведение, описывающее красоту зимней природы. Слушание произведения. СЛАЙД 9

4. Закрепление пройденного.
- При помощи чего поэт передает нам красоту зимней природы? А художник? Композитор?
- Какие литературные понятия мы сегодня повторили?
СЛАЙД 10

5. Итог урока. Рефлексия деятельности.
СЛАЙД 11
- Дети, прошу продолжить фразу и подвести итог урока.
На меня произвело впечатление…
У меня появилось желание …
Мне пригодятся эти знания…
На уроке я узнал (а) …
Во мне пробудились чувства, мысли…
- Рефлексия «Пейзаж чувств». Нарисуйте на этом сером зимнем пейзаже столько ярких синих снежинок, сколько положительных эмоций вы сегодня испытали на уроке литературного чтения.