Конспект по музыке тема Музыка утра

Конспект
пробного урока (занятия)
по музыке


Тема: Музыка утра.
Класс 1






Цель урока: Выявить, как композиторы, используя средства музыкальной выразительности, изображают природу в своих музыкальных произведениях.

Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с новыми понятиями: ритм, мелодия, динамика, произведениями, познакомить с биографией Э.Грига;
Воспитательные: Пробудить интерес к творчеству композиторов П. И. Чайковского, Э.Грига и Д. Б. Кабалевского;
Развивающие: Развить воображение, творческую фантазию, развивать в работе над песней: дыхание, напевность, мелодичность; в слушании: развивать умение сравнивать краски в музыке и в живописи.
Тип урока: Изучение новых знаний и закрепление старых.


Оборудование: Листочки с текстом. Иллюстрации раннего утра. Портрет Э. Грига, Чайковского.
У учителя:

У учащегося:


Оформление доски.







Оформление работы в тетрадях учащихся:




Музыкальный материал:
Э. Григ «Утро» - слушание,
П. И. Чайковский «Зимнее утро»,
Д. Б. Кабалевский «Доброе утро»,
Э.Григ «Утро» - исполнение.












I Организационный момент.













II Выход на тему урока. Беседа



































Прослушивание произведений П.И.Чайковского «Зимнее утро» и Э. Грига «Утро»















































































































Проговаривание.
















Прослушивание записи
Д.Б.Кабалевского «Доброе утро».



Беседа по записи








Физкультминутка












Творческая работа.






















Домашнее задание.





IV. Итог:















Ход урока.
Учитель: Здравствуйте ребята, настроимся на работу, посмотрите друг на друга улыбнитесь вправо влево, вот теперь мы готовы начать урок
Посмотрите на иллюстрацию.
Что вы видите на иллюстрации ? (природу, лес).
А что происходит с природой? (расцветает, оживает).
А какими красками пользовались художники, чтобы изобразить утро? (Светлыми).
А можно ли изобразить природу в музыке?
А какими красками можно изобразить природу в музыке?
Учитель: Как композиторы в музыке изображают природу?
Дети: 
Учитель: Сложно ответить, вот на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся это понять.
(выслушать варианты ответов)
Учитель: Молодцы, наш урок : «Музыка природы».
А какое у вас настроение?
(На доске появляется карточка «Музыка природы»).
Учитель: 
Утром встает солнце. Оно своими теплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило.
Учитель: Все, ребята, открывайте свои глазки. Кому удалось что-то представить?
Что представили?
Какое у вас настроение сейчас?
Охарактеризуй свое настроение. На доске карточки со словами. (Радостное, спокойное, игривое, бодрое, грустное, тревожное, непонятное, праздничное, солнечное, легкое, воздушное).
Учитель:  Посмотрите на доску. Портрет Чайковского. Вы знаете этого композитора? С какими произведениями вы уж знакомы? Давайте вспомним известного русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске. Родители Петра Ильича также любили музыку. Пётр был вторым ребёнком в семье: старший брат Николай, сестра Александра и Ипполит. Позже появились Братья-близнецы Анатолий и Модест. Учился в музыкальных классах в консерватории. Чайковский прожил 53 года. А после смерти Петра Ильича его брат- Николай написал о нем биографию. Давайте прослушаем произведение П. И. Чайковского.
постарайтесь услышать, как изменяется музыка.
Как вы можете озаглавить это произведение?
Прослушивание «Зимнего утра».
Как вы бы озаглавили?
Вопросы по содержанию.
Учитель: Что вы почувствовали? Ваше настроение изменилось? Каким бы вы нарисовали утро, которое только что услышали.
Посмотрите на доску. Портрет Э. Грига. Ребята, сегодня мы познакомимся с вами с норвежским композитором Эдвардом Григом. Эдвард Григ – это норвежский композитор, дирижер и пианист. Мать композитора была пианисткой, окончившей музыкальную консерваторию, куда обычно принимали только мужчин. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались. Все это Эдвард Григ делал из-за любви к музыке. Когда Григ женился, семейные невзгоды послужили поводом его сердечной болезни. Чтобы не думать о болезни, Григ уходит в творчество. Он стал замкнутым и редко куда-то выбирался. Не смотря на тяжелое положение, Григ продолжал заниматься творчеством. В возрасте 64 лет Эдвард Григ лег в больницу, где впоследствии скончался от астмы.
Сейчас прослушаем его произведение. Дайте ему свое название.
Прослушивание записи Э. Грига «Утро».
Беседа: Скажите, как бы вы назвали?
А почему?
Что изменилось в этом произведении?
Ребята, вы обратили внимание насколько красочно Эдвард Григ изобразил в своей музыке утро?
Давайте запишем с вами в тетради название произведения и автора.
Разучивание «Утро» Грига.
Учитель: Рисуя картины, художники пользуются своим « художественным» языком. С помощью чего художник рисует картину?
Дети: Кисти, краски, полотна и т.д.
Учитель: А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего композиторы могут изобразить сказку природы?
(выслушать варианты ответов)
Учитель: Совершенно верно! У композиторов есть свои звуковые краски, которые называются - средства музыкальной выразительности. Давайте, мы некоторые перечислим и запишем в тетради.
Мелодия, темп, динамика.
Мелодия какая? Как изменяется мелодия в произведении? Мелодия, как и речь, не течет непрерывно. Она бывает плавной и отрывистой, двигаться вверх по ступени и вниз.
Изменяется ли темп? Как? Темп может быть спокойным или быстрым.
А как композитор нам показал рассвет? Как он показал, что солнце всходит? Как начиналось громко или тихо? Постепенно звучание, громкость нарастала? Вот когда в музыке звучание постепенно нарастает или постепенно угасает- это называется динамикой. Она может быть громкой или тихой.
На доске появляются карточки со средствами музыкальной выразительности. Запишите.
Учитель: Все это, является средства музыкальной выразительности.
Учитель: На доске карточка « Доброе утро». Ребята, давайте произнесем эту фразу с разной интонацией. Но для начала нам нужно повторить, какой же бывает интонация?
Какой? (Когда называют, на доске появляются карточки со словами вопросительная, восклицательная, утвердительная).
Давайте проговорим:
Доброе утро.
Доброе утро!
Доброе утро?
Учитель: И так, внимание! А сейчас, давайте послушаем как изобразил доброе утро композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.
(Включается запись Д. Б. Кабалевского «Доброе утро».)
Учитель: 
Как звучит музыка в начале и в конце произведения? (Жизнерадостно, стремительно, светло, восторженно, мягко, нежно).
Какие музыкальные инструменты звучали? (скрипка, симфонический оркестр.)
(Дети высказывают свое мнение)
Ребята, встаньте все. Немного разминемся.
Лягушки. На болоте две подружки,   Две зелёные лягушки   Утром рано умывались,   Полотенцем растирались,   Ножками топали,   Ручками хлопали,   Вправо, влево наклонялись   И обратно возвращались.
Учитель: Ребята, а вы знаете какие – нибудь стихотворения об утре?
А рассказы?
А песни?
Учитель: Ребята, сегодня мы говорили узнали о том, какими красками можно изобразить утро, каким изобразите его вы? Давайте постараемся красками передать настроение музыки, ведь мы прослушали целых 3 произведения.
Учитель: Молодцы, мне бы хотелось узнать, а ваше настроение изменилось? Обращаю ваше внимание на наши опорные слова для выражения настроения.
(мнения детей).
Учитель: А какое произведение, из тех, которые мы сегодня прослушивали, на ваш взгляд созвучно с иллюстрацией? Какое ты настроение музыки ты передал?
Как ты подчеркнул это в своем рисунке? Ребята, дома сделайте карточки с изображением настроения. Это может быть солнышко и тучка. Солнышко будет означать веселое, радостное настроение. А тучка – грустное, печальное.
Учитель:  Ребята, что мы делали на сегодняшнем уроке?
Сегодня на уроке мы узнали:
композиторов;
музыкальные произведения; 
музыкальные инструменты; 
Учитель: Музыка, «рисующая» разные образы в своих звучаниях достигает небывалой красочности, может быть даже большей, чем на полотнах живописцев.
Всем спасибо за активное участие на уроке, интересные ответы, творческие работы.