Занятие по основам экологии Живая и неживая природа

Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы

Образовательная область: «Познание»
Раздел: Основы экологии
Тема: Живая и неживая природа
Цели: учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой. Развивать машление, речь, интерес к объектам живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Билингвальный компонент: природа-табигат, птица-куз, рыба-балык.

Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей


Мотивационно-
побудительный
Приносит в группу предметы, сделанные руками человека, объекты живой и неживой природы в трех мешочках.
Проявляют интерес к содержимому мешочков.


Организационно –поисковый










Объясняет понятия «живая», «неживая» природа.
Мир живой природы – это  растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается. Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается.  Это все, что нас окружает  –  звезды,  луна,  планеты, солнце,  горы, вода,  камни, воздух  и  др.  И человек,  и все живые организмы не могут жить без неживой природы. Предметы,сделанные руками человека не относятся к неживой природе.

Организует дидактическую игру на классификацию объектов природы «Живая-неживая».

Игра «Закончи предложение» 1) неживая природа  –  это (звезды, луна, ветер,  вода,  воздух  и  др.) 2) живая природа – это (растения, животные, насекомые, рыбы) 3) все живые организмы  не могут жить без (неживой природы).

Физминутка «Капельки» (звучит аудиозапись  «Звуки  природы») Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья. Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Психогимнастика «Зернышко» (звучит спокойная музыка)
Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза. Представь, ты – маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх,  и  твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые  зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе  так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый  цветок. Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?  Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему  при хранении  семена не прорастают? Наши  фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
Опыт «Посадим зернышко»



Понимают и запоминают значение новых слов.





















Активно учавствуют в игре, коментируют свой выбор.


Дети заканчивают предложения











Дети бегают, «поливают» землю













Представляют себя зернышком
































Отвечают на вопрос















Проводят опыт (сажают зернышко и поливают)

Рефлексивно – корригирующий



Предлагает детям сделать выводы, дополняет ответы.

Завершает стихотворением
Л.Дайнеко ««Вот на земле огромный дом».»
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой, Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. 2)Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья.
3)Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом.

Спасибо всем.  Я говорю вам – молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками.

Делают выводы об объектах природы, о связи человека с природой и бережном отношении к ней.

Слушают стихотворение















Прощаются, благодарят.


Ожидаемый результат:
Знать: понятия
- «живая» природа;
- «неживая» природа.
Иметь: представления
- об отличии объектов живой и неживой природы объектов неживой; природы от предметов, сделанных руками человека;
- о взаимосвязи живых и неживых объектов природы, о значении их в жизни человека.
Уметь:
- классифицировать объекты живой и неживой природы;
- отвечать на вопросы;
- называть признаки отличия.






Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы
Дата;
Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Музыка
Тема: «В степи»
Цели: Формирование элементарных представлений дошкольников о музыкальной культуре Казахстана
Копилка музыкальных терминов: легенда
Музыкальный репертуар:
«Жайдарман» – каз. нар. муз. в обр. Е. Умирова.
«Тамаша» муз. И. Нусипбаев
«Праздничная пляска» муз. М. Красиной.
Оборудование, наглядный материал:
Птица Музыка, карточки с голосовыми дорожками
Билингвальный компонент:
Этапы
Деятельности
Действия воспитателя
Действия детей


Мотивационно-
побудительный
Вход под музыку: «Вальс» П.Чайковский


Музыкальный руководитель предлагает детям вновь побывать в волшебной стране Музыки, знакомит с древней легендой о птице Музыки
Предлагает отправится на «Музыкальную поляну»
Двигаются легко на носочках, соблюдая дистанцию

Дети слушают



Поют песню «Кораблик», имитируя движения

Организационно –поисковый














Музыкальная поляна
Восприятие музыкального произведения:
Птица Музыка касается крылом самых активных детей

Развитие слуха и голоса: музыкально-дидактическая игра «Голосовые дорожки»



Усвоение певческих навыков: Чтоб красиво песня зазвучала, распоёмся мы сначала.
Распевка «Дождик»



Пение
Вот вы и разбудили голоса,
Теперь споём песню – «Тамаша»

Птица касается крылом детей, лучше всех справившихся с пением



Музыкально-ритмические движения:
Упражнения: «Оркестр для ног»

Развитие танцевальных способностей: «Праздничная пляска»

Музыкально-игровое творчество: «Кто скорее» каз. народная мелодия в обработке Е.Андосова

Развитие индивидуальных способностей
Определяют характер и содержание музыкального произведения, запоминают автора
Ведут по линии пальчиком и стараются голосом на звуке: «А», «О», «И» пропеть эту линию.
Дети поют попевку, отстукивая ритм ладошками по коленкам.
Поют лёгким, подвижным голосом, чётко проговаривая слова

Под музыку выполняют танцевальные движения.


Дирижер выбирает лучших исполнителей, над ними опускается Птица- Музыка.

Ритмически чётко выполнять танцевальные движения в парах
Реагитуют на изменения в музыке


Выполнятют элементы казахского танца

Рефлексивно – корригирующий

Музыкальный руководитель подводит итог, предлагает поделиться своими впечатлениями
Высказывают свое мнение, говорят что нового узнали.




Ожидаемый результат:
Знать: некоторые произведения композиторов Казахстана.
Иметь: простейшие исполнительские навыки.
Уметь:
- различать динамические оттенки, передавая их в движении;
понимать образное содержание.


Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы

Образовательные области: «Здоровье»
Разделы: «Физическая культура», «Валеология»
Тема: Прыжки в высоту с места. Подпрыгивание на двух ногах. Упражнения в бросании и ловле мяча.
Цель: Обучать детей энергичному отталкиванию двумя ногами от пола и взмаху рук в прыжках с доставанием до предмета (в высоту); упражнять в подбрасывании мяча вверх двумя руками и беге; развивать ловкость, выносливость, координацию движения.
Оборудование: мячи по количеству детей, 2 стойки, шнур, ленточки, колокольчик, проигрыватель, диск «Звуки живой природы».
Билингвальный компонент:
Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей


Мотивационно-
побудительный
Приветствует детей, спрашивает:
«Ребята, вы хотите отправиться в поход?»
Читает стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы идем в поход опять.
Так и тянет нас на волю
Приключения искать.
Только слабеньким, друзья,
В наш поход идти нельзя.
Вы сначала тренируйтесь,
Бегайте и соревнуйтесь.
Посмотрите все на нас,
Мы спортсмены – высший класс!
Проявляют интерес,слушают стихотворение.


Организационно -поисковый
Построение в шеренгу, ходьба и бег в колонне по одному.



Ходьба и бег между предметами.
Ходьба на носках.




Общеразвивающие упражнения с мячом.
Обращает внимание на одновременное начало и окончание упражнений,следование подсчету.
Основные движения.
Прыжки в высоту, подпрыгивание на двух ногах.
Подбрасывание малого мяча вверх двумя руками и ловля, стараясь не прижимать к груди.
Бег.
Предлагает детям разделиться на две подгруппы.Объясняет задание для каждой подгруппы.







Бег.




Релаксация под музыку «Звуки живой природы»



Подвижная игра «АK с_йек»
Объясняет правила, выбирает ведущего.

Игра малой подвижности «У кого мяч?».
Обращается к детям: «А сейчас нам пора домой, давайте скажем волшебные слова».

Выполняют указания воспитателя, переходят с одного вида движения на другой.

Двигаются в колонне «по узкой тропинке».
Обходят «кочки» и «пеньки».
Идут тихо, чтобы не разбудить спящих птичек.
Выполняют упражнения, стараются соблюдать направление, амплитуду, темп движения.











Первая подгруппа выполняет упражнения с мячами, вторая выполняет прыжки в высоту, стараясь достать подвешенный между стойками колокольчик (сорвать «орех»).
Затем дети меняются местами.

Бегут в среднем темпе до 1,5 мин.
Приобщают лесных жителей к здоровому образу жизни.
Принимают удобное положение и закрывают глаза.


Выстраиваются в шеренгу, ищут «белую кость» и бегут к ведущему.
Образуют круг, выбирают водящего, который угадывает, у кого мяч.

Закрывают глаза, кружатся вокруг себя и говорят: «Раз, два, повернись, снова дома очутись»

Рефлексивно - корригирующий
Хвалит детей, благодарит за интересное путешествие, спрашивает, что им понравилось сегодня в походе.
Высказывают свои впечатления .


Ожидаемый результат:
Знать:
- последовательность, правила выполнения упражнений;
- названия и правила подвижных игр.
Иметь:
- представления о казахских национальных играх;
- навыки ходьбы и бега в колонне.
Уметь:
- прыгать в высоту, энергично отталкиваясь двумя ногами от пола со взмахом рук;
- подбрасывать малый мяч двумя руками и ловить, не прижимая к груди;
- распределять и концентрировать внимание при выполнении заданий;
- расслабляться под музыку.






















Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы

Образовательная область: «Познание».
Раздел: формирование элементарных математических представлений.
Тема: «Ориентация в пространстве: на – над – под, впереди – сзади, справа – слева».
Цели: учить определять расположение предметов в пространстве. Развивать интерес к математике, речь, внимание, самостоятельность. Воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество.
Словарная работа: на – над – под, впереди – сзади, справа – слева.
Билингвальный компонент: справа –оннан, слева – солдан, впереди
Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей


Мотивационно-
побудительный
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Вы узнали их? Давайте поздороваемся с ними. А теперь поздороваемся друг с другом. Мальчики пожмут друг другу правые руки. А девочки поприветствуют друг друга хлопком правой руки. Вот так (показ).
Проявляют интерес, здороваются.









Организационно –поисковый














Обращает внимание детей на домик (теремок). Спрашивает: «А что это у нас такое стоит? Из каких геометрических фигур состоит он?
Наши гости пришли к вам за помощью. Они просят расселить их в теремочке так, чтобы он не сломался. Но сначала скажите, как расположены у нас гости.
Игра «Кто где живет».

Физминутка «Великаны и лилипуты»

Игра на ориентировку в пространстве «Кто где находится?»



Игра «Художники». Воспитатель с детьми придумывают и рисуют картину: в центре – избушка, вверху, на крыше, - труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот и т.д.
Отвечают на вопросы.





Определяют из каких геометрических фигур они состоят. Называют расположение животных. Расселяют животных по окошкам.


Поднимают руки вверх и встают на носочки, приседаю на корточки.


Принимают участие в игре.

Рефлексивно – корригирующий
Подводит итог, благодарит детей за помощь гостям.

Поясняют как помогли гостям.


Ожидаемый результат:
Знать:
- термины, определяющие пространственное расположение: на – над – под, впереди – сзади, справа – слева;
- названия геометрических фигур;
Иметь: представление о пользовании простейшим планом.
Уметь:
- определять расположение предметов в пространстве;
- видеть геометрическую форму в окружающих предметах;





















Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы

Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Лепка
Тема: Кесе
Цели: Учить работать конструированным способом, намечать последовательность исполнения работы.
Словарная работа: замысел, пластика.

Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей


Мотивационно -
побудительный
Приносит в группу варианты кесе.
Просим вылепить кесе для кукол.
Рассматривают кесе, проявляют интерес к изделиям.

Организационно –поисковый







Беседует с детьми о бытовой керамике, глине, знакомит с гончарным кругом.
Рассказывает о секретах форфорового произодства.
С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Сначала они были примитивными, легко ломались и пропускали воду. Прошли века, и люди научились с начала сушить на солнце, а потом и обжигать глиняную посуду. Огонь делал ее прочной и более красивой. Прошли еще века, и вот появился самый первый станок - гончарный круг. Стали создаваться гончарные мастерские. В них горели печи, в которых обжигали вазы и кувшины. В большой яме рабочие месили глину ночами. Другие работали у гончарного круга. Круг все время вращался, и это вращение помогало вытягивать сосуд, придавая ему совершенную форму. Вылепленную вазу после, обжигая в печи, передавали художнику, который расписывал ее орнаментами или сценами из мифов. Обожженные изделия из глины называются керамикой.
Это кувшины, вазы, тарелки, небольшие фигурки людей, зверей, а также плитки для украшения стен. Изделия из натуральной окрашенной глины (она бывает серой, красноватой и даже черной) называются терракотой. Гончарный круг и способы изготовления изделий из глины дошли до наших дней почти без изменения. В нашей республике много красивой, изящной посуды и других изделий из керамики и фарфора было выпущено на Капшагайском фарфоровом заводе и на заводе художественной керамики в Алма-аты.
Это столовая посуда, вазы, чаши, блюда, тарелки, чашки. Они украшены национальным орнаментом, отличаются оригинальностью форм и своеобразием колорита. Узоры, нанесенные кисточкой художника, то еле видны в нежном рисунке, то ярко выделяются на фоне других. Посуда радует глаз переливами красок, красивым орнаментом.

Проводит словарную работу.
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.


Знакомятся с капшагайской посудой.

Понимают и запоминают значение новых слов.

Рефлексивно – корригирующий






Предлагает детям вылепить посуду – кесе для кукол.
Уточняет способы лепки.
Разбирает приёмы заглаживания поверхности, нанесения орнамента.
Лепят кесе и расставляют на подносе.


Ожидаемый результат:
Знать: работу художника – орнаментальщика, украшающего предметы быта;
Иметь: представление как в древние времена гончары изготовляли посуду;
Уметь:
- лепить изделие конструивным способом лепки, путем соединения полос и заглаживания соединения деталей;
- испытывать чувство гордости за свой народ, его культуру.






















Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы

Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Лепка
Тема: Торсыктакдар
Цели: Учить работать конструированным способом, намечать последовательность исполнения работы.
Словарная работа: писла- кесе, посуда-ыдыс

Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей


Мотивационно -
побудительный
Приносит в группу варианты торсыка.
Просим вылепить торсык для кукол.
Рассматривают кесе, проявляют интерес к изделиям.

Организационно –поисковый







Беседует с детьми о бытовой керамике, глине, знакомит с гончарным кругом.
Рассказывает о секретах форфорового произодства.
С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Сначала они были примитивными, легко ломались и пропускали воду. Прошли века, и люди научились с начала сушить на солнце, а потом и обжигать глиняную посуду. Огонь делал ее прочной и более красивой. Прошли еще века, и вот появился самый первый станок - гончарный круг. Стали создаваться гончарные мастерские. В них горели печи, в которых обжигали вазы и кувшины. В большой яме рабочие месили глину ночами. Другие работали у гончарного круга. Круг все время вращался, и это вращение помогало вытягивать сосуд, придавая ему совершенную форму. Вылепленную вазу после, обжигая в печи, передавали художнику, который расписывал ее орнаментами или сценами из мифов. Обожженные изделия из глины называются керамикой.
Это кувшины, вазы, тарелки, небольшие фигурки людей, зверей, а также плитки для украшения стен. Изделия из натуральной окрашенной глины (она бывает серой, красноватой и даже черной) называются терракотой. Гончарный круг и способы изготовления изделий из глины дошли до наших дней почти без изменения. В нашей республике много красивой, изящной посуды и других изделий из керамики и фарфора было выпущено на Капшагайском фарфоровом заводе и на заводе художественной керамики в Алма-аты.
Это столовая посуда, вазы, чаши, блюда, тарелки, чашки. Они украшены национальным орнаментом, отличаются оригинальностью форм и своеобразием колорита. Узоры, нанесенные кисточкой художника, то еле видны в нежном рисунке, то ярко выделяются на фоне других. Посуда радует глаз переливами красок, красивым орнаментом.

Проводит словарную работу.
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.


Знакомятся с капшагайской посудой.

Понимают и запоминают значение новых слов.

Рефлексивно – корригирующий






Предлагает детям вылепить посуду – торсыкдля кукол.
Уточняет способы лепки.
Разбирает приёмы заглаживания поверхности, нанесения орнамента.
Лепят и рторсык асставляют на подносе.


Ожидаемый результат:
Знать: работу художника – орнаментальщика, украшающего предметы быта;
Иметь: представление как в древние времена гончары изготовляли посуду;
Уметь:
- лепить изделие конструивным способом лепки, путем соединения полос и заглаживания соединения деталей;
- испытывать чувство гордости за свой народ, его культуру.


15