Конспект урока В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.
Задачи урока:
Образовательные: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях; познакомить ребят с особенностями неживой и живой природы в зимний период.
Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, памяти и связной устной речи.
Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Необходимое оборудование и материалы :

- экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
- презентация к уроку.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
- раздаточный материал.

Организационный момент.
- Ребята, встали, подравнялись, приготовились к уроку.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь соседу по парте. Тихонько сядьте.
- Давайте, передадим друг другу свое тепло и с хорошим настроением приступим к работе!
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.
А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку: слайд 1,2


Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.

- Я вас приглашаю в гости к зиме.
- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) слайд 3
- Что относится к неживой и к живой природе?
(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
Актуализация знаний.

- Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?
- Назовите признаки зимы?
Обобщение признаков зимы Слайд 4

4. Зимние месяцы. Слайд 5 - 8
А что за скакуны запряжены в тройку царицы зимы?
- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)


Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.


Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

Ребята, а какие народные приметы вы знаете?

Народные приметы.
Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
Дым столбом - к морозу.
Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
Холодная зима – жаркое лето.

5. Неживая природа зимой. Слайд 9
- Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)
- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите
- Какая стоит погода? Какое настроение хотел передать автор?
Какой цвет использует художник больше и почему?
(Используется много белого цвета, чтобы изобразить снег) ?


Учитель. А из чего же состоит снег?
Ученик 1.
Какими бывают снежинки? Слайд 10
- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
- Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
- Рассмотрите разнообразные снежинки.
- Как образуется снег, расскажет ученица.
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
Сорок восемь видов, вариантов, комбинаций! Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю.
6. Работа по учебнику
А сейчас поработаем по учебнику.
Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)
Беседа по прочитанному.
- Какие явления в неживой природе происходят?
Природные явления зимой. Слайд 11,12,13.
оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).
гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).
снегопад (выпадение снега из облаков).
метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).
изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).
- А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)
Ребята, а чем отличается вьюга от метели?
Метель - метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга - это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е.очень серьёзно.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.
Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.
Гимнастика для глаз

7. Игра «Хлопки».
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

8. Зимняя жизнь растений.
–На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) (Слайд 14)
-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)
-Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 15)
-Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 16)
-Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.) .
Физкультминутка. (Проектор отключается)
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Учащиеся выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)
9. Секреты животного мира.
–На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 17)
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
- Отгадайте загадку:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка) (Cлайд 18, по щелчку появляется отгадка и картинка)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) (Слайд 19)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

Загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса ) (Слайд 20)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц) (Слайд 21)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
(Cлайд 25)
Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.
Рассказ учителя о зимней жизни зверей: мышь, ласка, волк, кабан, лось. (Слайды 22-24)
Это интересно!
Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.
Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.


10. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 25)
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
Учащиеся выполняют задание в парах, используя раздаточный материал (приложение 1). Выполненное задание коллективно проверяется.

11. Жизнь птиц зимой. . . (Слайды26- 27)
А теперь поговорим о жизни птиц зимой.
- Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?
- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- А на какие группы делятся зимующие птицы? (оседлые и качующие)

Назовите перелетных птиц? (иволга, стриж, ласточка, жаворонок, скворец, грач)

-Назовите зимующих птиц.
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)


Давайте вспомним оседлых и кочующих птиц.

Рассказ учеников о клестах и синицах. (Слайд 28)
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. В питании клеста есть особенность: срывая шишку он съедает только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные на снегу шишки подбирают белки, дятлы. Это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее брошенные шишки для мышей. Т.к. они сами не могут сорвать шишку с дерева.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. Обсудите. Что страшнее для птиц зимой голод или холод? Почему?

-Чем питаются птицы зимой?
Пшено, просо, овёс, пшеница;
Семена подсолнечника;
Ягоды рябины, боярышника;
Семена клёна, ясеня;
Шишки, жёлуди, орехи;
Хлеб, хлебные крошки.
-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
- Что произойдёт, если не будет птиц?


Самостоятельная работа с самопроверкой .
- А теперь давайте проверим , как хорошо вы усвоили материал, выполните тест.
1. Тест «Природа зимой»
Что животным страшнее зимой?
1) холод
2)голод
2. Зимой температура:
1)Ниже нуля
2)Выше нуля
3. Чем питаются зимующие птицы в лесу?
1)Комарами
2)Мухами
3)Почками деревьев и ягодами растений
4. Какую птицу ты не сможешь увидеть зимой у своей кормушки?
1)Снегирь
2)Ласточка
3)Синичка
5. Узнай птицу по описанию
Клюв крестообразной формы, использует клюв для лазания. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это дневная, шумная и подвижная птица. Она питается семенами шишек, хвойными тлями, семенами подсолнуха, боярышником, рябиной.
1)Клест
2)Дятел
3)Снегирь
4)Синичка
Проверка производится с помощью учителя. Коррекция ошибок.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?
-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?
- Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?
Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите снежинку синего цвета.
Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите снежинку голубого цвета.
Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите снежинку белого цвета.
- Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт. (Слайд 36)
Домашнее задание.
Прочитать статью в учебнике – с.130-137.
Нарисовать рисунок «Зима»















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Рисунок 2 Заголовок 315