Занятие с элементами тренинга Работа с книгой (текстом)В рамках реализации требований федеральных образовательных стандартов в начальном звене


Занятие с родителями РАБОТА С КНИГОЙ (ТЕКСТОМ)
Книга - величайшее изобретение человека. Невозможно представить жизнь человеческую без книги. Она сопутствует человеку с младенчества и до глубокой старости. Она помогает ему получить образование, познать мир и самого себя.
Работа с ней - важный метод обучения. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.
Цель занятия - формирование знаний и умений по работе с книгой и основ читательской самостоятельности (как работать с текстом, чтобы глубже его понять и легче запомнить).
Задачи:
познакомить с этапами работы с текстом;
познакомить с методикой работы с книгой, текстом (выписки, цитаты, план, конспектирование, дневник чтения);
учить составлять алфавитный список литературы;
систематизировать знания в процессе работы с книгой.
Ход занятия:
На данном занятии вам предлагаются читательские приемы детей. Но это вовсе не значит, что вы, как родители, должны им строго следовать, это один из вариантов работы. Предложенная вам модель – не шаблон. Вы можете работать своими путями, главное, чтобы они приносили лучшие результаты.
Вся работа с текстом делится на Ш этапа.
I этап: работа до чтения текста
II этап: работа во время чтения
III этап: работа после прочтения текста.
I этап: работа до чтения текста: начинай работу с заголовка, настраивай себя на дальнейшую работу с текстом (включенность в работу).
Хорошее чтение – диалог между автором книги и читателем. Прежде, чем заговорить с кем то, вы знакомитесь. Беседа с книгой, с главой, параграфом начинается со знакомства с заголовком. Многие «неидеальные» читатели не запоминают, не обращают внимания на такие «мелочи», как имена авторов, названия книг и эпиграфы. И получается, что «Повести Белкина» А.С. Пушкина написал Белкин.
Прочитав заголовок, спрашивайте ребенка:
о чем здесь пойдет речь?
что предстоит узнать?
что ты уже об этом знаешь?
Таким образом, можно мобилизовать все свои прошлые знания, появляется ожидание новых знаний.
Итак, вы настроились на работу и переходите ко II этапу.
II этап: работа во время чтения.
Ведите диалог с текстом, выявляйте совместно с ребенком скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. Выясняйте трудные для вас вопросы: делайте выписки, подчеркивайте важные мысли, изучайте схемы, чертежи, таблицы. Разбирайте конкретные примеры. В этом этапе работа ведется от меньшего к большему: абзац, раздел, параграф, глава, вся книга.
Диалог с текстом – стержень этого этапа. Чтобы он был полноценным, надо по ходу чтения вести разнообразную умственную работу. У вас по ходу чтения должны возникнуть вопросы к тексту; прервите чтение, осмыслите текст, факт, предскажите возможные пути проверки и предположительные результаты, выдвигайте гипотезы. Конечно, проще прочитать текст и найти ответ двумя абзацами ниже. Но мысль, понятую с чужих слов, вы никогда не усвоите так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом, добытую самостоятельно. В результате такого творческого чтения родятся новые идеи, отыскиваются ошибки и неточности в ваших прежних знаниях.
Сократ, выдающийся мыслитель Древней Греции, считал, что к поиску истины побуждают вопросы. В скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. Учитесь искать вопросы и ответы на них.
Вопросы могут быть примерно такими:
о чем здесь говорится?
что тебе уже об этом известно?
что именно об этом сообщается?
чем это можно объяснить?
с чем это нужно не перепутать?
что из этого должно получиться?
для чего это делается?
когда и как это можно применить?
Ответ вы можете искать дальше по тексту. А можете отложить текст, обдумывая ответ самостоятельно, строить свои предположения, как должен решиться вопрос. При чтении осуществляете самоконтроль, проверяя, совпадает ли ответ на вопросы с предложенными в тексте. Проверка своей работы станет привычкой, потребностью, одним из важных средств личности. Дайте себе отчет в знании или незнании, обращайте внимание на непонятные слова, выражения, ищите их значение, непонятные они мешают усвоению текста. Здесь вам помогут словари, справочники, дополнительная литература или объяснение взрослого.
Внимательно изучайте схемы, таблицы, примеры, поясняющие ту или иную мысль, правило, закономерность. Изучение примеров текста поможет применять свои знания на практике. Схемы помогут увидеть и понять структуру текста, связь элементов.
Большую помощь при осмыслении оказывают подчеркивания, выписки и цитаты.
Подчеркивания допустимы на полях в вашей книге. Положите закладки (чистые листы бумаги) в нужных местах, где можно сделать выписки.
Выписки – сжатое изложение какого-либо места книги. Они могут быть связаны с вашей специальностью, выработкой мировоззрения, интересующим вас вопросом. Выписки – источник справок. Выписки делаются в тетради или на отдельной карточке.
Обязательное требование: общая тема, например, история; выписка с указанием автора, заглавия книги, номер страницы. Карточки или листы можно сгруппировать в картотеку, конверт, папку.
Цитата – дословная выписка, точно воспроизводящая текст. При цитировании соблюдаются правила записи прямой речи. Она ставится в кавычки, вместо пропусков – многоточие. Обязательно указывается источник, откуда взята цитата.
III этап: работа после прочтения текста.
Попытайтесь помочь ребенку выразить главную мысль текста. Читайте повторно трудные места. Составьте план, тезисы, конспект. Задавайте вопросы по всему тексту. Проверяйте себя. В этом этапе вы работаете со всем текстом в целом.
Выделите главную мысль, т.е. попытайтесь понять, для чего написан текст. Один «схватит» суть во время чтения, другой – в результате рассуждений – интуитивно, одномоментно, как озарение.
Ян Каменский чешский педагог, утверждал: «Единственно надежный плод учения – усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении… Не пожелать выделить из книги ничего – значит, все пропустить».
Позвоночник текста – план – перечень вопросов рассматриваемых в произведении. План (устный или письменный) обосновывает и доказывает основную мысль автора. План – как бы путь через текст, от факта к факту, от мысли к мысли.
Составляя план, вы учитесь читать внимательно, вдумчиво, отделять главное от второстепенного. Эта форма развивает мышление, облегчается запоминание.
Чтобы составить план, нужно мысленно разбить текст на части, каждая из которых содержит законченное сообщение о каком-то развитии темы, обращай внимание и на авторскую разбивку текста на абзацы. Пункт плана – короткая формулировка основного содержания части текста.
План может быть простым и сложным. Чтобы сделать его кратким, используйте ключевые слова в качестве пунктов и подпунктов.
План – перечень основных вопросов текста.
Тезисы (греч. «тезис» - утверждение) – последовательно изложенные основные положения работы. Если в плане лишь названия рассматриваемых вопросов, то в тезисах отражены основные мысли автора по данным вопросам, т.е. непосредственно раскрывается содержание.
Тезис – краткое раскрытие содержания текста согласно плану.
Дневник чтения – указывается число, что читали, делаются, если надо выписки, записываются собственные мысли по поводу прочитанного, вопросы, недоумения. Сюда же могут попасть случайные выписки или заметки из газет, журналов. По прочтении книги сюда вносится резюме (фр. итог) – оценка, вывод. К такому дневнику целесообразно вести алфавитный указатель, иначе в нем трудно будет разобраться. В конце тетради указываются в алфавитном порядке авторы книг, названия и номера страниц дневника. Если это трудно, сделайте, постраничное оглавление: автор, название, страница. По такому указателю легко справиться, какие произведения прочитаны, освежить в памяти их содержание.
Конспект – (лат. означает обзор, изложение) – краткое изложение чего-либо. Это систематизированная, логическая запись. Конспект – скелет текста, в котором позвоночником является план. Конспектирование – обработка материала, которая приводит к сокращению без смысловых потерь. Сокращение происходит через отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, изложение смысла доступным языком.
Требования к конспекту:
1) выделить все существенное;
2) перевести на свой язык с попутным сокращением;
3) связанно записать;
4) выделять цветом термины, понятия, пункты
Таким образом, алгоритм работы с книгой можно представить следующей схемой (выработать группой):
читать ---> понимать ---> разбираться в прочитанном ---> записывать ---> запоминать ---> усваивать.
Так как ни одно из этих действий не может быть осуществлено без участия памяти и мышления, то естественно, что они в процессе чтения воспитываются, развиваются, совершенствуются...
Рекомендованная гимнастика для ума может и способна помочь человеку в самосовершенствовании. Н.А. Рубакин, писатель, библиограф, сказал: «Чтение книг – это лишь начало. Творчество жизни – вот цель».
Литература
Программа повышения психологической компетентности родителей в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта / Управление образования Ленинского района Администрации г. Челябинска – Челябинск: 2012 соавтор Жукова О.Г.