Статья Мысли вслух о воспитании


Мысли вслух о воспитании
«Самое важное в жизни
людей –есть воспитание».
Антифонт
Слово «воспитание» произносится ежедневно в каждой школе десятки раз.
О воспитании говорят везде: в семье, в общественных организациях.
Воспитание –великое дело: им решается участь человека.
Воспитание- это очень сложный, непрерывный механизм, находящийся в человеческом обществе, действие которого происходит под влиянием семьи, школы, среды, общественности.
Человек всю жизнь воспитывается. По этому поводу ещё великий французский философ К.А.Гельвецкий писал: «…Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».
Наиглавнейшей чертой подлинного воспитания является умение видеть в школьнике личность, живого человека. Необходимо помнить, что мы воспитываем не ребёнка, а человека. Каждому человеку, сколько бы ему не было лет, нужно, чтобы его считали человеком. Считайте человека за человека –больше для воспитания ничего не нужно.
Ведь согласитесь, чтобы хорошо воспитать детей, мало любви к ним; приходится любить их такими, какие они есть, даже если они ведут себя ужасно и ни в чём не оправдывают ваших надежд. Это самое трудное в отношениях с детьми. А мы иногда не умеем принимать их такими, какие они есть, постоянно хотим переделывать, перевоспитывать их. И мне кажется, что от этого-то нашего благородного желания из детей и вырастают «дурные» люди. Дети портятся не от воспитания, а от перевоспитания.
Воспитание- есть искусство, а оно включает, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. А потом учитель должен обладать высокой педагогической культурой. Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Главное, что определяет эффективность слова- его честность. Ученики чувствуют правдивость слова учителя, чётко откликаются на правдивое слово.
В воспитании, в становлении личности воспитанника, в его развитии нет и не может быть такого этапа, когда можно было бы сказать: всё сделано, всё завершено. Воспитанию нет предела, как нет предела совершенствованию и мастерству. Отсюда две трудные проблемы у воспитателя: первая, как вырастить доброго и честного, правдивого человека; вторая, когда вырастишь доброго и правдивого человека, то, как ему жить?
Из сказанного выше, можно сформулировать важную воспитательную задачу- воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека.
У нас, воспитателей, великая и почётная миссия: вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому это удаётся сделать, может с уверенностью сказать: я постиг цель воспитания.
Видеть в маленьком ребёнке завтрашнего взрослого человека –вот в этом и заключается жизненная мудрость отца, матери, педагога.
… Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.
Самым основным в воспитательной работе каждой школы должно быть следующее: независимо от способностей учащихся, привлекать всех ребят к участию больших и малых дел школы, давать возможность каждому ребёнку попробовать себя в различных видах проявления своей личности. Любой труд ученика, любое его достижение должно быть увидено, отмечено учителем, должна создаваться ситуация «успеха» для всех ребят. И тогда сердце ребёнка откликнется, откроется навстречу вам.
«У человека тысячи граней, каждая из которых вспыхнет, загорится дивной красотой, если только прикоснуться к этой грани умело и тонко шлифовщику, воспитателю. Мучительная сложность, вся трудность и радость воспитания и заключается в том, чтобы каждому найти именно эту грань». (В.А.Сухомлинский)
Зам.дир по воспитательной работе СШ Енбек Баяманова Г.К.