Методическая разработка Воспитательского часа «Земля — наш общий дом»

МКС (К) ОУ «Краснинская школа – интернат VIII вида»







«Земля наш общий дом».






Составитель:
Беккер Светлана Юрьевна,
воспитатель.






с. Красное, 2014г.

Внеклассное мероприятие на тему :
«Земля наш общий дом».
Форма проведения: познавательная игра.
Цель: формировать экологические знания
1. Продолжать формирование экологических знаний.
2. Воспитывать любовь к родной природе, Родине, самому себе.
3. Развивать наблюдательность, внимание, память, интерес к окружающему миру, творческие способности.
Оборудование: (с указанием использованного электронного пособия:
проектор, экран, ноутбук, презентация к занятию)
Дидактическое обеспечение: жетоны, плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися, раздаточный материал.
Ход мероприятия.
Орг. момент:
Взявшись за руки, дети встают в круг.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Я живу в родном краю!
Всех я вас приветствую!
- Вот с такими прекрасными словами приступаем к нашему занятию. Все мы
с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть еще очень
много жителей. давайте назовем наш общий дом. (Природа).
И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными
друзьями и помощниками.
- И сегодня я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется
Земля - наш общий дом.
Ребенок рассказывает стихотворение:
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом -
Мы все с рожденья в нем живём.
Еще о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря. На нас надеется Земля.
Стук в дверь: Письмо
-А что это за письмо? Ребята давайте прочитаем?
Здравствуйте ребята, пишут вам письмо жители леса. В лесу случилась беда. У наших богинь Флоры и Фауны злой волшебник похитил ценную книгу. Помогите нам ее вернуть.
-Поможем ребята жителям леса найти ценную книгу.
-Прежде чем отправится на помощь, давайте вспомним кто такие Фауна и
Флора.
- Фауна - совокупность всех видов животных, обитающих в данной
местности. Древние римляне называли Фауной богиней полей и лесов.
- Флора в древнеримской мифологии - богиня цветов, весны, юности.
В наше время флорой называют всё множество видов растений, которые произрастают на определенной территории
А как называется книга, которую похитил злой волшебник? Здесь в конверте очень много букв. Наверно с этих букв можно узнать название ценной книги. Давайте составим из букв название книги.
- Правильно это КРАСНАЯ КНИГА.
Педагог
-Почему называется это книга «Красная книга» (Ответы детей)
- А как вы думаете, почему животных и растений становятся все меньше и меньше.
Многие животные и растения, которые занесены в «Красную книгу» вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине:
люди часто рвут красивые растения, не дав возможности созреть семенам, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет-сигнал опасности. Эта книга вам уже известна.

Ребенок читает стихотворение.
“Красная книга” - Красная!
Значит природа в опасности
Мы леса и поля обижаем.
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

Теперь мы знаем, какую ценную книгу мы с вами будем спасать. Чтобы её вернуть, нам необходимо преодолеть 4 испытания (мир растений, мир птиц, мир животных, экологические ситуации). За каждое пройденное испытание вручается волшебные жетоны.
Фея леса предлагает нам первое испытание «Мир растений».
Сейчас узнаем, как хорошо вы знаете мир растений, которые растут в нашем крае.
а) Вам необходимо из всех показанных на экране деревьев найти лишнее,
которое не растёт на Дальнем Востоке.
б) Какое из этих деревьев не является лиственным?
в) дерево символ нашей Родины?
г) Какое из перечисленных растений является ядовитым:
душица
Боярышник
Вороний глаз
д) Какое растение является лекарственным?
Волчье лыко
Медуница
Мать-и-мачеха
Следующее испытание. Мир птиц предлагает нам пройти тетушка Сова. Сова предлагает нам игру “Лесная грамота”.
Будьте внимательны. Вот конверты в них находятся части пословиц о
Соединив две части, получите пословицу.
Слово - не воробей. вылетит - не поймаешь.
Лучше синица в руках, чемжуравль в небе.
Гусь свинье не товарищ.
Всякая птица свое .гнездо любит.
Старого воробья .на мякине не проведешь.
Дятлу без носа, как волку без ног.
Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев.
- Молодцы! С заданием совы вы справились и наверно немного устали
- Ребята вы посмотрите, какой чудесный лужок, давайте присядем и отдохнем.
Включается спокойная музыка со звуками живой природы и проводится релаксационная пауза.
Упражнение « Порхание бабочки».
Педагог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и свободно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев движения её крыльев лёгкие и грациозные. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него большие, красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного порхания. А теперь взгляните на пёстрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нём ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка, вдохните еще его аромат и откройте глаза»

Отдохнули. Нас ждет следующее испытание, вы готовы, ребята? «Мир животных»
Детей встречает Леший.
- Кто здесь ходит, добрых зверей пугает, красивые цветы топчет. Вас разве в школе не учили? Природу нужно уважать, беречь, любить и охранять.
Педагог.
- Да, что ты Леший мы с ребятами по тропинкам ходим, не шумим. Мы наоборот хотим помочь спасти красную книгу.
Леший:
- А я вот сейчас проверю, как вы любите животных. Ну- ка быстро отвечайте на мои вопросы.

Какие животные живут в наших лесах? (Олень, заяц, бобёр, рысь, гепард, волк).
Кто из этих животных не является хищным? (Выдра, лиса, ёж, бобёр, заяц, медведь).
След, какого хищного зверя похож на след человека? (Гориллы, медведя, рыси, волка)
На следах, каких хищных зверей нет когтей (Медведь, волк, рысь, лиса)
Леший.
Всюду животные нас окружают:
Прыгают, плавают, в небе летают,
В земле притаились, снуют под ногами...
Сколько всего их живет рядом с нами?
Я предлагаю вам сыграть в игру, называется она «Ноев ковчег»
Леший раздает карточки с названиями животных.
- Давным-давно случился всемирный потоп, и Бог, чтобы спасти жизнь на Земле, разрешил Ною построить ковчег (корабль) и взять туда “каждой твари по паре”. Задача игры найти свою пару в Ноевом ковчеге. Вы получили карточки с названиями различных животных. Храните свое “имя” в секрете, но своих животных вы можете изображать: издавать звуки, двигаться и искать свою пару
- Молодцы. Получите за это жетон.
-Оставайся леший с нами, и мы отправляемся в путь.
Следующее испытание. Экологические ситуации, (дети получают ситуацию и должны дать ответ).
В этом испытание запутаны задания и если вы не решите задание , то книгу красную никогда мы никогда не спасем. Вы готовы, ребята?
Ситуация первая:
Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора.
Ситуация вторая:


В суровые зимы, когда на озерах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Почему? Как помочь рыбам?
Ситуация третья:
Зимой птицы очень много тратят энергии на обогрев тела. Им требуется больше корма, но, зимой когда все под снегом им трудно найти пропитание. Какую помощь им мы можем оказать?
- Молодцы. Получите ваш последний волшебный жетон.
Педагог:
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми испытаниями. Переверните, пожалуйста, ваши жетоны. На некоторых жетонах есть часть слова. Перестаньте их так, чтобы получилось послание. В результате получается послание от Богинь Флоры и Фауны.
«Спасибо ребята за вашу помощь. Красная книга спасена. Будьте счастливы» Мы помогли Флоре и Фауне спасти от злого волшебника «Красную книгу».
-Ребята, так о чем было наше занятие.( О природе).
Правильно мы говорили природе. В природе все взаимосвязано, а давайте, проверим, правда, это или нет. Поиграем в игру, которая называется «Паутина жизни»
Итог.
На нашем занятие были сложные и простые задания. Что нового вы узнали сегодня? Понравилось ли вам занятие? Чем?
Для вас я приготовила музыкальный сюрприз. Педагог включает музыку с сопровождающими слайдами «Песня про тигренка»




























Литература.

1.Г.Е. Росляков «Тайга Дальневосточная».
2.О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания».
3.И.В.Мукашева «Окружающий мир».
4.Е.А.Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии».


Методические рекомендации.

Данное занятие рекомендуется проводить с детьми ограниченными возможностями здоровья в возрасте 12-14 лет.
В течение года проводились беседы, занятия, прогулки, экскурсии (центр «Туризм», центр «Натуралист», парковая и лесная зона)
Цель: дать детям о богатствах природы;
раскрыть сущность живого организма со средой внешней и внутренней; формировать у детей первоначальное умение и навыки экологически-грамотного и безопасного для природы и для самого человека поведения.
Результатом была практическая деятельность:

1.Оформление альбомов по темам:
«Дикие животные».
«Растительный мир Дальнего востока».
«Животный мир Дальнего востока»
«Птицы Дальнего востока»
«Запрещающие знаки в природе».
«Богатство Дальнего востока».
«Богатство Амура»

2. Участие в экологических акциях и конкурсах.



Предварительная работа.
Подбор литературы.
Подбор иллюстрации.
Написание конспекта.
Подготовка детей
5. изготовление раздаточного материала.