Конспект урока географии по теме:«Андийские страны: Чили, Перу, Венесуэла»


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Орг.момент
Организует класс, проверяет готовность учащихся к учебному занятию.
Здравствуйте, присаживайтесь.
Готовятся к началу урока

2.Актуализация и целеполагание
Организует просмотр фильма «Андийские страны».
Ребята, мы продолжаем изучение материка Южная Америка. Сегодня посмотрим фильм о природе, населении и хозяйстве трех странах Южной Америки: Чили, Перу и Венесуэле и определим цель нашего урока.
(ПРОСМОТР)
Что общего вы заметили в природе этих стран?
Давайте попробуем определить на картах атласа возможное местонахождение этих стран. (Атлас с. 32, 30)
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ, ПОВТОРИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Что объединяет географическое положение этих стран на физической карте?
Какое общее название можно дать странам, исходя из их географического положения на физической карте?
ТЕМА нашего урока: «Андийские страны: Чили, Перу, Венесуэла»
Какую цель можно поставить на сегодняшний урок?
Каждая страна имеет свою особенность, поэтому давайте добавим к нашей цели глагол сравнить.
Таким образом, цель нашего урока: изучить и сравнить г.п., природу, население и особенности хозяйства Андских стран и (предлагаю вам ещё более высокий уровень) объяснить причину их сходства.
Смотрят фильм, участвуют в формулировании темы урока.





Горы и море
Ищут на картах атласа и приходят к выводу, что названные страны должны располагаться на океаническом побережье, в горной системе Анд.
Анды

Андские( андийские) страны.




Изучить географическое положение, природу, население, особенности хозяйства.

Изучение нового материала
Для того, чтобы сравнить страны под рукой должна быть необходимая информация.
Я вас научу составлять ментальные карты, что облегчит достижение цели нашего урока.
Главная тема, на которую будет обращено наше внимание, помещается в центре листа. Вместо линейной записи нужно использовать радиальную.
Записывать не всё подряд, а только ключевые слова, в качестве которых выбираются наиболее яркие, запоминаемые.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы.
Ментальная карта имеет преимущества: лучи не ограничены, их можно продолжить, как и продолжить изучение этих стран в старших классах.
Мы вместе составим ментальную карту для Перу (главная тема, ставим в центре)
Выбираем 3 луча: природа, хозяйство, население.1слайд
Я буду зачитывать материал из текста учебника, вы будете слушать и выбирать ключевые слова.
Ментальная карта для Перу (Я)11слайд



















Наблюдают за составлением ментальной карты, подсказывают ключевые слова.


Я предлагаю вам поработать самостоятельно по вариантам по составлению ментальных карт. Первый вариант для Венесуэлы, второй вариант для Чили. Открываем учебники на стр. (стр.154-155).
Учащиеся составляют ментальные карты, работая в парах


Ментальные карты – это рабочий материал для решения второй части цели нашего урока. – сравнение изучаемых стран.
По правилам сравнения вначале определяются признаки сходства. (Называют сходства)
12 слайд
Великий мыслитель Цицерон сказал: «Нет ничего нелепее для натуралиста, чем мысль, будто что-то может произойти без причины».
А в чем заключается причина сходства Андийских стран?
В географическом положении,( рыболовство) рельефе ( полезные ископаемые рудные, горные реки –ГЭС)
Коренное население – индейцы.
13слайд 12 слайд 11слайд
Используя мысль Цицерона, мы должны найти причины строительства ГЭС, развития горнодобывающей промышленности и рыболовства
Схема:
Рельеф-руды-горнодобывающая
Рельеф –горные реки – ГЭС
Море –океан, рыба, рыболовство.
Если мы с вами попадем в аналогичные природные условия, но на другом континенте, то можно ли спрогнозировать какие отрасли хозяйства которые будут развиты в этом случае? (Да)
Поищем отличия.
Уровень развития хозяйства. Чили и Венесуэла – современные отрасли промышленности.
климатические особенности, природные зоны
Причина различия:
(В географическом положении и более широкой ресурсной базе)
Сегодня на уроке мы сравнивали государства, расположенные в Андах и выяснили причины и сходства и различия, при использование ментальных карт, которые вы можете использовать и на других уроках. Мне бы хотелось в конце урока услышать продолжение выбранной вами фразы




Перечисляют признаки сходства.







ГП, рельеф

Рефлексия
Продолжите фразу
Сегодня для меня было главное
Я согласен с тем, что
Сегодня я понял, что
Я не согласен с тем, что
Я научился


Домашнее задание
§37. Используя физическую и политическую карты мира, спрогнозируйте какие страны мира имеют сходное развитие хозяйства в соответствии с географическим положением.




Самоанализ
Тема урока: Андийский Запад. Перу, Чили, Венесуэла.
Урок входит в тему «Южная Америка» и проводится после изучения общей характеристики материка, природы и населения. Он опирается на знания, полученные на предыдущих уроках. Знания, полученные на уроке необходимы при изучении курса географии в 10-11 классах. Урок проведен в технологии активных методов обучения - майнд мэппинг.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая цель: формирование у школьников системных знаний по теме «Южная Америка» и оптимизация умений, необходимых для решений проблем различного характера.
Цели по содержанию
Образовательная: актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по теме: «Южная Америка», сформировать понятие Андийские страны на основе сравнительной характеристики Чили, Венесуэлы и Перу.
Развивающая: совершенствовать у обучающихся умения определять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути решения (через мотивацию и актуализацию знаний в начале урока), использовать творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности (через работу с учебником по составлению ментальной карты); создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации (через обобщающую работу с ментальными картами и анализ фильма); развивать самостоятельность и практическую активность школьников (через составление ментальных карт), навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать ее (при выявлении признаков сходства и различия Андийских стран).
Воспитательная: развивать коммуникативные умения при работе в парах; воспитывать культуру общения; стимулировать любознательность.
В ходе реализации целей урока была обеспечена их комплексность и взаимосвязь. Главная задача урока – научить составлению ментальных карт и использованию их для сравнения трех государств.
Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Соблюдалась логика связи между частями урока.
Главный акцент делался на сравнении исходя из анализа географического положения и ресурсов изучаемых стран.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков проведен в форме рефлексии, для того, чтобы учителю были понятны присвоенные обучающимися знания.
Методы обучения: иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
Учебник географии, атлас, физическая карта полушарий и политическая карта мира – настенная карта; тетрадь;
Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивалась за счет смены видов деятельности.
Комфортные условия поддерживались за счет доброжелательного отношения и эмпатии учителя к детям и использованием музыкального сопровождения учебного фильма.
Рациональное использование времени на уроке обеспечено за счет чтения текста учебника учителем, так это было необходимо для обучения составлению ментальной карты. Предупреждение перегрузки обучающихся было обеспечено работой по вариантам. Значимость работы по определению причин сходства и различия Андийских стран состоит в том, что обучающиеся получают инструмент познания, который можно применить в аналогичных ситуациях, что соответствует требованиям стандартов второго поколения.

На уроке использованы следующие метапредметные навыки: схемы в виде ментальных карт, анализ и синтез при сравнении стран.
Межпредметные связи:
биология - растительный и животный мир.
история - Высказывание Цицерона.,
изо - иллюстрация «Пустыня Чили» в фильме
музыка - латиноамериканские мотивы - в фильме
математика – использование свойства луча, как символа продолжения познания.
В ходе урока формировались ключевые компетентности: готовность к видению проблем, к сбору и анализу информации, развивалось умение определять альтернативные пути решения проблемы.













15