Конспект урока.Урок по окружающему миру. Красная книга. Будь природе другом. 2 класс.


Цели урока: познакомить детей с Красной книгой, углубить и расширить знания детей о животных и растениях, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Красная книга, мультимедийное оборудование для показа презентации, раздаточные карточки с изображениями знаков «друзей природы».
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (слайд 1)
Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о природе.
- Вспомним, что такое природа?
(Природа – это всё, что окружает нас, но не сделано руками человека.)
-Вспомним, что даёт нам природа(слайд 2)
Ответы.
Природа – это воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём. Природа – это источник питания: животные дают нам молоко, мясо, яйца, мы употребляем в пищу и растения.
Природа – это – источник воздуха, воды и пищи (слайд 3)
Природа даёт нам материалы для изготовления мебели, строительства, построения машин, самолётов, из шерсти животных вяжут тёплые вещи.
Природа – это источник материалов для хозяйственных целей (слайд 4).
Мы любуемся красивыми бабочками, цветами.
Природа – это источник красоты (слайд 5)
Когда болеем, мама готовит нам чай из трав. Природа нас закаляет: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Природа – источник здоровья (слайд 6)
Когда мы видим маленького щенка, котёнка, мы хотим погладить их, заботиться о них.
Природа – источник доброты (слайд 7)
Посмотрите, сколько всего мы получаем от природы.
Сегодня будем говорить о том, всегда ли природа сможет радовать нас красотой, щедрыми дарами, и, что нужно для этого сделать.
3.Природа наша заболела. Случилось это по вине людей. И теперь люди должны помочь природе.
Учащиеся читают стихи.
1.Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивает птица.
2.Птицы, звери, рыбы
В души людям смотрят.
Всех их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
3.На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
4.Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Природа создала много разных творений. Растения и животные занимают в ней особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли.
4.Знакомство с Красной книгой.
Многие виды животных и растений занесены в Красную книгу. Цвет переплёта у этой книги – красный. Как вы думаете, что символизирует этот цвет? .(слайд 8)
(Красный цвет – это сигнал опасности).
Правильно , он как и красный свет светофора предупреждает:
Осторожно, может случиться беда! В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. И называлась она Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов. В 1984 году второе издание Красной книги вышло в двух томах.
Красная книга состоит из страниц разного цвета: чёрного, красного, жёлтого, белого, серого и зелёного(слайды 9-15)
Знакомство с некоторыми видами животных и растений Красной книги.
Снежный барс. Отличается мягким и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом. Зверь имеет пёструю окраску. Охота на барсов раньше поощрялась: его считали вредным животным, а шкура его высоко ценилась. .(слайд 16)
Сейчас барс – редкое животное с сокращающейся численностью.
Фламинго. Эта птица стала редкой , поскольку многие подвергалась уничтожению ради вкусного мяса, пера и пуха. .(слайд 17)
Почему же некоторых животных становится меньше, а некоторые и вовсе исчезают?
Люди думали, что природа неисчерпаема: сколько ни брать у неё, всё само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, некоторые находятся под угрозой исчезновения.
Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота на них. Но есть ещё одна причина. Например, через лес прокладывают дорогу, начинают вырубать лес – жилище животных, грохочут машины, люди шумят. Звери, птицы пугаются и уходят с насиженных мест. Они могут не успеть и детёнышей вывести.
Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.
Кувшинка белая. Многолетнее водное растение с крупными листьями , плавающими на поверхности воды, толстым длинным корневищем и крупными белыми цветами (слайд18).
Занесена в Красную книгу России и Республики Татарстан.
Работа по учебнику с.82-84.
6.Физкультминутка.
7. Закрепление. Практическая работа.
Ребята, все вы любите природу и хотите ей помочь. Верно?
Представим, что мы чиновники. Сейчас проведём заседание Министерства охраны животных и растений.
Ученик. Я - Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ. Сегодня нам нужно рассмотреть заявления в защиту животных и растений нашего края, подумать, чем мы можем помочь им. Если нет возражений, приступим к слушанию заявлений.
Ученик. Я выступаю в защиту медведя бурого. Более 100 лет в районе Казанской губернии медведи заселяли крупные лесные массивы. Из – за охоты численность их уменьшалась. И сейчас ,постоянно живущих, осталось не более одного десятка (слайд 19).
Ученик. Я выступаю в защиту сокола сапсан ( слайд 20). В Татарстане его видели в Казани, её окрестностях и некоторых районах Татарстана. Соколы сапсаны – замечательные санитары природы, уничтожающие слабых, больных пернатых, тем самым они оздоравливают природу, предотвращают распространение заболеваний. Раньше их было много, их приручали для охоты. Потом посчитали вредными и начали истреблять. Сейчас в РТ гнездится не более 10 пар.
Ученик. Я выступаю за защиту бабочек. Два красивейших вида их – Махаон и Аполлон – всё реже и реже встречаются в наших краях (слайд 21).
Ученик. Я выступаю с сообщением об угрозе исчезновения таких растений как незабудка Попова, жёлтая кувшинка и многих других (слайд 22).
Министр. Какие меры нужно предпринять для защиты данных животных и растений? Какие будут предложения?
Ответы. Составляется план спасения (слайд 23).
1.Запрет охоты.
2.Запрет вырубки лесов.
3.Запрет на отлов бабочек, сбор редких растений.
4.Разведение в заповедниках
Голосование. Заседание закрыто.
Учитель. Сейчас мыс вами говорили о том, что охрана растений и животных – это проблема государственная, проблема всего человечества.
Но вы пока ученики, что мы сможем сделать для природы сейчас, как стать для неё другом?
Ответы детей. Не рвать цветы, не ломать деревья, не ловить бабочек, птиц.
Работа по учебнику с.86-87. Чтение правил поведения в природе. . Какие правилами вы можете дополнить.
Работа с «экологическими знаками»(слайд 24).
О чём предупреждают эти знаки?
Перед вами лежат листочки со знаками. Нарисуйте красный кружочек у неверного знака, зелёный у знака друзей природы(рисунок в приложении ).
Я получила письмо от одной девочки. Вот что она пишет ( слайд 25).
Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень люблю смотреть на красивых бабочек. Я ловлю их, собираю под стеклянную рамочку. У меня – целая коллекция красивейших бабочек. Нет ничего приятнее, чем разглядывать красоту этих насекомых. Каждое лето я пополняю свою коллекцию. И сейчас очень жду наступления лета, чтобы вновь иметь возможность пополнить её новым видом.
Ребята, согласны ли вы с девочкой?
Ответы детей. Нельзя ловить бабочек, даже для коллекции. Если хочешь любоваться их красотой, необязательно их ловить, убивать. Можно фотографировать их, собирать картинки или рисунки, Рисовать их.
8. Подведение итогов урока.
Ребята, о чём мы говорили на уроке? Что нового узнали? (Ответы детей)
Не о всех растениях и животных, которые нуждаются в защите и охране, мы успели поговорить. И, если мы будем выполнять правила поведения в природе, сможем стать хорошими друзьями природы.
Домашнее задание: найти и подготовить сообщение о растении или животном из Красной книги нашего края.
Аннотация
Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе. Автор учебника А.А. Плешаков.
Тема «Красная книга. Будь природе другом».
Цели урока: познакомить учащихся с Красной книгой, некоторыми видами исчезающих животных и растений, раскрыть основные причины сокращения численности видов, обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих природе, сформулировать основные правила поведения в природе, направленные на её сохранение.
Конкурсная работа состоит из плана – конспекта урока, приложения в виде презентации, рисунок для индивидуальной работы учащихся. Порядок показа слайдов указан в конспекте.
Использованные ресурсы:
Журналы «Начальная школа»
«Поурочные разработки по курсу Окружающий мир». О. В. Казакова, Н. А. Сбоева, Н. И. Гаврилкина.
Презентация составлена с использованием изображений из Интернет ресурсов.