Статья Формирование смыслового чтения на уроках русского языка (из опыта работы)


Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка
(из опыта работы)
Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д.УшинскийНа успеваемость ученика влияет множество различных факторов. Но, пожалуй, главный из них – это чтение, поскольку именно оно является необходимым условием успешной работы с разного рода информацией. Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Но для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Методы и приемы обучения смысловому чтению зависят от содержания учебной дисциплины, но конечный результат одинаков для всех предметов.
На уроках русского языка я использую, например, такие:
В начале учебного года учащиеся познакомились приемами ознакомительного и изучающего чтения.
Ознакомительное включает в себя рассматривание обложки, изучение информации на титульном листе, фамилию автора, оглавление, перелистывание книги и т.п.
Изучающее чтение уже нацелено на глубокое понимание учебного текста. На приемах данного вида чтения я и хочу остановиться.
Во-первых, я прежде всего обратила и постоянно обращаю внимание детей на то, что теоретические сведения (правила, определения), задания к упражнениям, тексты с упражнениями – все это учебные тексты. И работу с ними надо начинать с двух главных вопросов: О чем текст? и зачем об этом говорится? Таким образом, ответив на данные вопросы, мы определяем ТЕМУ и ИДЕЮ, что является очень важной составляющей понимания смысла прочитанного.
Во-вторых, при прочтении текста я всегда обращаю внимание детей на незнакомые или непонятные слова, встречающиеся в тексте. Самостоятельно, опираясь на контекст, или с помощью словаря их обязательно нужно объяснить. На данном этапе возможно использование приема «Конструктор», предполагающего соотнесение термина и подходящего к нему определения. Этот прием мы используем особенно часто на уроках литературы, в рабочих тетрадях, что существенно позволяет экономить время на уроке.
При работе с учебным текстом, содержащим теоретические сведения, мы иногда используем прием «Составление маркировочной таблицы» В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее. В каждую колонку разносим полученную по ходу чтения информацию и записываем сведения, факты своими словами. Этот пример позволяет проконтролировать работу каждого ученика с текстом. На данном этапе возможно использование приёма «Пометки на полях». Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Ученики знакомятся с рядом маркировочных знаков, далее по мере чтения ставят их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки следующие:
- Знаком «галочка» ( v ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
- Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт в разрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.
- Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
На этапе обобщения и систематизации изученного возможно обращение к приёму составления кластера:
Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде схемы-грозди. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой.
На этапе первичной проверки понимания прочитанного я предлагаю детям прием взаимоопроса и взаимообучения. Иногда ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Такая работа организуется в парах, но обязательно фиксируются правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. Дети учатся слушать друг друга, быть терпимее и объективнее.
И в заключение своего выступления я хочу представить вашему вниманию приемы, используемые при работе с текстом на этапе подготовки к написанию изложения. Это прием привлечения личных впечатлений на этапе мотивации учебной деятельности и прием составления цитатного плана уже при непосредственной работе с текстом для последующего самостоятельного воспроизведения.