Сопровождение детей с признаками одаренности в дошкольных учреждениях.


Сопровождение детей с признаками одаренности в дошкольных учреждениях.
Бекмаганбетова Гайнеш КошековнаФилиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»,
г. Костанай, Республика Казахстан
Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики (Г.А. Давыдова, А.М. Матюшкин, В.Р. Степанов). Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности. Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека. Его задача раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. Сегодня внимание многих педагогов  и психологов привлекает вопрос  одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.
Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Модель работы с одаренными детьми включает в себя: систему форм и методов выявления одаренности, создание условий для их развития, сообразно их возрасту. От копилки эстетических впечатлений, настроений и эмоций (в 2-3 года), погружения в деятельность (от 3 до 5 лет), к яркому проявлению природного таланта и достижению определенного результата (5-7 лет) [5]. При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы. [6]
Далее работа по детской одаренности в дошкольном учреждении осуществляется в трех направлениях: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
Работа с педагогами. Большую роль в работе с одаренными детьми играет первый этап, т.к. подготовка требует к себе тщательного подхода со стороны педагогического персонала. Этот этап включает в себя следующие ступени:
обзор имеющихся программ.
изучение опыта работы дошкольных учреждений города
изучение технологий, теоретических основ.
подбор методик диагностики.
подбор практических методических материалов.
подготовка воспитателей и специалистов к реализации работы
обеспечение нормативно - правовой базы.
Обязательное составление плана работы дошкольного учреждения по теме “Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности”. Организовать творческую группы из числа педагогов-новаторов по интеграции педпроцесса для развития детей с предпосылками одаренности. Составить методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей. Методические рекомендации помогают воспитателям и специалистам подбирать содержание, методы, приемы обучения и развития для одаренных детей с творческим мышлением. Они помогают раскрывать творческий потенциал, познавательную мотивацию, активность, поддерживать развитие когнитивной сферы, повышают стремление к творчеству в игре и других видах деятельности.
Работа с детьми. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. [4]
Одаренность в интеллектуальной сфере дошкольника проявляется не только в тестовом обследовании, но и в процессе систематического наблюдения за развитием ребенка. Так дошкольник сравнительно рано овладевает навыками чтения и счета; он читает вывески, заголовки, даже книги, много знает, поражает логичностью, последовательностью суждений, проявляет большой интерес к окружающим предметам, людям, придумывает новые способы познания. Современные методики обеспечивают эффективное и адекватное отслеживание развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями. Наиболее применимые из них:
1. Методика определения задатков, склонностей и интересов А.И. Савенкова. [10] Получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей рассматривается по шести сферам:
Интеллектуальная.
Сфера академических достижений.
Сфера продуктивного творческого мышления.
Сфера общения и лидерства.
Музыкально-художественная сфера.
Двигательная сфера.
2. Методика диагностики общей одаренности “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова. [10] Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями. Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы:
А) Интегративные личностные характеристики: любопытство, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке и самооценке.
Б) Умственное развитие: оригинальность мышления, гибкость мышления, продуктивность мышления, способность к анализу и синтезу, классификация, высокая концентрация внимания, память.
В) Характеристика сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи, перфекционизм, противостояние мнению большинства, лидерство, соревновательность, широта интересов, юмор.
Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:
Оценить уровень развития каждой характеристики;
Сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном.
В результате мы получим “портрет личностного потенциала ребенка”.
Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Так же рекомендуется применение:
а) фигурного теста П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник  с рекомендацией использования также для детей от 5 лет. [12] С дошкольниками тесты проводятся в индивидуальной форме.
б) Работу по выявлению и развитию детской одаренности можно начать с опросника для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой . [8]
Работа с детьми начинается непосредственно после выделения групп детей с предпосылками одаренности в той, или иной обследуемой сфере. Дети, получившие оценку общей одаренности на основе анкетирования родителей и воспитателей, дополнительно оцениваются воспитателями и специалистами в сфере умственного, личностного развития и по интегративным характеристикам. Рекомендуются следующие формы: конкурсы, викторины, спортивные состязания, выставки прикладного искусства, индивидуальные выставки, исследования динамики развития, оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка, проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руководством руководителей кружков. [3]
Перспективный план работы с одаренными детьми составляется в начале учебного года, в соответствии с направлениями одаренности. Занятия проводятся один 1-2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятий зависит от возраста детей.
Работа с родителями. Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте. [6]
Формы работы:
Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Выводы:
Данная форма работы способствует созданию условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. [11]
Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала.
Список литературы
Государственная Программа развития образования РК на 2011-2020 г.
Государственный общеобязательный стандарт образования 2012.
Бурменский Г.В., Слуцкий В.М.. “Одаренные дети” 1991 г. М.
Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. “Диагностика в детском саду” Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004 г.
Богоявленская М. “Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать” М., 1998 г
Джон Холт. “Залог детских успехов” 1996 г.
Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996 г.
Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ» Приложение к журналу «Управление в ДОУ». Москва 2008
Савенков А.И. “Одаренные дети в детском саду и в школе” 2000 г. Москва.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей” 1996 г. Ярославль.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.