Рубежная контрольная работа по литературе Повторение изученного в I-ом полугодии 9 класса.

Рубежная контрольная работа по литературе
9 класс
I. Терминологический контроль.
1. То, о чем говорится в произведении.
2. Основной вопрос, поставленный в произведении.
3. Троп, перенесение черт с одного предмета на другой по принципу яркого сходства или контраста.
4. Последовательность событий, происходящих в произведении.
5. Обратный порядок слов или событий.
6. Поучение в литературном произведении, которое автор высказывает прямо.
7. Противопоставление людей, событий, явления.
8. Отрывок из произведения с законченным смыслом.
9. Назовите стихотворные размеры.
10. Назовите жанры литературы.
11. Что такое «онегинская строфа»?
12. Что такое эзопов язык?
13. Определите изобразительно-выразительные средства: «В аллею черные спустились небеса».


II. Соотнесите названия произведений и их авторов.
1. «Бедная Лиза»
2. «Недоросль»
3. «Горе от ума»
4. «Светлана»
5. «Моцарт и Сальери»
6.«Герой нашего времени»

А) А.С.Пушкин
Б) Н.М.Карамзин
В) В.А.Жуковский
Г) А.С.Грибоедов
Д) М.Ю.Лермонтов
Е)Д.И. Фонвизин



III. Письменно ответьте на вопрос:
I вариант. К какому литературному направлению относится повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Назовите основные принципы этого направления, приведите примеры.
II вариант.
Какие принципы классицизма соблюдает А.С.Грибоедов в своей комедии, а какие отвергает? Почему?


Ключ к контрольной работе за I полугодие 2014-2015 уч. года в 9б классе

I.Терминологический контроль.
1. Тема.
2. Проблемы.
3. Метафора.
4. Сюжет.
5. Инверсия.
6. Мораль.
7. Антитеза.
8. Эпизод.
II. Соотнесения
III. Развернутый ответ на вопросы:
Критерии оценки развернутого ответа на вопрос


Критерий оценки
Количество баллов

Полнота и фактологическая точность ответа
1.
Ответ полный, без фактических ошибок, видно знание текста.
3 балла


2.
Ответ неполный или/и есть 1 фактическая ошибка, видно поверхностное знание сюжета
2 балла


3.
Ответ неполный, есть фактические ошибки 2-3
1 балл


4.
Ответ содержит больше 3 фактических ошибок или/и не соответствует теме
0 баллов

Логическое построение текста
1.
Работа выполнена без логических ошибок
2 балла


2.
Есть 1-2 логические ошибки
1балл


3.
Есть 3 и больше логических ошибки
0 баллов

Речь
1.
Речевых ошибок нет
2 балла


2.
1-2 речевые ошибки
1 балл


3.
3 и больше речевых ошибок
0 баллов



Итого максимальное количество баллов:
7 баллов



Всего за работу максимальное количество баллов:27
Если по критерию К1 ученик получает 0 баллов, все остальные критерии не учитываются, т.е. развернутый ответ считается 0 баллов.
Критерии оценивания работы:
«5» - 27-25 балл
«4» - 24-20
«3» - 19-14
«2» - 13и меньше
Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия "Горе от ума» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние "века нынешнего» и "века минувшего». Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.
Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.
Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий Софья, Софья Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза Петруша), но все они как бы выстраиваются "в одну линию», не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В "Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в "слугу» (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов "безродного пригрел и ввел в секретари...» (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).
Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии "Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое "фамусовское общество» противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:
...Во-первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное поди-тка, послужи...
Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. ("Не человек - змея» - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.
В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В "Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей родственника Скалозуба, о котором он говорит: "Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: "...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник»). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, "они сломлены силой старой». Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.
По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень); Платон Горич, "муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей»; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), "кривое зеркало» (Чацкий-Репетилов).
Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).
Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии "Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам "века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.
в комедии принцип «трех единств» – единства времени, единства места и единства действия. Все действие пьесы происходит в одном доме (хотя в разных местах его). дом Фамусова символически перерастает в пьесе в пространство всего мира[13]. В комедии сохраняется принцип единства времени. «действующих лиц редко превышал 10–12 человек. Грибоедов же нарушает литературную традицию, вводя, кроме главных героев множество второстепенных и внесценических лиц. Нарушает драматург и принцип однозначности характеров. в комедии нет четкого деления персонажей на положительных и отрицательных. Грибоедов обрисовывает действующих лиц пьесы в реалистическом духе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. повесть «Бедная Лиза» (1792) построена в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее, писатель отошёл от некоторых канонов сентиментализма европейского.      В произведениях классицизма были достойны изображения цари, вельможи, полководцы, то есть люди, выполнявшие важную государственную миссию. Сентиментализм же проповедовал ценность отдельной личности, пусть даже незначительной в государственных масштабах. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, По-мнению сентименталистов, способностью глубоко чувствовать, доброжелательно воспринимать окружающий мир обладают как люди высшего сословия, так и низкого происхождения, «ибо и крестьянки любить умеют».      У писателя-сентименталиста не было цели точно отображать действительность. Лизин заработок от продажи цветов и вязанья, на который живут крестьянки, не мог их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не стараясь передать всё реалистично. Его цель – пробудить в читателе сострадание. Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни.      Уже современники отмечали новизну героя «Бедной Лизы» - Эраста. В 1790-е годы соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, погубивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался злодеем. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманывает девушку. Сначала он питает искренние нежные чувства к наивной поселянке. Не задумываясь о будущем, он полагает, что не причинит зла Лизе, будет всегда рядом с ней, как брат с сестрой, и они будут счастливы вместе.      Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев «освободилась» от большого количества старославянизмов, стала более простой, близкой к разговорной. В то же время стала насыщенной красивыми эпитетами, риторическим оборотами, восклицаниями. Речь Лизы и её матери витиеватая, философичная («Ах, Лиза! говорила она. Как все хорошо у господа бога!.. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя!»; ««Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!»).      Цель такого языка – воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи повествователя «Бедной Лизы» мы слышим изобилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!»; «Прекрасная бедная Лиза с старушкою своей»; «Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!» Какая трогательная картина!»      Большое внимание сентименталисты уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чувствительные натуры, герои сентименталистских произведений, остро воспринимали красоту природы. В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, «естественный» человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить душу человека. Но Карамзин попытался оспорить точку зрения западных мыслителей.      «Бедная Лиза» начинается с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. «Натура», то есть природа, вслед за рассказчиком пристально «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остаётся глуха и слепа к переживаниям героини.      Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Даже напротив – «мрак вечера питал желания». Непонятное происходит с душой Лизы: «Мне показалось, что я умираю, что душа моя... Нет, не умею сказать этого!». Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она словно отдаёт душу Эрасту. Гроза разражается лишь после – «казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Лиза пугается грома, «как преступница». Она воспринимает гром как кару, но природа ничего не подсказала ей ранее.      В момент прощания Лизы с Эрастом природа по-прежнему прекрасна, величественна, но равнодушна к героям: «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба вся натура пребывала в молчании». «Молчание» натуры в трагическую для Лизы минуту расставания подчёркнуто в повести. Природа и здесь ничего не подсказывает девушке, не спасает её от разочарования.      Расцвет русского сентиментализма приходится на 1790-е годы. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развивал в своих произведениях главную мысль: просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.
Приложение № 2
Классицизм
Линия сравнения
Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума
Основная идея
Стремление представить человеческую личность в движениях души

Гражданская , общественная
Основная тематика
Любовная

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность
Герои и
характеры
Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная
Роль пейзажа
Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира
Основные жанры
Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия


еђ Заголовок 1Юђ Заголовок 215