Работа классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ

Работа классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья детей
с ограниченными возможностями.


Авилова Татьяна Николаевна
учитель высшей кв.категории
классный руководитель 1 - 4
специального (коррекционного)
класса 8 вида
МОУ Мулянская сош
Пермского района
2013 г.


Учащиеся, обучающиеся по специальным коррекционным образовательным программам восьмого вида, имеют различные ограничения в здоровье. У них замедленный рост, что сказывается на физическом развитии, отставание от сверстников в психическом развитии, не адекватное восприятие окружающего мира, слабо развитая эмоционально-волевая сфера. Обучаясь в окружении детей нормы, они могут испытывать разного рода стрессы. Это школьная дезадаптация, отсутствие ощущения безопасности в ученическом коллективе школы и в окружающем мире в целом. Психологический дискомфорт ведет к дальнейшему ухудшению здоровья.
Для классного руководителя становится очевидной проблема сохранения здоровья детей средствами образовательного процесса, достижение ими образовательного стандарта, высокого качества обученности, успешной социализации. Решению данной проблемы способствовала интеграция основного и дополнительного образования вокруг идеи воздействия на ребенка средствами народного творчества.
Мною был разработан и апробирован интегрированный курс «Живуля», в основе которого лежит приобщение детей к народному творчеству. Считаю, что именно народное творчество является одним из наиболее эффективных средств в организации обучения детей с задержкой психического развития.
Курс предполагает интеграцию предметов учебного плана с(к)к 8 вида: трудовое обучение, музыка, чтение и развитие речи, ИЗО и дополнительное образование. Интегрированность этих предметов во всем своем многообразии является ведущей в ходе формирования художественно-эстетической культуры детей с отклонениями в развитии, где красной нитью проходит тема психического и нравственного здоровья.
Целью курса является приобщение детей с ограниченными возможностями в обучении к духовному наследству русского народа, знакомство с народной культурой, использование средств народного творчества в развитии личности обучающегося.
Достижение цели осуществляется через решение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Среди образовательных целей приоритет, как на уроке, так и на занятиях курса, отдаем чтению текста вслух целыми словами осознанно, правильно и громко, выделяя главную мысль произведения, делая выводы. Правильного чтения добиваемся через разучивание народных песен, игр, сопровождаемых считалками, скороговорками, попевками. Хоровое пение и проговаривание развивают речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на музыку, читать текст, соблюдая паузы между предложениями, с необходимой интонацией. Особое внимание обращаем на содержание песен, в которых дети получают представления о труде, быте, народных ремеслах, традициях и обрядах народов России.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка и народное пение, народное творчество является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка, т.к. распространены и доступны.
Музыка более доступно воздействует на деятельность ученика непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. В коррекционной работе использую специально подобранный народный песенный материал, который воздействует на аффективную сферу ребенка, способную развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Ставлю задачу развития музыкальности детей, под которой подразумеваются умения и навыки, сочетающие в себе слухоречевое координирование, адекватную реакцию на музыкальные переживания произведения, соотнесение двигательной активности с ритмом и темпом. Соотношение речевого аппарата, его артикуляционной активности с силой и подачей голоса, например, пропевание и проговаривание наиболее трудных слов, словосочетаний, выражений на уроках музыки и чтения с разной интонацией.
Перед началом занятий большое внимание уделяется:
разминке артикуляционного и голосового аппарата, дыхательным упражнениям, которые укрепляют стенки гортани, голосовые связки, делают голос сильным и зычным, что необходимо при пении и во время игр, на уроке чтения. Благодаря музыкальным занятиям у детей развивается музыкальный слух, умение чувствовать в пении соседа, чувствовать темп, ритм, навыки устной речи, брать дыхание, что благотворно сказывается на физическом здоровье учащихся, ведь каждый второй ребенок имеет речевые проблемы, заикание. Через скороговорки, поговорки и пение уменьшается данный недостаток.
На уроках музыки и во время физкультминуток выполняем резкие и систематические вдохи носом, очищающие легкие выдохи ртом, сопровождаемые поворотами туловища, наклонами вперед. Практикуем «цепное» пение и правильное дыхание при нем. Все вышеперечисленные упражнения помогают сохранить здоровье ребенка, снижают уровень заболеваемости гриппом и вирусными инфекциями. В классе практически нет пропусков по болезни острыми респираторными заболеваниями. За последние два года дети не болели, поэтому, и не пропускают занятия. За 2010 – 2011г не было ни одного пропуска урока по данному виду заболеваний. В 2011 – 2012 г – всего было пропущено 27 уроков.
На занятиях изобразительного искусства учим изображать предметы народного быта по образцу и по подражанию действиям учителя. В рисунке дети передают простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов. Учатся владеть навыками смешения красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, мелками, без напряжения проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона в узоре.
В процессе реализации творческих задач на занятиях корректирую недостатки мелкой моторики рук путем использования пальчиковых игр, которые являются неотъемлемой частью фольклорных игр. В связи с этим развивается аналитико-синтетическая деятельность и деятельность сравнения, обогащаются и совершенствуются представления.
Каждое занятие, учебная ситуация обладают огромным воспитательным потенциалом. Интегрированные занятия развивают отношение к прекрасному, учат различать добро и зло, воспитывают трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни. На занятиях дети работают в группе, приобретая навык искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивают эмоциональную отзывчивость. В группах, в коллективной деятельности учимся анализировать оценивать неадекватные формы поведения, учимся быть терпимыми к проявлениям индивидуальности учащихся, быть уважительными и доброжелательными. На уроках и занятиях поддерживаем теплую, эмоционально-благоприятную атмосферу.
Все занятия проходят в деятельностном режиме: дети своими руками мастерят кукол, рисуют, создают декорации для кукольных представлений, поют, танцуют, читают наизусть.
Поставили спектакль «Уличный театр Петрушки», сняли по нему фильм, отправили на краевой форум-фестиваль «Зеленая планета 2011». Являемся лауреатами не только краевого, но и Всероссийского форума-фестиваля «Зеленая планета 2011 г. Кукол для спектаклей мастерим все вместе, сообща, используя различный подручный материал. Не все сразу получается. Трудно дается кроить, а некоторым учащимся держать в руках ножницы и иглу, шить одежду, но научаемся. Много положительных эмоций получаем от совместного труда.
По ходу занятий знакомимся с народными праздниками, (имеем общее представление). Дети вместе с родителями являлись участниками краевых праздников: (Масленица, Сочельник, Покров). Праздники являются мощным фактором положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, уравновешивание деструктивных нервно – психических процессов, дают детям возможность проявить свои творческие способности, развитию творческого потенциала и самовыражению ребенка. Активно участвовать в них вместе с родителями, учителем.
По силе своего воздействия опосредованная через творческую деятельность коррекционная работа, направленная на общее развитие детей, коррекцию недостатков познавательной деятельности, мыслительных операций и личностных качеств оказывается не менее эффективной, чем прямые коррекционные занятия.
Но самое главное, через пение, выступление в кукольном театре, в концертах дети самовыражаются: принимают участие во всех школьных и всевозможных праздниках, получают заслуженные аплодисменты.
Наблюдая и анализируя жизнь и деятельность детей моего класса, отмечаю, что дети стали намного организованнее, целеустремленнее, у них улучшилась память, появилась осознанная мотивация к познанию нового. Имея к обучению особые ограничения, каждый такой ребенок и весь класс в целом, достиг высоких результатов в обучении по коррекционной программе восьмого вида и весь класс в имеет стабильную успеваемость. За 2011 – 2012 учебный год успеваемость по всем предметам составила 100%; качество обученности по письму и развитию речи – 87.5%, по чтению и развитию речи – 87.5%, по математике – 86,5%, по труду, ИЗО, музыке 100%.
Психологический климат в классе благоприятный, настроение детей хорошее, взаимоотношения основаны на взаимной симпатии, дети уверены в поддержке товарища, педагога, родителей. Чувствуют себя уютно и спокойно, ученики успешно вступают в учебный диалог, адекватно оценивают ответы одноклассников, аргументируют свою позицию, дают советы.
Для того чтобы корректировать программу, свою работу, отслеживать результаты в течение года провожу анкетирование и опрос учащихся, родителей по результатам которого вношу изменения в образовательный процесс.
Главный вывод по результатам анализа анкет – дети охотно, с желанием занимаются, любят выступать перед родителями и вместе с родителями, перед школьниками, зрителями поселка.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что реализация задач по укреплению и сохранению физического, психического, нравственного и сенсорного здоровья средствами образовательного процесса, интеграции основного и дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность специальной педагогической поддержки детей с отклонениями в развитии.



15