Техническое обслуживание систем зажигания


ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ1-генератор; 2-выключатель (замок) зажигания; 3- прерыватель; 4-распределитель; 5-свеча зажигания; 6-катушка зажигания; 7-аккумуляторная батарея ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПри ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателя-распределителя и катушки зажигания  Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора распределителя.При ТО-2 проверяют состояние поверхности катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения и сухой тряпкой очищают их от пыли, грязи и масла. Проверяют состояние свечей зажигания. Очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электрода­ми или заменяют свечи. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯСнимают с двигателя прерыватель-распределитель и протирают сухой тряпкой внутреннюю и наружную поверхности крышки, ротор и корпус. Проверяют, нет ли в крышке и роторе трещин и обуглившейся поверхности изоляционного материала, а также состояние угольного контакта в центральном вводе крышки и подавительного резистора в роторе распределителя. Проверяют состояние контактов прерывателя, регулируют зазор между ними и зачищают рабочую поверхность от окиси металла. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Протирают рабочую поверхность контактов прерывателя замшей, смоченной очищенным бензином или спиртом, а затем просушивают контакты.Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора. Смазывают ось рычажка одной каплей масла. Снимают ротор, а затем фильц и закапывают 4…5 капель на втулку кулачка. Потом пропитывают фильц-щетку двумя каплями масла. Проверяют состояние других узлов и деталей. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПри подготовке автомобиля к зимней эксплуатации прерыватель-распределитель разбирают и тщательно проверяют состояние подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и скользящих подшип­ников его, кулачка, контактов прерывателя, центробеж­ного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Устраняют выявленные неисправности. Проверяют на стенде и при необходимости регулируют угол замкнутого состояния контактов прерывателя, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, а также исправность ротора, крышки распределителя и конден­сатора. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯЕсли в системе зажигания двигателя нет искры, необходимо проверить исправность первичной и вторичной цепей, а также исправность конденсатора.Для определения неисправности в первичной цепи следует взять контрольную лампу и присоединить один ее провод к корпусу автомобиля, а другой последовательно (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к включателю стартера, к входной и выходной клеммам замка и катушки зажигания и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Отсутствие в цепи контакта будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала лампы, присоединенной к выводной клемме катушки зажигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи на этом участке может указать и на неисправность изоляции подвижного контакта (замыкание контакта на корпус автомобиля). Рычажок подвижного контакта с неисправной изоляцией следует заменить. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯДля проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) следует снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала поставить контакты прерывателя на полное смыкание и вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя. Затем надо включить зажигание и, удерживая конец провода на расстоянии 3... 4 мм от корпуса автомобиля, размыкая контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о неисправности в цепи высокого напряжения или пробое обмоток конденсатора. Для окончательного выявления причин необходимо заменить конденсатор и снова проверить цепи: если искры нет — заменить катушку зажигания. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯСлишком раннее зажигание:Смесь воспламеняется преждевременно и давление газов,действующее навстречу поршню,движущемуся к ВМТ,увеличивается настолько,что мощность двигателя уменьшается, сильно увеличивается износ деталей кривошипно-шатунного механизма ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПри слишком позднем зажигании:Смесь не будет успевать сгорать к началу рабочего хода и горение смеси будет продолжаться при начавшемся рабочем ходе.Давление газов на поршень снижается,падает мощность двигателя,увеличивается расход топлива,двигатель и выпускной коллектор будут перегреваться,выстрелы из глушителя ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯДля регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А . Если она превышает заданную (0,35...0,45 мм), следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Надо проверить щупом величину зазора А . Если она превышает заданную, следует ослабить стопорные винты 3 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯМомент зажигания на автомобиле можно проверить стробоскопом — прибором, позволяющим видеть движущийся объект неподвижным, или 12-вольтовой лампой. При использовании стробоскопа необходимо один его зажим соединить с клеммой Б катушки зажигания, подсоединить клеммы питания и надеть на провод первого цилиндра датчик импульсов, затем установить на двигателе обороты холостого хода и направить мигающий поток света стробоскопа на метку шкива коленчатого вала (для двигателей «Москвич», ГАЗ, ВАЗ-2105) или на маховик через специальный люк в картере сцепления . При этом метка на шкиве — вторая по ходу вращения шкива (для двигателей «Москвич» и ГАЗ) должна совпадать с меткой на блоке (средней для двигателя ВАЗ-2105). Для двигателя ВАЗ-2108 метка 3 на маховике не должна доходить до средней метки шкалы 2 на 0...2 деления по ходу вращения маховика. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯДля установки момента зажигания с помощью контрольной лампы необходимо:вывернуть свечу первого цилиндра (считая от радиатора) и заглушить отверстие бумажной пробкой, затем повернуть рукояткой коленчатый вал до выталкивания пробки. Это означает, что в первом цилиндре происходит такт сжатия. После этого продолжать медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения меток установки зажигания;, ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯснять крышку распределителя, повернуть ротор в положение, при котором его контактная пластина будет совпадать с боковой клеммой крышки первого цилиндра (пластина ротора направлена на клемму низкого напряжения корпуса), и в таком положении установить распределитель в гнездо блока; слегка поворачивая ротор, ввести валик в зацепление с приводом, завернуть вручную гайку крепления распределителя к двигателю и установить октан-корректор на нулевое деление;присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого напряжения распределителя, а другим — на корпус автомобиля.включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против направления вращения ротора до момента размыкания контактов. В момент размыкания контактов загорается контрольная лампа ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯМомент размыкания контактов можно также определить по искре (для этого провод высокого напряжения, отсоединенный от центральной клеммы распределителя, следует удерживать на расстоянии 3...4 мм от корпуса двигателя, поворачивая корпус распределителя. В момент размыкания контактов между проводом и корпусом двигателя появляется искра); выключить зажигание, затянуть ключом гайку крепления распределителя к двигателю; закрыть крышку распределителя, начиная с клеммы первого цилиндра, присоединить провода высокого напряжения к свечам в направлении вращения ротора по порядку работы цилиндров двигателя. если перепутать провода, со­единив их со свечами без учета порядка работы ци­линдров, двигатель работать не будет. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПрактическую проверку правильности установки момента зажигания можно провести и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо пустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на высшей передаче по ровной дороге, резко увеличить скорость. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые непродолжительные металлические стуки; отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а непрекращающиеся стуки — на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ1-датчик-распределитель зажигания; 2-свеча зажигания; 3-катушка зажигания; 4-коммутатор; 5-выключатель (замок) зажигания ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯотли­чается от контактной системы отсутствием прерывате­ля. В бесконтактной си­стеме прерыватель заменен специальным устройством (бесконтактным электронным датчиком), посылающим импульсы тока низкого напряжения и распределяю­щим ток высокого напряжения в соответствии с по­рядком работы цилиндров двигателя. Его называют коммутатором. Именно он руководит момента­ми прекращения подачи тока в первичную обмотку катушки зажигания. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯВ микропроцессорной системе зажигания полностью исключены механиче­ские приспособления.Такая система состоит из модуля зажи­гания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Устройство управления системой впрыска представля­ет собой автономный микропроцессорный блок управления зажиганием или блок управления двига­телем с подсистемой управления зажиганием. Это устройство, пользуясь обратной связью, автоматичес­ки рассчитывает момент зажигания. При этом учитываются частота вращения коленчатого вала двигателя и его положение, положение распределительного ва­ла, нагрузка двигателя, определяемая по положению дроссельной заслонки, а также температура охлаждающей жидкости и данные датчика детонации. Регули­ровка опережения зажигания реализована программ­но в блоке управления. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯЭлектронный блок управления выполняет в мик­ропроцессорной системе зажигания функции головно­го мозга. Его работа состоит в сборе информации от датчиков. Для определения необходимого момента зажигания считывается информация с датчика поло­жения коленчатого вала, датчика положения распре­делительного вала, датчика детонации, датчика угла открытия дроссельной заслонки. На основании полу­ченной информации рассчитываются оптимальный момент зажигании, время зарядки катушки и через коммутатор выдаются команды управления первич­ной цепью катушки. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯДатчики положения коленчатого и распредели­тельного валов дают информацию о текущих оборотах двигателя, а также текущем положении распредели­тельного вала. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Датчик детонацииДатчик детонации пьезоэлектрического типа установлен на блоке двигателя под впускным трубопроводом четвертого цилиндра. Датчик воспринимает вибрации стенки блока, вызванные ударными волнами, образующимися при детонационном сгорании в цилиндра, и выдает на соединительные контакты переменное напряжение, соответствующее уровню детонации двигателя. Блок управления отфильтровывает сигналы, появляющиеся в результате случайных механических воздействий. При выходе из строя датчика или неисправности в его цепи электронный блок управления перейдет в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯДатчик положения дроссельной заслонки опреде­ляет нагрузку на двигатель. Регулятор холостогоходаДатчик положения дроссельной заслонки ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ датчик Холла можно проверить с помощью вольтметра, подключенного по схеме: подключаем батарею, резистор 2...3 кОм и при вращении вала датчика снимают показания вольтметра. Верхний уровень импульса должен быть не более чем на 3 В меньше напряжения питания, а нижний - не превышать 0,4 В. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПРОВЕРКА ДАТЧИКА ХОЛЛА С ПОМОЩЬЮВОЛЬТМЕТОРА1.–ДАТЧИК-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ 2. – РЕЗИСТОР 2 Ком3. – ВОЛЬТМЕТР 4. – РАЗЪЁМ ДАТЧИКА-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ Датчик – распределитель19.3706Автомобили ГАЗ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПроверка и ремонт магнитоэлектрического датчика генераторного типа.Прежде всего необходимо выполнить внешний осмотр: снять крышку и ротор распределителя и осмотреть датчик, обращая внимание на крепление деталей и отсутствие люфтов. Проверить работоспособность датчика можно с помощью тестера в режиме вольтметра переменного тока. Для проверки подключаем тестер между выводом датчика и корпусом (при отсоединенном от вывода датчика проводе низкого напряжения). Включаем стартер, при этом вольтметр должен показывать напряжение не менее 2 В.Ремонт датчика заключается в замене изношенных или неисправных деталей с обязательной последующей регулировкой датчика и системы зажигания в целом. Для замены узлов магнитоэлектрического датчика необходимо снять и разобрать датчик-распределитель. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯОсматривают снятые узлы и детали, проверяют сопротивление обмотки статора датчика (оно должно быть в пределах 280...470 Ом), люфты ротора на валике (не более 0,2 мм) и подшипника опоры статора (люфт не допускается), радиального люфта валика (не более 0,2 мм), а также отсутствие износа шипа муфты валика и заклинивания грузиков на осях. После замены изношенных или неисправных узлов или деталей собирают датчик-распределитель в последовательности, обратной разборке, и смазывают все трущиеся соединения смазкой «Циатим-201» или № 158. На фильц наносят 1 ...2 капли моторного масла. Продольный люфт валика и ротора при сборке регулируют в пределах 0,05...0,2 мм с помощью регулировочных шайб. После установки на двигатель проверяют и при необходимости регулируют момент зажигания. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПротирают снаружи и изнутри крышку распределителя. Заменяют крышку с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки. Если контактный уголек имеет сколы, трещины, сильно изношен или пружина уголька сломана, вынимают его с пружиной из крышки и заменяют. Бегунок с трещинами, следами обгорания, значительным износом или коррозией наружного контакта 1 заменяют. Бегунок должен плотно устанавливаться на валик. Это обеспечивается пластинчатой пружиной 2. Бегунок с ослабленной или сломанной пружиной надо заменить. Омметром измеряют сопротивление резистора 3, оно должно быть равно 1 кОм. В противном случае заменяют бегунок. Снимают муфту привода распределителя и регулировочные шайбы. Заменяют муфту с сильно изношенными шипами Устройство центробежного регулятора угла опережения зажиганияЦентробежный регулятор опережения зажигания находится в корпусе прерывателя-распределителя. Он состоит из двух плоских металлических грузиков, каждый из которых одним из своих концов закреплен на опорной пластине, жестко соединенной с приводным валиком. Шипы грузиков входят в прорези подвижной пластины, на которой закреплена втулка кулачков прерывателя. Пластина с втулкой имеют возможность проворачиваться на небольшой угол относительно приводного валика прерывателя-распределителя. 123451 - кулачокпрерывателя;2 –втулка кулачков ;З-подвижная пластина;4- грузики;5- шипы грузиков;6-опорнаяпластина; 7 – приводной валик;8-стяжная пружина Системы зажиганияПри увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя, увеличивается и частота вращения валика прерывателя-распределителя. Грузики, подчиняясь центробежной силе, расходятся в стороны, и сдвигают втулку кулачков прерывателя "в отрыв" от приводного валика. То есть набегающий кулачок поворачивается на некоторый угол по ходу вращения навстречу молоточку контактов. Контакты размыкаются раньше, угол опережения зажигания увеличиваетсяПри уменьшении числа оборотов коленвала(и скорости вращения приводного валика), центробежная сила уменьшается и, под воздействием пружин, грузики возвращаются на место - угол опережения зажигания уменьшается. Снимают ведомую пластину центробежного регулятора с экраномГрузики центробежного регулятора должны свободно поворачиваться на осях. В противном случае снимают стопорные кольца крепления грузиков. Затем снимают оба грузика с осей. Прочищают отверстия грузиков и смазывают их консистентной смазкой. Если валик сильно изношен или имеет задиры – его необходимо заменить ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯНарушение нормальной работы вакуумного регулятора вызывается потерей герметичности его вакуумной камеры, ослаблением пружины диафрагмы, износом или заклиниванием подшипника и ослаблением крепления винтов регулятора к распределителю.Герметичность вакуумного регулятора можно проверить с помощью шинного насоса или компрессора. Для этого снятый с распределителя регулятор опускают в емкость с водой и нагнетают в его вакуумную камеру давление не более 1 кгс/см2. Пузырьки воздуха покажут место повреждения. Если воздух выходит из-под штуцера, то его нужно подтянуть. Если пузырьки воздуха появляются в месте завальцовки частей корпуса, то стык нужно сначала уплотнить, простучав молотком, а затем для надежности покрыть эпоксидным клеем. Регулятор с поврежденной диафрагмой следует заменить. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯДля небольшого увеличения натяжения пружины вакуумного регулятора со штампованной крышкой можно слегка прогнуть крышку регулятора ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПеред установкой муфты устанавливают бегунок наружным контактом в сторону контакта первого цилиндра в крышке распределителя устанавливают муфту на вал так, чтобы шипы муфты совпали с прорезями на распредвалу при установленном в ВМТ поршне 1-го цилиндра ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Для проверки сопротивления первичной обмотки катушки подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки. КККККБДля проверки сопротивления вторичной обмотки катушки подсоединяют омметр к высоковольтной клемме и низковольтной клемме «Б» катушки. КККККБДля проверки сопротивления изоляции на «массу» подсоедините омметр к корпусу катушки и поочередно к каждой из клемм. Во всех случаях омметр должен показать сопротивление не менее 50 МОм. Система EFS Систему EFS (нем. Einzel Funken Spule) называют системой независимого зажигания, так как в ней (в отличие от систем синхронного зажигания) каждая катушка управляется независимо и дает искру только для одного цилиндра. В этой системе каждая свеча имеет свою индивидуальную катушку зажигания. Кроме отсутствия в системе механических движущихся частей, дополнительным преимуществом является то, что при выходе из строя катушки перестанет работать только один "ее" цилиндр, а система в целом сохранит работоспособность COP система Одной из наиболее популярных разновидностей EFS-систем является так называемая COP система (Coil on Plug - "катушка на свече") - в этой системе катушка зажигания ставится прямо на свечу. Таким образом, стало возможным полностью избавиться еще от одного не вполне надежного компонента системы зажигания - от высоковольтных проводов Устройство катушки зажигания в системе COP (с интегрированным воспламенителем): ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯсвечаобмотки Разъём катушки зажигания Разъёмы катушек зажигания СОР системы ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯпервичная обмотка катушки присоединена к контактам 1 и 3 разъёма. 0,5 Ом - норма. Если показаний нет, то проверяют качество подключения щупов к контактам катушки и правильность подключений (нам нужны крайние выводы разъёма катушки) , если всё равно нет показаний, то первичная обмотка в обрыве и ИКЗ неисправна. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ проверяя вторичную обмотку катушки переключатель мультиметра переводят в положение 2000 кОм , щупы мультиметра необходимо подключить соблюдая полярность - красный к пружинке внутри резинового колпачка, чёрный к среднему (2) контакту разъёма. Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) система Кроме систем, с индивидуальными катушками, используются и системы, где одна катушка обеспечивает высоковольтный разряд на двух свечах одновременно. При этом получается, что в одном из цилиндров, который находится в такте сжатия, катушка дает "рабочую искру", а в сопряженном с ним, который находится в такте выпуска) дает "холостую искру" (поэтому такая система часто называется системой зажигания с холостой искрой - "wasted spark"). ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) системаРабочая искраХолостаяискра Система статического синхронного зажигания с двухвыводными катушками зажигания (одна катушка на две свечи) - DFS (нем. Doppel Funken Spule) Катушки зажигания в системе DFS могут устанавливаться как отдельно от свечей и связываться с ними высоковольтными проводами (как в системе EFS), так и прямо на свечах (как в системе COP, но в этом случае высоковольтные провода все равно используются для передачи разряда на свечи смежных цилиндров - условно такую систему можно назвать "DFS-COP" Высоковольтные выводы катушки зажиганияКатушка зажигания системы DFS Проверка катушек зажигания Отсоединяем высоковольтные провода от разъемов вторичной обмотки катушки зажигания Подключаем к выводам первичной обмотки катушки омметр и измеряем ее сопротивлениеУ исправной катушки сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах 0,4–0,5 Ом. Подключают к высоковольтным выводам омметр и замеряем сопротивление вторичной обмотки катушки ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ1 - контактная (штекерная) гайка; 2 - изолятор; 3 - оребрение изолятора (барьеры тока); 4 - контактный стержень; 5 - корпус свечи; 6 токопроводящий стеклогерметик; 7 - уплотни-тельное кольцо; 8 - центральный электрод с медным сердечником (биметаллический); 9 - теплоотводящая шайба; 10 - тепловой конус изолятора; 11 - боковой электрод ("массы"); h - искровой зазор. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯСеро-коричневый цвет и легкий износ электродов. Калильное число свечей соответствует типу двигателя и общему его состоянию. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯЗамасливание свечи вызывается износом маслоотражательных колпачков. Масло попадает в камеру сгорания через изношенные направляющие клапанов или поршневые кольца. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности работы двигателя. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯМягкие коричневатого цвета отложения на одном или обоих электродах свечи. Источником их образования являются применяемые присадки к маслу и/или топливу. Чрезмерное накопление может привести к изоляции электродов и вызвать пропуски зажигания и нестабильную работу двигателя при ускорении. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯСкругление электродов с небольшим скоплением отложений на рабочем конце. Цвет нормальный. Приводит к затруднению запуска двигателя в холодную влажную погоду и повышению расхода топлива. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯИзолятор имеет белый цвет, но может быть и загрязнен вследствие пропусков зажигания или попадания в камеры сгорания посторонних частиц. Может привести к выходу двигателя из строя. Возможные причиныНЕ соответствует калильное число , угол опережения зажигания, смесь слишком обеднена, закупорена система охлаждения ,ненормально функционирует система смазки. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПосле пропусков зажигания в течение длительного промежутка времени отложения могут разрыхляться при сохранении рабочей температуры в камере сгорания. При высоких скоростях отложения хлопьями отрываются от поршня и налипают на горячий изолятор, вызывая пропуски зажигания. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯИзолятор имеет желтоватый цвет и полированный вид. Говорит о внезапном повышении температуры в камерах сгорания при резком ускорении. Обычные отложения при этом оплавляются, приобретая вид лакового покрытия. Приводит к пропускам зажигания при высоких скоростях движения. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯМеханические повреждения свечи зажигания могут быть вызваны попаданием посторонних материалов в камеру сгорания или возникнуть при ударе поршня о слишком длинную свечу. Приводят к отказу функционирования цилиндра и к повреждению поршня. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ: Изоляторы могут оказаться сколотыми или треснутыми. К повреждению изолятора может привести также неаккуратная техника регулировки свечного зазора. Может привести к повреждению поршней. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯСвечи зажигания можно проверить следующим способом: отключают разъемы форсунок на время проверки (для защиты катализатора и лямбла-зонда); извлекают свечу из двигателя и подключают к одному из высоковольтных проводов распределителя зажигания, обеспечив зазор 5...6 мм корпуса свечи с бортовой «землей» (для защиты усилителя зажигания); коротко проворачивают двигатель стартером и визуально убеждаются в высоком качестве сформированной искры (голубая и «толстая»); аналогично проверяют все остальные свечи зажигания.Практика эксплуатации показывает, что ресурс свечей составляет 15...20 тысяч километров пробега. Признаком отказа свечей являются пропуски зажигания и, как следствие, «провалы» и потеря мощности в режиме полной нагрузки. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯСвечи зажигания требуют регулярной очистки и регулировки зазора между электродами. При интенсивной эксплуатации автомобиля эти операции следует производить приблизительно через каждые 10 тыс.км. Если же годовой пробег автомобиля не превышает 10-15 тыс.км, то очищать свечи и регулировать зазор рекомендуется дважды в году - перед началом летнего и зимнего эксплуатационных сезонов.Для очистки свечей нельзя применять острые металлические предметы, так как ими легко повредить или поцарапать изолятор. На поцарапанном же конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, а нагар шунтирует электроды, свеча перестает работать.Подходящий инструмент для очистки свечей - щетка из тонкой стальной проволоки. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯХимический способ очистки свечей зажигания. 1) Обезжирить свечи промывкой в бензине.2) Просушить.3) Погрузить в горячий 20%-ный водный раствор ацетата аммония (другое название - уксуснокислый аммоний).4) Выдержать в этом растворе в течение 25-30 мин при температуре не ниже 90° С (можно при слабом кипении раствора).5) Прочистить свечи жесткой волосяной или капроновой щеткой.6) Хорошо промыть горячей водой.7) Просушить. Эту работу следует проводить на открытом воздухе, так как из горячего раствора выделяются пары уксусной кислоты. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ1 - выключатель, 2 — индукционная катушка, 3 — наконечник, 4 — испытуемая свеча, 5 — корпус, 6 — искровой разрядник, 7 — штуцер, 8 — распределительная камера, 9 — диафрагма, 10 — крышка корпуса, 11 — штифт, 12, 13, 14 - винты, 15 — фильтр, 16 — винт крепления крышки, 17 — крышка манжеты, 18 — отражательный диск, 19 — манжеты, 20 — крышка камеры, 21 -пескоструйная камера, 22 — слой песка, 23 — насадка, 24 — отверстие для обдува проверенной свечи, 25 — манометр, 26 — заглушки, 27 — смотровое окно, 28 — воздушная камера ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯОчистку свечи от нагара выполняют мелким кварцевым песком. Для этого свечу вставляют в отверстие сменной резиновой манжеты 19, установленной под крышкой 20 пескоструйной камеры 21. При вывинчивании винта 14 сжатый воздух под давлением проходит через слой песка 22 в насадке 23, захватывая его, ударяется о загрязненную поверхность свечи и очищает ее от нагара. В боковых стенках насадки есть отверстия, через которые песок засасывается во внутреннюю полость насадки при движении воздуха. Из пескоструйной камеры сжатый воздух выходит наружу через окна в крышке 20, песок же задерживается сеткой и матерчатым фильтром 15. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯОбдувку свечи сжатым воздухом для удаления оставшихся частиц песка производят в отверстие 24 при слегка вывернутом винте 13. Для испытания на бесперебойность искрообразования вместо одной из трех заглушек 26 ввертывают свечу 4 и на центральный электрод надевают наконечник 3 привода от вторичной обмотки индукционной катушки 2. Питание первичной обмотки катушки происходит от источника постоянного тока или понижающего трансформатора напряжением 12 В.Включение индукционной катушки осуществляется нажатием кнопки выключателя 1. Сжатый воздух по каналу поступает в воздушную камеру при отвинчивании винта 12. При давлении воздуха в 0,6...0,8 МПа в нормальном зазоре между электродами искрообразование должно быть бесперебойным.Проверять свечи на искрообразование можно только после того, как они очищены от нагара и проверены на величину зазора между электродами. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯЗазор между электродами свечи проверяют КРУГЛЫМ щупом СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯМоменты затяжки свечей зажиганияЕсли приложенный крутящий момент затягивания свечи был слишком мал, появляется угроза потери компрессии, отвинчивания центрального электрода и тепловых повреждений из-за пониженного отвода тепла. Дело может дойти и до самостоятельного отвинчивания свечи зажигания. Если же выбран слишком большой крутящий момент затягивания, можно повредить головку цилиндра. Кроме того, слишком большое усилие, приложенное к свече зажигания, может привести к срыву резьбы. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯОсновная неисправность проводов - это поломка в электрической цепи и утечка электротока. Основная задача высоковольтных проводов - передавать электрические импульсы к свечам от катушки зажигания.Вследствие этого, высоковольтный провод должен:переносить напряжение даже до 40 000 Вт,с наименьшими потерями передавать импульсы,обеспечивать минимальные помехи для радиоэлектронной аппаратуры,иметь отличную изоляцию, чтобы предотвратить утечку тока,сохранять свои свойства при температурных режимах: от - 30°C зимой, и до + 100°C при работе двигателя в летний период. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯЧтобы передать высоковольтный импульс с минимальными потерями, желательно электрическое сопротивление провода уменьшить. Долгое время успехом пользовались провода с жилой из меди.Но, когда начали широко использовать радиоэлектронные устройства: радиоприемник, электронные борта систем, появился следующий недостаток - излучение большого числа электромагнитных препятствий.Чтобы снизить помехи, в цепи системы зажигания используется дополнительное сопротивление. На сегодняшний день самым распространенным и эффективным способом для снижения помех является использование высоковольтных проводов с распределенным сопротивлением. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯмедная многожильная - имеет сопротивление 0,02 Ом/м. К таким проводам обычно необходим дополнительный помехо-подавительный резистор;неметаллическая жила с металлической "обвивкой" - имеет сопротивление, распределенное до 2 кОм/м. Обычно, центральную часть сердечника делают из стекловолокна, оно пропитано графитом, льняной нитью или кевларом. Как правило, такая жила покрыта слоем ферропласта, который благодаря своим свойствам способен препятствовать распространению помех. Поверху наматывается тоненькая металлическая проволока. требуется дополнительный помехо-подавительный резистор; ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯнеметаллическая жила с распределенным высоким сопротивлением. Если устанавливают провода с такой жилой, резистор не нужен. Жилы такого типа изготавливают из:- хлопчатобумажной пряжи, которая пропитана сажевым раствором. Имеет сопротивление 15-40 кОм/м- стекло-волоконных нитей, обычно с графитовой обсыпкой.- полимерной "жилы", которая имеет сопротивление 13-15 кОм/м. Иногда внутри жилы пропускают упрочняющую нить. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯМеталлические контакты (наконечники) нужны для обеспечения электрического соединения жилы, проводящей ток, с соответственными контактами (к примеру, с гнездами и высоковольтными проводами) свечки и/или крышки распределителя, и/или катушки зажигания.Основными требованиями являются: надежные контакты с токопроводящей жилой провода.прочное крепление на проводе.надежные соединения с выводом свечей и катушкой зажигания и/или крышкой распределителя.хорошая коррозионная устойчивость нужна, чтобы сохранять надежность контакта при эксплуатации. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯКолпачок обеспечивает защиту участку соединения провода с соответствующим выводом катушки, свечи зажигания и распределителя, от воздействий внешней среды. Также он предотвращает утечку тока.Основными требованиями к колпачкам являются:предельно плотное совмещение с устройствами системы зажигания, это необходимо чтобы влага и пыль не проникли к контактам.устойчивость к воздействию низких и высоких температур, к резким температурным перепадам. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯОсновные неисправности высоковольтных проводов.Разрыв в электрической цепи чаще всего происходит в месте, где идет соединение контакта провода (металлического) с токопроводящей жилой, а также с другими устройствами системы зажигания.В местах, где разрушено соединение (пробой), обычно наблюдается нагрев и искрение, это может привести к тому, что произойдет выгорание жилы и/или металлических контактов.Утечка тока происходит через свечи, загрязненные провода, крышку распределителя, поврежденную изоляцию, катушку зажигания, и колпачки провода.При низкой температуре высоковольтные провода становятся жесткими, поэтому возможность повреждения изоляции проводов и колпачков увеличивается. А если температура повышена, тогда свечные колпачки страдают больше других, потому что они близко расположены к нагретым деталям двигателя. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯВо время эксплуатации автомобиля, во избежание пробоя и других неисправностей, всегда держите провода, снятые с катушки зажигания, изоляторы свечей, крышку распределителя, и провода с колпачками - сухими и чистыми.Если слышны щелчки при работе двигателя, значит, имеется пробой изоляции.Если поврежден провод, который идет к свече, тогда двигатель будет "троить", а если неисправен центральный провод - глохнуть.Нужно периодически проверять, плотно ли поставлены наконечники в соответствующие гнезда элементов системы зажигания, это позволит предотвратить потерю мощности импульса, которая передается к свечам. Для проверки исправности углового наконечника свечи вынимают его из крышки головки блока Омметром замеряем сопротивление наконечника, которое не должно превышать 5,60 кОм. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ Сопротивление высоковольтных проводов указывается на оплётке изготовителем ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПризнаки неисправности автомобильных высоковольтных проводов зажигания.Проблемы при запуске двигателя. Часто происходит в сырую погоду.На средних и высоких оборотах в работе двигателя происходят перебои.Если центральный провод повреждён, то глохнет двигатель.Мощность работы двигателя снижается.Расход топлива повышается.Даже если зажигание пропускается, срабатывает сигнал “check engine”. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯПричины неисправности.С течением времени изолятор изнашивается и покрывается микротрещинами (в изоляторах из пластика, силикона или резины), из-за перепадов температур в моторном отсеке. Из-за микротрещин изолятор уже не предотвращает утечку электрического тока, и свечи зажигания не получают необходимого для работы количества электроэнергии. Если порции электроэнергии просто недостаточно, то напряжение снижается. ТО СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯЧтобы проверить работу автомобильных ВВ-проводов зажигания, нужно включить двигатель и в темноте открыть капот. Места утечки электрического тока светятся синим цветом.Другой способ диагностики проводов – контроль энергии свечи. Для этого вместо свечей к проводам нужно присоединить разрядник, а стартером прокручивают коленвал. Если происходит утечка тока или во вторичной цепи оказывается большое сопротивление, появляющаяся искра кажется бледной и тонкой.Ещё один способ: берут кусок провода и зачищают его с обеих сторон. Далее одним концом  замыкаем провод на «массу» (аккумулятор, либо корпус машины), другим концом проводим по проводам на стыках, колпачках и т.д. если есть утечка, то образуется искра.