Статья по теме: «ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ»

ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Преобразование энергии источника тока в энергию искрового разряда. Протекание рабочих процессов в системе зажигания можно разделить на три этапа:
накопление энергии в одном из реактивных элементов электрической схемы (в индуктивности или в емкости);
индуктирование импульса высокого напряжения во вторичной цепи катушки зажигания;
пробой искрового промежутка между электродами свечи зажигания и выделение энергии в искровом разряде.
В системе зажигания с накоплением энергии в индуктивности первый этап начинается после замыкания цепи питания первичной обмотки катушки зажигания. Сила тока в первичной обмотке, имеющей не только активное, но и реактивное сопротивление, нарастает постепенно по экспоненциальному закону (рис. 6.6, а):











Нарастающая сила первичного тока стремится достигнуть максимального значения I1m = UАБ/R1. Максимальная энергия, которую можно накопить в индуктивном элементе, определяется по формуле
WLm = 0,5 L1L21m .
В системе зажигания с накоплением энергии в емкости по экспоненциальному закону нарастает напряжение заряда конденсатора. Энергия, которую можно накопить в электрическом поле конденсатора, Wc = 0,5C1Uc2, где Uc напряжение на выводах конденсатора в момент его подключения к первичной обмотке катушки зажигания; С1 емкость конденсатора.
Нарастание тока в первичной обмотке катушки в системе зажигания с накоплением энергии в индуктивности происходит в течение
определенного времени, которое зависит от частоты следования искровых разрядов, а следовательно, от числа цилиндров и частоты вращения коленчатого вала двигателя. К моменту размыкания первичной цепи сила тока возрастает до силы тока разрыва Ip. Время полного цикла замкнутого и разомкнутого состояния первичной цепи катушки зажигания определяется по формуле
T =120/(Z ц n), где Zц число цилиндров двигателя.
Время замкнутого состояния первичной цепи tax = vзсТ зависит от относительного времени vзх роста силы тока в первичной цепи (относительного времени замкнутого состояния контактов прерывателя в контактной системе зажигания или относительного времени, в течение которого силовой транзистор электронной системы зажигания находится в состоянии насыщения).
После отключения первичной обмотки катушки зажигания от источника электроснабжения в первичной цепи образуется колебательный контур, содержащий катушку индуктивности L1, конденсатор емкостью С, (активное сопротивление), в котором возникают затухающие колебания силы тока I, и напряжения U, первичной цепи. Емкость C, первичной цепи в контактной системе зажигания емкость конденсатора, подключаемого параллельно контактам прерывателя. Применение конденсатора в контактной системе зажигания обусловлено необходимостью уменьшения скорости роста напряжения первичной цепи в начальный момент размыкания контактов. При малых частотах вращения коленчатого вала и, следовательно, низкой скорости размыкания контактов напряжение U1 превысит напряжение пробоя воздушного пространства между контактами, в результате чего в межконтактном промежутке возникает электрическая дуга, которая поглощает значительную часть запасаемой в магнитном поле катушки зажигания энергии. Это приводит к интенсивному электроэрозионному изнашиванию контактов и снижению напряжения вторичной цепи. Выбор емкости С1 связан с поиском компромисса между двумя противоречивыми требованиями. Увеличение емкости С, способствует устранению дугообразования, но при этом уменьшаются скорость исчезновения магнитного поля и напряжения вторичной цепи. В системах с механическим прерывателем тока в первичной цепи катушки зажигания оптимальной является емкость в пределах 0,220,28 мкФ.
В системах зажигания с электронным коммутирующим устройством первичной цепи емкостный элемент обеспечивает переключение мощного транзистора с минимальным рассеянием мощности. Для некоторых типов высокочастотных транзисторов наличие емкостного элемента не обязательно.
Вторичная обмотка вместе с конденсатором емкостью С2 вторичной цепи также образуют колебательный контур, индуктивно связанный с колебательным контуром первичной цепи. При отсутствии пробоя искрового промежутка свечи колебания напряжения U2 вторичной цепи, так же как и напряжение U1 первичной цепи, будут затухающими. Максимальная амплитуда колебаний вторичного напряжения U2m представляет собой высоковольтный импульс (рис. 6.6, б).
В системе индуктивно связанных контуров энергия, запасенная в магнитном поле катушки зажигания, преобразуется в энергию электрического поля конденсаторов емкостью С1 и С2 и частично выделяется в виде теплоты на активных элементах первичной и вторичной цепей и в магнитопроводе катушки зажигания.

Уравнение баланса энергии имеет вид:
Поскольку катушка зажигания является трансформатором, максимальное напряжение вторичной цепи может быть найдено по формуле

Исходя из баланса энергии, максимальное напряжение вторичной цепи определяется по формуле

Сила тока Ip разрыва первичной цепи возрастает с уменьшением ее индуктивности L1, так как сила тока первичной цепи будет нарастать быстрее и при том же времени подключения первичной обмотки катушки зажигания к источнику электроснабжения достигнет большего значения. При этом должно возрасти напряжение вторичной цепи.
Однако чрезмерное уменьшение индуктивности L, может привести к уменьшению напряжения вторичной цепи. Следовательно, для различных комбинаций параметров системы зажигания должно существовать оптимальное значение индуктивности L,. Значения индуктивности L, в системах с накоплением энергии в магнитном поле находятся в пределах 310 мГн.
Увеличить силу тока 1р разрыва первичной цепи можно за счет уменьшения сопротивления Rb повышения напряжения на выводах первичной обмотки и большего времени тз с подключения катушки зажигания к источнику. Однако в контактной системе зажигания сила тока разрыва не должна превышать 3,55,0 A, в противном случае контакты быстро подгорают и выходят из строя.
С уменьшением емкости С1 вторичное напряжение возрастает, но до определенного предела, когда резко возрастают потери энергии на дугообразование между контактами.
Напряжение вторичной цепи должно уменьшаться с увеличением емкости С2, которая складывается из емкостей вторичной обмотки катушки зажигания (4050 пФ), распределителя (1525 пФ), свечей зажигания (емкость каждой свечи около 60 пФ) и высоковольтных проводов (0,91,2 пФ). Уменьшать емкость С2 ниже определенного предела, составляющего 4070 пФ, невозможно. Емкость С2 зависит от конструктивного исполнения элементов системы зажигания и существенно увеличивается при их экранировании.
Поскольку в системе зажигания с накоплением энергии в электрическом поле конденсатора катушка зажигания не является накопителем энергии, индуктивность ее первичной обмотки можно выбирать в пределах 0,110 мГн, т.е. в большем диапазоне, чем для систем с накоплением энергии в магнитном поле.
Следующий этап рабочего процесса системы зажигания начинается, когда напряжение U2 вторичной цепи на первой полуволне высоковольтного импульса становится равным напряжению пробоя. Напряжение, достаточное для пробоя, должно быть существенно меньше напряжения U2m. Так как в момент пробоя межэлектродного пространства свечи не вся энергия магнитного поля катушки зажигания преобразуется в энергию электрического поля емкостью Q и С2, искровой разряд имеет емкостную и индуктивную составляющие.
Емкостная фаза разряда наблюдается в виде яркой искры голубоватого цвета. В данной фазе сила тока достигает единиц и десятков ампер. Продолжительность емкостной фазы разряда не превышает 1 2 мкс. Емкостный разряд сопровождается специфическим треском.
Индуктивный разряд происходит при значительно меньшем вторичном напряжении (0,71,0 кВ). Сила тока в этой фазе искрового разряда составляет 40100 мА. Индуктивный разряд происходит в течение 11,5 мс и имеет желтоватый или красновато-фиолетовый цвет. В контактных системах зажигания во время индуктивной фазы разряда выделяется энергия 1520 мДж.
Воспламенение топливовоздушной смеси обеспечивается в основном емкостной составляющей разряда. Благодаря большей продолжительности индуктивный разряд способствует большему нагреву начального объема уже воспламенившейся смеси, что очень важно для режима пуска холодного двигателя.


Распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя
В системах зажигания используют два способа распределения высокого напряжения по цилиндрам двигателя высоковольтный и низковольтный. Высоковольтный способ реализуется с помощью распределителя в высоковольтной вторичной цепи катушки зажигания (рис. 6.7, а).
Для систем зажигания с низковольтным распределением искровых разрядов характерно наличие распределительного устройства (коммутатора) в низковольтной цепи одной или нескольких катушек (рис. 6.7, б).
При распределении искровых разрядов на высоковольтной стороне (см. рис. 6.7, а) вывод вторичной обмотки катушка зажигания соединяют с электродом (бегунком), находящимся на одном валу с кулачком механического прерывателя или ротором бесконтактного датчика. Вращающийся бегунок, проходя около каждого из электродов крышки распределителя, последовательно, в соответствии с порядком работы цилиндров, соединяют высоковольтную цепь катушки со свечами зажигания. Прохождение электрода бегунка мимо электродов крышки распределителя должно быть строго синхронизировано с моментом прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания и возникновением в ее вторичной обмотке высоковольтного импульса. При высоковольтном способе распределения вторичного напряжения можно применять одну катушку зажигания для двигателей с числом цилиндров до восьми. Однако при таком способе распределения увеличивается длина высоковольтных проводов, их емкость, и снижается напряжение вторичной цепи. В воздушном зазоре между электродами бегунка и крышкой распределителя при подаче высоковольтного импульса к свечам проскакивает искра, которая является дополнительным источником радиопомех. Для изготовления деталей высоковольтных аппаратов необходимо применять стойкие к высокому напряжению изоляционные материалы.
При низковольтном способе распределения искровых разрядов в системах зажигания с накоплением энергии в электростатическом поле (см. рис. 6.7, б) к конденсатору С можно подсоединить параллельно столько управляемых переключателей, сколько цилиндров у двигателя. Каждый переключатель, в качестве которых обычно используются тиристоры, работает на соединенную с ним катушку зажигания, выполняющую в конденсаторной системе функцию только преобразователя напряжения. Порядок чередования искр задается генераторным датчиком-распределителем, имеющим равное числу цилиндров двигателя число независимых обмоток на статоре. Импульсы управления, формируемые в обмотках статора, подаются на тиристоры VS1VS4 (для четырехцилиндрового двигателя), которые подключают первичные обмотки катушек к накопительному конденсатору.
Низковольтный способ распределения может быть реализован и в системах зажигания с накоплением энергии в магнитном поле катушки зажигания. Поскольку в таких системах катушка выполняет функции преобразователя напряжения и накопителя энергии, ее параметры по индуктивности обмоток выше, чем у катушек в системах с накоплением энергии в емкости. Период накопления энергии в них больше, чем в конденсаторных системах, поэтому низковольтный способ распределения можно применять только при малом числе цилиндров и относительно низких частотах вращения коленчатого вала двигателя.
Для низковольтного распределения импульсов высокого напряжения на двух- и четырехцилиндровых двигателях применяют двух- и четырех- выводные катушки зажигания (рис. 6.8). Появление высоковольтных импульсов высокого напряжения на свечах обеспечивается попеременным открытием и закрытием транзисторов VT1 и VT2 (рис. 6.8, а).











Вторичные обмотки катушек в схеме на рис. 6.8, а подсоединены попарно к свечам цилиндров четырехтактного четырехцилиндрового двигателя, в которых процессы сжатия сдвинуты на один оборот коленчатого вала. Искрообразование происходит одновременно в свечах этих двух цилиндров, но в одном на такте сжатия, а в другом на такте расширения. Воспламенение топливовоздушной смеси происходит в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия. В парном цилиндре энергия искрового разряда расходуется вхолостую.
Основная часть энергии, которая поступает во вторичную цепь катушки зажигания, выделяется при возникновении искрового разряда между электродами свечи в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия. В тот же момент в парном цилиндре открыты впускной и выпускной клапаны, избыточное давление отсутствует и в искровом промежутке свечи зажигания выделяется энергия, приблизительно равная энергии, выделяемой в воздушном зазоре между бегунком и контактами в крышке распределителя. В данном цилиндре сжатие и эффективное искрообразование произойдут через один оборот коленчатого вала двигателя. Таким образом, через каждые пол-оборота коленчатого вала искрообразование будет происходить на такте сжатия с последовательностью, соответствующей порядку работы цилиндров двигателя (1342 или 1243).
Четырехвыводная катушка (рис. 6.8, б) имеет двухсекционную первичную обмотку и одну вторичную обмотку, концы которой соединены с двумя парами свечей. Полярность высоковольтного импульса во вторичной обмотке изменяется при поочередном включении транзисторов VT1 и VT2, так как при этом изменяется направление магнитного потока в магнитопроводе катушки. Высоковольтные диоды на стороне вторичной обмотки при одной полярности импульса обеспечивают протекание тока высокого напряжения через свечи F1 и F4, а при другой через свечи F2 и F3. Взаимное влияние связанных индуктивно первичных обмоток в период образования высоковольтного импульса предотвращается включением в цепи электроснабжения обеих секций первичной обмотки разделительных диодов VD1 и VD2.
Особенности рабочего процесса транзисторной системы зажигания
Классические контактные и транзисторные системы зажигания мало отличаются по характеру протекания процессов увеличения силы тока в первичной цепи и разрядных процессов во вторичной цепи катушки зажигания. Различие в основном заключается в том, что происходит в первичной цепи при размыкании контактов в классической системе и при переходе выходного транзистора коммутатора в состояние отсечки в транзисторных системах зажигания.
Запирание транзистора, т.е. переход транзистора из состояния насыщения в состояние отсечки, может происходить в течение нескольких микросекунд. За это время напряжение первичной цепи может существенно возрасти, а напряжение вторичной цепи увеличится незначительно, так как свободные колебания силы тока и напряжения в катушке зажигания, которые вызывают появление высокого напряжения во вторичной цепи, начинаются после запирания транзистора.
В процессе перехода транзистора в состояние отсечки и при свободных колебаниях в первичном и вторичном контурах катушки зажигания рабочая точка транзистора не должна выходить за пределы зоны безопасной работы транзистора в импульсном режиме. Сила тока в первичной цепи не должна превышать максимально допустимой силы тока коллектора транзистора, а напряжение на эмиттер-коллекторном переходе не должно быть больше граничного значения напряжения первичного пробоя.
Граничное напряжение зависит от условий запирания транзистора. Напряжение пробоя эмиттер-коллекторного перехода транзистора всегда меньше напряжения пробоя диодного перехода базаколлектор, что обусловлено возникновением эффекта лавинного умножения носителей тока в коллекторном переходе. Граничное напряжение меньше при обрыве цепи базы и больше при активном запирании транзистора. Если допустимый уровень граничного напряжения выше, можно уменьшить коэффициент трансформации катушки, увеличить индуктивность ее первичной обмотки, уменьшить силу тока разрыва первичной цепи и, следовательно, температуру нагрева элементов системы зажигания.
ЭДС, индуктируемая в первичной обмотке катушки зажигания при запирании транзистора или при возникновении свободных колебаний в первичном и вторичном контурах системы зажигания, как правило, ограничивается стабилитроном.
В коммутаторах электронных систем зажигания транзисторы обычно работают в ключевом режиме. Параметрами, характеризующими транзисторный ключ, являются:
сила тока коммутации;
падение напряжения на эмиттерном переходе транзистора в состоянии насыщения (или сопротивление насыщения);
время коммутации;
допустимое напряжение на эмиттер-коллекторном переходе транзистора в состоянии отсечки.
Сила тока коммутации мощных выходных транзисторов в коммутаторах электронных систем зажигания находится в пределах 510 А. Сопротивление насыщения и, как следствие, падение напряжения на эмиттер-коллекторном переходе зависят от материала полупроводника и способа изготовления транзистора. У германиевых транзисторов сопротивление насыщения составляет 0,050,2 Ом, а для кремниевых может достигать 0,5 Ом.
Время коммутации тока транзисторным ключом определяется физическими свойствами транзистора и видом нагрузки, которая может быть активной, индуктивной, емкостной и смешанной. Это время невелико и мало влияет на процесс увеличения силы тока в индуктивной нагрузке первичной цепи катушки зажигания.
Время перехода транзистора из состояния насыщения в состояние отсечки определяется, главным образом, продолжительностью жизни носителей тока в базовой области. Чтобы ускорить процесс запирания транзистора и тем самым уменьшить степень нагрева транзистора, применяют различные схемы, например шунтируют эмиттерный переход транзистора резистором, вводят источники активного запирания и т.д.
После перехода выходного транзистора коммутатора в состояние насыщения сила тока в первичной цепи катушки зажигания нарастает по экспоненциальному закону.
Сила тока разрыва первичной цепи в начале перехода транзистора в состояние отсечки определяется по формуле
При низких частотах вращения коленчатого вала двигателя сила тока разрыва первичной цепи катушки зажигания в основном определяется суммарным сопротивлением первичной цепи, а при высоких частотах вращения коленчатого вала зависит от индуктивности первичной обмотки катушки зажигания.
Так же, как и в контактной системе зажигания, в транзисторных системах на напряжение вторичной цепи влияют индуктивность первичной обмотки и емкость вторичной цепи катушки зажигания. Конденсатор в первичной цепи влияет не только на вторичное напряжение и условия запирания транзистора, но и на мощность тепловых потерь в транзисторе. Подключение конденсатора параллельно первичной обмотке катушки зажигания способствует ускорению запирания транзистора, поэтому нагрев транзистора с увеличением емкости конденсатора уменьшается. Необходимая емкость конденсатора определяется частотными свойствами и допустимым напряжением эмиттер-коллекторного перехода транзистора и не зависит от индуктивности первичной обмотки катушки зажигания и параметров вторичной цепи.
Разрядные процессы в транзисторной системе зажигания протекают так же, как и в контактной системе. Время разряда возрастает с увеличением силы тока разрыва первичной цепи и индуктивности вторичной цепи катушки зажигания. В транзисторной системе зажигания запас энергии в катушке больше, поэтому время разряда в 1,5 – 2 раза превышает время разряда в классической контактной системе зажигания.
15