Структура, особенности, типы современного урока иностранного языка


Структура, особенности, типы современного урока иностранного языка
Образование в РФ окончательно перешло на ФГОС второго поколения, в основу которого заложена новая идеология: воспитание гражданина современного общества, который будет учиться всю жизнь. Цель современного образования – развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Основная задача – развитие личности учащегося – требует изменения деятельности учителя и технологий обучения.
Исходя из этого, меняется и подход к современному уроку вообще и к уроку иностранного языка в частности. Именно на уроке учитель использует все возможности для развития личности ученика.
Педагоги выделяют три правила современного урока:
Урок есть открытие, поиск и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок – часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
В современном мире язык выступает как средство коммуникации, взаимопонимания и толерантного отношения к иной культуре.
Тот факт, что иностранный язык (в основном английский) изучается в школе со второго класса, говорит о возросшем интересе к предмету в обществе и важности его изучения.
Английский язык окружает нас повсюду: компьютер и Интернет, литературные и музыкальные произведения, инструкции к товарам (особенно электроника и бытовая техника), т.е. чем больше мы пользуемся разными гаджетами, тем выше необходимость знания английского языка.
Мотивация изучения иностранного языка у каждого ученика своя. Кто-то изучает его лишь потому, что это обязательный предмет школьной программы, а кто-то – с перспективой на будущее: хорошая работа и карьерный рост, взаимодействие с иностранными коллегами, друзьями-иностранцами, путешествия.
Изучение иностранного языка способствует улучшению памяти, внимания, расширению кругозора, лучшему пониманию родного языка.
По определению доктора психологических наук И.А.Зимней, особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен». Он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи берутся из других предметов. Поэтому иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использования из различных областей знания. При обучении иностранному языку необходима опора на все предметы школьной программы, начиная с раннего школьного возраста.
На уроках иностранного языка мы обсуждаем события, происходящие в нашей жизни, взаимоотношения в семье, говорим об истории, культуре России и стран изучаемого языка, географии, народах, здоровом образе жизни, экологии, увлечениях людей и т.д.
Для урока иностранного языка характерны различные формы и методы работы, речевая активность обучающегося, опора на родной язык. Все аспекты языка – фонетика, лексика, грамматика, чтение – изучаются взаимосвязано.
Решая целый комплекс целей одновременно, урок иностранного языка обладает огромным потенциалом для развития интеллектуальной, нравственной и эрудированной личности.
В своих работах ученые-педагоги предлагают каждый свою классификацию типов урока иностранного языка. Большинство из них сходятся во мнении, что классифицировать типы урока надо по дидактической цели.
Структура урока иностранного языка – совокупность его компонентов и звеньев, которые, в свою очередь, обеспечивают его целостность.
Тип урока Структура урока
Урок усвоения новых знаний 1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Первичное усвоение новых знаний.
4. Первичная проверка понимания
5. Первичное закрепление.
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания
7. Рефлексия
Урок закрепления знаний 1. Организационный этап.
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное закрепление в знакомой
ситуации
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания
7. Рефлексия
Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Рефлексия
Урок контроля знаний и умений 1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности речевых умений.
4. Рефлексия
Урок коррекции знаний, умений и навыков 1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Итоги контроля знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
4. Инструктаж по выполнению домашнего задания
5) Рефлексия
Комбинированный урок 1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Первичное усвоение новых знаний.
4. Первичная проверка понимания
5. Первичное закрепление
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания
8. Рефлексия
В чистом виде какой-либо из вышеперечисленных типов урока иностранного языка встречается редко. Урок систематизации и обобщения знаний и умений или урок контроля знаний и умений, как правило, проводятся после изучения какой-либо темы, или раздела учебника. Наиболее характерным является комбинированный тип урока: повторение, изучение, закрепление.
Если для традиционного урока иностранного языка характерна фронтальная работа, то для современного урока – индивидуальная, парная и групповая работа. Работая в группах, учащийся учится сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, тем самым у школьника формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать и при создании разного рода проектов, и при работе с текстом, и при использовании других интерактивных методов обучения.
 Согласно ФГОС учитель направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Дети ощущают, что ведут урок сами. Хотя, что касается урока иностранного языка, сделать это школьнику на неродном для него языке затруднительно.
Новый образовательный стандарт дает возможность по-новому взглянуть на урок, воплощая при этом новые творческие идеи. Но и о традиционных приемах и методах работы не следует забывать. Их тоже можно применять, наряду с современными технологиями.
 
Список литературы
Асмолов А. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2008.
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2004.
3.Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. —М.: Высш. школа, 373 с., 19824. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
5.Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М, Просвещение, 1999. http://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm6.Леонтьев А. А. Психология общения. – М., Смысл, 1997.
7.http://kur-mok.ru/obychenie/metod-kopilka/39-anglijskij-yazyk8.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library