Итоговое интегрированное занятие по лексическим темам «Зима» и «Дикие животные»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №40



Итоговое интегрированное занятие по лексическим темам
«Зима» и «Дикие животные»






Подготовили:
Учитель-дефектолог I квалификационной категории
Карпова Ксения Романовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Зыкина Валентина Петровна





Ульяновск




Дидактическое обоснование
методической разработки
конспекта итогового интегрированного занятия
по лексическим темам «Зима» и «Дикие животные»
(итоговое фронтальное занятие по лексическим темам «Зима» и «Дикие животные» в старшей группе (третий год обучения) для детей с нарушением интеллекта)
1. Цель, задачи и направленность учебно-методической разработки.
Цель: Систематизация и уточнение знаний детей по лексическим темам «Зима» и «Дикие животные»
Задачи:
обобщить и систематизировать знания детей о зиме и о жизни диких животных зимой, уточнить признаки зимы;
упражнять в подборе прилагательных;
учить отвечать на вопросы по сюжетной картине;
развивать логическое мышление, внимание, память;
активизировать словарь по темам;
обращать внимание детей на красоту природы, используя стихи, загадки, побуждать детей повторять их;
совершенствовать двигательную активность;
закреплять навыки ходьбы друг за другом;
учить детей создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений, фиксируя впечатление и опыт в собственных высказываниях.
Направленность: на усвоение материала образовательной программы МБДОУ № 40, составленной на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой и раскрытие имеющихся у детей потенциальных возможностей развития.

2. Реализация принципа интеграции образовательных областей на занятии
Представленная нами методическая разработка построена по принципу объединения различных видов детской деятельности и разных средств обучения и развития детей, что позволяет формировать у воспитанников представления об окружающем мире, эстетической культуре, развивать способности к освоению окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов, восприятию художественной литературы и так далее.
Занятия построено на основе интеграции следующих образовательных областей:
познание (ознакомление с окружающим)
коммуникация
художественное творчество
социализация
физическая культура
чтение художественной литературы
3. Адресат (для кого предназначена)
Предлагаемый нами конспект предназначен для проведения занятия с детьми третьего года обучения с нарушением интеллекта (старшая группа), обучающихся по образовательной программе, составленной на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой. А также для учителей-дефектологов, воспитателей, проводящих коррекционную работу с детьми, имеющих интеллектуальное недоразвитие третьего года обучения, родителям детей с нарушением интеллекта.
4. Условия реализации.
Сценарий конспекта-занятия разработан для реализации в условиях выполнения образовательной программы, разработанной на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой. Практический материал был подобран в соответствии с лексическими темами, рекомендованными данной программой. Данная разработка может быть реализована в образовательном учреждении компенсирующего вида на фронтальных и подгрупповых занятиях.
5. Способы взаимодействия специалистов
Взаимодействие специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, воспитателя по ИЗО и др.) должно быть направлено на подготовку детей коррекционной группы к полноценному овладению основного содержания программного материала и в конечном итоге – к обучению в коррекционной школе. Такое взаимодействие эффективнее осуществляется, когда вся работа проводится в рамках одной лексической темы. Учитель-дефектолог на подгрупповых занятиях знакомит детей с лексической темой и в дальнейшем дает рекомендации воспитателям и специалистам по закреплению изучаемого материала. Специалисты осуществляют с детьми группы не только воспитательно-образовательную работу, но и коррекционную. Таким образом, изучаемая на занятиях и процессе совместной образовательной деятельности лексическая тема, пронизывает все виды деятельности группы (формирование элементарных количественных представлений, ознакомление с окружающим, художественное творчество, развитие речи и др.), давая возможность многократно проговаривая учебный материал закреплять полученные знания детей в системе. Изучение лексических тем «Зима» и «Дикие животные» позволяет объединить их в комплексное интегрированное занятие, в соответствии с задачами программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта третьего года обучения Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой, т.к. материал данных тем дополняет и обогащает друг друга.
6. Результативность (предполагаемая и (или) имеющаяся) использования данной учебно-методической разработки
Использование в коррекционной работе данной учебно-методической разработки позволит систематизировать и закрепить знания детей в рамках двух лексических тем: повысить уровень знаний детей о зиме и о жизни диких животных зимой и т.д. Активизировать и расширить словарный запас, формировать грамматический строй речи, навыки связной речи. Проведение подобных итоговых занятий приводит к повышению уровня усвоения программного материала детьми и развитию эмоционального, социального, интеллектуального потенциала детей.














Конспект итогового интегрированного
занятия по лексическим темам
«Зима» и «Дикие животные»
для детей дошкольного возраста третьего года
обучения (старшая группа) с нарушением интеллекта

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная
Предшествующая работа по лексическим темам:
Рассматривание иллюстративного материала по лексическим темам;
Отгадывание загадок о диких животных и о зиме;
Чтение художественной литературы: А.Толстой «У Миши были коньки», Н. Калинина «Снежный колобок», русская народная сказка «Колобок»;
Прослушивание аудиозаписей «Теремок», «Волк и семеро козлят»;
Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Маша и медведь»;
Заучивание стихов: О.Высоцкая «На санках», Н. Токмакова «Как на горке снег»;
Развлечение «Зайкин праздник»
Аппликация «Снеговик в лесу», лепка «Мишка косолапый»
Цель:
Систематизировать и уточнить знания детей о диких животных и о зиме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Образовательная область «Познание»:
обобщить знания детей о зиме и о жизни диких животных зимой, уточнить признаки зимы; развивать логическое мышление, внимание, память;
Образовательная область «Коммуникация»
упражнять в подборе прилагательных; учить отвечать на вопросы по сюжетной картине; активизировать словарь по теме;
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
обращать внимание детей на красоту природы, используя стихи, загадки, побуждать детей повторять их;
Образовательная область «Физическая культура»
совершенствовать двигательную активность; закреплять навыки ходьбы друг за другом;
Образовательная область «Художественное творчество»
учить детей создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений, фиксируя впечатление и опыт в собственных высказываниях.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую моторику, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать слуховое и зрительное восприятие
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю; заботливое отношение к диким животным.
Возрастная категория: группа детей с нарушением интеллекта третьего года обучения в количестве 10 человек
Материал и оборудование: декорация зимнего пейзажа на стене, ели, зимнее дерево с дуплом, сугроб, снежная тропа, следы диких животных игрушки (заяц, белка, лиса). Ватман с незаконченным зимнем пейзажем, материал для рисования (кисти, белая краска на каждого ребенка, вода в баночках).
Ход занятия:
Проводится с группой детей. Они под спокойную мелодию по предложению педагога подходят к окну. Педагог обращает их внимание на вид из окна. Все рассматривают зимний пейзаж.
Учитель-дефектолог: Посмотрите, как красиво!
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится! /И Суриков/
Учитель-дефектолог: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Ответы детей.
Учитель-дефектолог: А какие признаки зимы вы знаете? Назовите их.
Дети: Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Правильно, стало холодно, морозно. Солнце светит мало. Земля покрылась снегом. На речке вода замерзла и образовался лед. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду.
Да, ребята пришла волшебница Зима и покрыла все вокруг снегом.
А что вы знаете про снег? Какой он?
Дети: белый, пушистый, холодный, из него можно лепить снежки.
Воспитатель: Как хорошо на улице! Бело! Светло! А вы любите гулять? (Да).Хотите погулять в зимнем лесу? (Да). Тогда одевайтесь побыстрее.
Динамическая игра.
Посмотрите - за окном
Белые дорожки (обзорный жест рукой)
Все равно гулять пойдем (шагают на месте)
Наденем на ножки (наклонились, указывают на ноги)
Теплые сапожки.
Этот с правой ножки («надевают сапожок» на правую ногу)
Этот с левой ножки («надевают сапожок» на левую ногу)
На ручки рукавички (руки вверх)
Теплые сестрички (крутят ладошками)
В эту правый кулачок (показывают)
В эту левый кулачок (показывают)
Пальтишки меховые («надевают пальто»)
Сапожки пуховые (указывают на сапоги, наклон).
Воспитатель: Ну что? Все готовы? Пошли гулять. Ой, как много снега, большие сугробы намело, тяжело идти, ноги проваливаются (медленно шагают высоко поднимая ноги). Вытаскиваем ноги идем дальше, не останавливайтесь. Устали? Трудно идти? Надо надеть лыжи! (Остановились, «надевают лыжи», скользящий шаг) Вот так намного легче!
Вот мы и пришли в зимний лес! Кругом деревья, укрытые снегом, лес выглядит так сказочно, так красиво. Снежок пушистый блестит на солнце. А кругом белым дело! Красота!
Воспитатель: Ребята, вон там вдали я вижу тропинку. Давайте узнаем куда она нас приведет. Тропинка в лесу очень узкая, поэтому пойдем друг за другом. (дети идут друг за другом по тропинке).Ой ,а что это под елкой? Что это ребята?( шишки)
Воспитатель: Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку
Семена в ней выгрызает
Шелуху на снег бросает? (белка)
А где живет белка?( в дупле). Давайте поможем белке, соберем все шишки в корзину. Скажем : на белка, кушай шишки! Молодцы ребята!(проходят дальше)
Учитель-дефектолог: Посмотрите, что это? (следы). А чьи это следы?
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета
Шуба для зимы другого цвета. (заяц)
На пеньке сидит зайчик и плачет. Он жалуется: Зимушка - подарила ему ледяную картину о зимних забавах, но она раскололась. Заяц просит детей помочь собрать картину и ответить на вопросы по ней. (Дети собирают картину и отвечают на вопросы по картине).
Учитель-дефектолог: Ой, ребята, смотрите, кто это за елкой спрятался?
Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней. (лиса)
Давайте поиграем с лисичкой . Игра называется «Кто с кем?» Вышли на полянку разные животные, разошлись по всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзывать. Ребята. Помогите мамам, найдите их детенышей. Скажите кто с кем вышел гулять.
Белка с кем вышла...бельчатами,
Волчиха с кем...волчатами,
Зайчиха с кем...зайчатами,
Ежиха с кем....ежатами, медведица с кем....медвежатами,
А я лисичка с кем пошла гулять....лисятами.
Воспитатель: Ну, пойдем дальше. Что это? (дети видят большой сугроб)
Это берлога медведя. Мы не будем его будить, пусть спит.

Молодцы ребятки, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Вот мы и пришли. А что это на столе?
На столе лежит ватман с незаконченным зимнем пейзажем

Воспитатель: Посмотрите, художник нарисовал лес в котором мы с вами гуляли, но чего то здесь не хватает. Как вы думаете, чего не хватает? Чего то белого и пушистого? (снега). А давайте мы сами нарисуем беленький снежок! Как мы будем рисовать снежок, покажите? Вот так. (пробуют на листе без краски). А где белая краска? (Дети показывают). Много краски брать не будем, лишнее снимем о край баночки. Вот так. А теперь рисуем снег (рисование).
Получилась у нас картина, как у художников? (да). Это зимний лес, в котором мы сегодня гуляли.
Сюрпризный момент:
Хорошая прогулка у нас получилась?(Да). Каких животных мы встретили в лесу? (Белку, зайчика, лису).Ой, смотрите, зайчик снежки нам в группу принес! Странные какие снежки, ароматные, воздушные. Эти снежки есть можно, это зефир! Угощайтесь!










Используемая литература:

1.Журнал «Дошкольное воспитание» - 2007 г, № 11
2.Е.А.Екжанова Е. А. Стребелева Коррекционно–развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. М. Просвещение,. 2011.
3.Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Владос, 2004.
4.Екжанова Е.А. организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта/Е.А. Екжанова , Е.А. Стребелева // Дефектология .-200.-№3.-С.66-78
5. Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников/ С.И. Давыдова.-М.,1976.
6. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности/Е.А. Екжанова.-СПб.:Сотис,2002














13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 415