Конспект урока ИЗО в 8 классе Истоки монументального искусства. Наскальная живопись

Конспект урока изобразительного искусства в 8 классе.
Тема урока: «ИСТОКИ МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА. НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»
Цели:
Сформировать представление об истоках монументальных видов искусства на примере истории развития наскальной живописи и открытия источников её изучения.
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.
Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала, публичного выступления.

Оборудование и материалы:
искусствоведческий материал об источниках изучения монументальных видов искусства;
поисковые работы учащихся о сохранившихся памятниках монументальной живописи;
мультимедийный проектор;
экран;
презентация;
художественные материалы;
литературный ряд: В.Берестов «Первые рисунки».

ПЛАН УРОКА
Беседа об истоках возникновения монументальных видов изобразительного искусства, источниках ее изучения с привлечением результатов поисковых работ учащихся и подготовленной презентации.
Постановка художественной задачи. Творческая работа «По следам первобытных художников».
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.


Ход урока.
Орг. момент. (1 мин)
Проверка готовности к уроку, объявление темы урока. Слайд №1.
Вступительное слово учителя. (3 мин)
Ребята, мы уже говорили об архитектуре и о том, что ее можно рассматривать только в связи с другими видами изобразительного искусства.
Искусство, которое рассчитано на массовое восприятие и существующее в синтезе с архитектурой, принято называть монументальным.
Слайд №2.
Монументальное искусство «живет» на внутренних и внешних стенах зданий и сооружений, на улицах городов.
Слайд №3.
- Приведите примеры. (Ответы учащихся)
- Верно. Это скульптуры-памятники. Слайд №4.
- Скульптуры-фонтаны. Слайд №5.
- Колонны. Слайд №6.
- Статуи. Слайд №7.
- Мозаичные полы, стены, потолки. Слайд №8.
- Фрески, панно, витражи и др. Слайд №9.

Рассказ учащихся. (11 мин)
Монументальное искусство начинает появляться и развиваться вместе с архитектурой. Слайд №10.
Когда же это происходит?
Ученые считают, что поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Собственно, здесь можно говорить не об искусстве вообще, а об изобразительном искусстве. В конце древнего каменного века у людей появились потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать. Слайд №11.
Когда были найдены первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и пользовались орудиями из камня. И, тем не менее, это так.
Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Слайд №12.
Для того чтобы разноцветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось освещать стены факелами и каменными «лампами» в виде ковшиков, заполненных жиром.
Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных – бизонов, лошадей, мамонтов – наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Слайд №13.
В рисунках старались передать главное. Все несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось. Получался «всем бизонам бизон». Животные изображались толстыми, мясистыми, чтобы охота была удачной.
Полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные представления о мире. На стенах пещер изображения людей – большая редкость. Слайд №14.
Это и понятно: ведь и нам в детстве бывает легче осмыслить отношения между живыми существами, пользуясь образами животных.
Женщины – первые представители человеческого рода, которых стали изображать. Слайд №15.
В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще женщин предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы.
По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине.
Чем же рисовали первобытные художники? Слайд №16.
Видимо, основным художественным инструментом была кисточка из шерсти, палка или просто палец.
Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «Изображения в пещере»:
«Рисунки были выполнены в красных, коричневых, желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая краска, встречавшаяся во многих рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. На этих рисунках люди фигурировали довольно редко. Чаще всего были изображены животныеВся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли». Слайд №17.
Слайды №18 -21.
Ученик читает стихотворение В.Берестова «Первые рисунки».
ПЕРВЫЕ РИСУНКИ
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.

Постановка художественной задачи. (2 мин)
Слайд №22.
А теперь представьте себя на месте первобытного художника. Помните, как ограничена палитра ваших красок, какие сюжеты вас интересуют. Выполните творческую работу-рисунок на тему «По следам первобытного художника».

Практическое выполнение задания учащимися. (25мин)
Подведение итогов. Экспресс-выставка работ учащихся. (3 мин)
15