Рабочая программа по краеведению Воронежской области 10 класс














МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению в 10 классе

на 2015 – 2016 учебный год












Учитель I категории
Семичева Татьяна Николаевна











Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной региональной программы М.И. Баранниковой «Историко-культурное краеведение», 2012.

Цели краеведческого образования:
создать предпосылки для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;
обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;
формирование мотивов собственной созидательной дея тельности по преумножению культурного потенциала своей малой родины;
ориентирование внимания на юбилейных датах наиболее значимых событиях истории Воронежского края.
Содержание курса включает модули:
Исторический.
Культурологический.
Социальный.
Образовательные задачи курса - формирование знании
об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объ ектов;
об этапах развития историко-культурного наследии пи примере конкретных объектов;
о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках
о проблемах и перспективах развития края;
о перспективах собственного существования в этом крае.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Введение (1 ч)
Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.
Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами, академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.
Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.
Источники краеведения: краеведческая библиография, печатные, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.
Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук» (Д.С. Лихачев).
Раздел I. Историческое краеведение (14 ч)
Древние культуры на территории Воронежского края.
Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природно- климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.
Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры. Борщевская культура VII 1-Х вв. в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное.
Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова «Воронеж» (В. П. Загоровский, А. М. Аббасов, Е. А. Пульвер, Ю. Е. Пульвер, А. В. Кожемякин и др.)
Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.
Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании го- рода-крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII в. (Острогожск).
Воронежский край в XVIII в. Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города.
Города и села Воронежской области.
Воронеж до и после Великой Отечественной войны. Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г.
Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.
Воронеж - административный центр Центрально- Черноземной области (1928-1934).
Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. - день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг.
Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).
Воронежская губерния начала XX в. сельскохозяйственный район. Социалистическая модернизация в крае (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.
Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое промышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).
Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е гг. XX в.
Политические и экономические перемены 90-х гг. XX в.
Раздел II. Народное просвещение в Воронежском крае.
Наука и высшая школа (9 ч)
Становление и развитие школьного образовании в Воронежской области. Роль епископа Митрофана и церкви в развитии школьного дела. Документальные свидетельства о первых школах края (с. Ендовище, Острогожск, Коротояк, Черкасская слобода). Содержание школьного образования в XVII - начале XVIII в.
Причины актуализации просвещения в начале XVIII в. Открытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы». Структура школы. Попытка Петра I создать сеть государственных общеобразовательных начальных школ. Архиерейская школа - профессиональное духовное \учебное заведение. Воронежская духовная семинария.
Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Цели Екатерины II в проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: главные народные училища, малые народные училища, частные школы (пансионы). Открытие 22 сентября 1786 г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, новые учебники, пособия, профессиональные кадры). С.Н. Маркин - выпускник училища. Открытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.
Реформа образования в начале XIX в. (централизация управления образованием; приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И.Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).
Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).
Открытие уездного училища в Острогожске (1808). Н.В. Станкевич, И. Крамской - выпускники училища. Открытие Воронежского уездного училища (1809).
Открытие приходских училищ с 1 806 г. в Павловском, Бобровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.
Новый школьный устав 1928 г. (3-ступенчатая школа). Создание начальных школ другими ведомствами и частными лицами без участия Министерства народного просвещения: волостные училища ведомств, приходские училища МВД, Министерства государственных имуществ, крестьянские школы.
Роль воронежского земства в развитии просвещении. Образование в начале XX в.
Открытие реальных гимназий с 1864 г. Открытие коммерческих училищ.
Становление советской школы. Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, трудности реализации реформы.
Государственные мероприятия по реформированию образования после октября 1917 г., создание новой системы управления образованием.
Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Школы крестьянской молодежи с 1924 г.
Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы начальные, неполные, средние.
Система образования Воронежской области в 1940- 1970 гг. Приостановление развития школы и сокращение образовательной сети в связи с началом Великой Отечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Активное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Суворовского военного училища в 1943 г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.
Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.
Развитие высшей школы и науки. Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Открытие в 1913 г. сельскохозяйственного института (ректор ученый-почвовед К .Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ - одно из старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) университета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительного института (1956), который в 1962 г. реорганизован в политехнический.
Воронежский государственный институт искусств (1971). Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.
Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно- исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им. В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свеклы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и минерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.
Раздел III. Рукам работа - душе радость.
Художественные ремесла и промыслы (8 ч)
Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры. Крестьянский образ жизни, мир русской деревни - истоки развития художественных ремесел и промыслов. Уважение традиций народа - признак высокого уровня духовности человека.
Сущность понятий «ремесло», «промысел».
Развитие дворянских имений в XVIII в. - стимул для активизации ремесел и промыслов. Торговля - фактор, способствующий процветанию ремесленного труда. Ярмарки - обмен товарами из разных регионов страны.
Замедление ремесла и промыслов в конце XIX - начале XX в.
Ремесленные технологии в работе предприятий мелкого и среднего бизнеса по пошиву народных костюмов, росписи по дереву, художественной ковке, литью колоколов. Общественные объединения мастеров ремесла.
Научно-популярные издания как результат исследования развития в крае ремесел и промыслов (П. Д. Пономарев, Е. Н. Губанова и др.). Музей народного творчества и ремесел в Воронежской библиотеке.
Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма. Наличие сырьевой базы для развития ремесел и промыслов.
Промыслы: кожевенно-обувной, пошив меховых изделий, валяльный, художественная обработка древесины, плетение из растительных материалов. Центры кожевенного производства: Бобровский, Бирюченский, Бутурлиновский уезды. Промышленное производство с 20-х гг. XX в. Мастера - овчинники, тулупники, шапочники Новой Ольшанки, Новой Сотни, Острогожского, Корогоякского уездов. Центры валяльного промысла: Нижнедевицкий, Новохоперский уезды. Современный мастер И.Н. Шальмэ.
Художественная обработка древесины (резьба, токарная выточка, выжигание, роспись). Изготовление посуды, бочек, мебели, экипажей, ларцов, подсвечников, прялок, игрушек, музыкальных инструментов.
Развитие гончарного дела, изразцового искусства, художественной обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка.
Нетрадиционные ремесла Воронежского края. Музейные экспозиции, выставки, праздники.
Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Мастера» (Хохол). Музей «Русская изба» (школа №2 г. Семилуки). Музей народной культуры и этнографии ВГУ. «Уголки старины» в Борисоглебском государственном педагогическом институте и Областном училище культуры.
Выставки «Мир стоит на мастерах», «Живое дерево ремесел».
Праздник «Русь песенная, Русь мастеровая» (с. Воробьевка).



Календарно – тематический план для 10 класса по историко-культурному краеведению ориентирован на использование:
Учебного пособия «Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10-11 классы»/ Науч. ред. Б.Я. Табачников. Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015;
дополнительных пособий для учителя:
Учебного пособия «Историко-культурное краеведение» под ред. Б.Я. Табачникова - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012;
«Методические рекомендации» М.И. Баранникова - ВОИПКиПРО, 2012;
Учебно- методическое пособие «Историко-культурное краеведение» М.И. Баранникова – Воронеж, ВГПУ, 2012;
Книга для учителя «Историко-культурное краеведение» Н.П. Красикова, Ю.В. Пыльнев – Воронеж, ВГПУ, 2012.
дополнительных пособий для учащихся:
Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области. 10-11 классы» для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений./ М.И. Баранникова. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015;
Путеводитель-дневник по музеям, памятным местам, памятникам истории Воронежской области (10-11 классы). Ю.В. Пыльнев, Л.П. Шилина. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015.

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану календарно – тематический план предусматривает обучение в объеме 35 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать/ понимать:
исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
знаменитые персоналии истории и культуры;
содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;
изучение видов исторических источников.
Должны уметь:
характеризовать события, процессы, явления;
осуществлять отбор информации по теме, проблеме;
использовать тексты исторических источников при ответе на вопросы и при выполнении задач;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить исторические события в воронежском крае с историей России;
аргументировать свою позицию;
осуществлять сравнение;
объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
работать с картой, иллюстрацией, текстом;
осуществлять наблюдение;
применять знания в конкретной ситуации жизни;
осуществлять презентацию творческой работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания необходимости сохранения общественной памяти народа, обеспечения преемственности поколений;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежности;
определения предмета собственного интереса в истории воронежского края и расширения знаний о нем в архиве, библиотеке, музее, Интернете;
написания творческих работ, выполнения проектов, проведения экскурсий.












Календарно-тематическое планирование
Краеведение (35 часов)

№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Примечание


по плану
факт.




1


Введение.
1


2


Древние культуры на территории Воронежского края.
1


3


Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.
1


4


Воронежский край в XVIII в.
1


5


Города Воронежской области.
1


6


Города Воронежской области.
1


7


Города Воронежской области.
1


8


Города и села Воронежской области.
1


9


Города и села Воронежской области.
1


10


Города и села Воронежской области.
1


11


Воронеж до и после Великой Отечественной войны.
1


12


Обобщающий урок: «Историческое краеведение»
1


13


Урок – презентация.
1


14


Урок – презентация.
1


15


Заочная экскурсия по области.
1


16


Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.
1


17


Система просвещения в Воронежской губернии.
1


18


Система просвещения во второй половине XVIII – первой половине XIX в.
1


19


Роль воронежского земства в развитии просвещения.
1


20


Становление советской школы.
1


21


Система образования Воронежской области в 1940-1970 гг.
1


22


Развитие высшей школы и науки.
1


23


Урок-презентация.
1


24


Обобщающий урок: «Народное просвещение в Воронежском крае»
1


25


Художественные ремесла и промыслы.
1


26


Художественные ремесла и промыслы
1


27


Промыслы.
1


28


Промыслы.
1


29


Воронежская игрушка.
1


30


Нетрадиционные ремесла современного Воронежского края.
1


31


Заочная экскурсия.
1


32


Урок- мастерская.
1


33


Урок-презентация.
1


34


Обобщающий урок: «Художественные ремесла и промыслы».
1


35


Итоговое повторение.
1



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.
Воронежская историко-культурная энциклопедия. Воронеж. 2006 г.
Глазьев В.Н. Воронежские воеводы / В.Н. Глазьев. - Воронеж, 2007.
Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.
Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2012 г.
Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение : кн. для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.
Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. - Воронеж, 1979.
Краеведение / Под ред. Даринского. - М., 1987.
Кретова O.K. Русский город Воронеж / O.K. Кретова. - Воронеж, 1986.
Литвинов Р.Н. Навечно в памяти народной / Р.Н. Литвинов. -Воронеж, 1980.
Люби и знай родной край / под ред. Б.Я. Табачникова. - Воронеж, 2009.
Матюшин Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшин. -М„ 1987.
Панова В.И. История Воронежского края: учебно- методическое пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
Полевой Ю.Л. Воронежцы. Знаменитые биографии в истории края / Ю.Л. Полевой. - Воронеж, 2007.
Попов П.А. Воронеж. История города в названиях улиц / П.А. Попов. - Воронеж, 2003.
Пыльнев Ю. В., Ширяев О. Ю. Культура Воронежской области. Хроника событий 1917-1991. Воронеж, 2002.
Чесноков Г. А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г. А. Чесноков. - Воронеж, 1999.



, Знак Знак