Рабочая программа по краеведению Воронежской области 9 класс














МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению в 9 классе

на 2015 – 2016 учебный год












Учитель I категории
Семичева Татьяна Николаевна











Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной региональной программы А.В. Ершовой, М.Л. Вороновой «Историческое краеведение», 2012.
Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» - развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:
формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.

Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение»
Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного н многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в ею изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Место учебного предмета
Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану календарно – тематический план предусматривает обучение в объеме 34 часов.

Содержание курса «Историческое краеведение»

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
Воронежская губерния в пореформенный период.
Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки. Начало рабочего движения и зарождение первых социал- демократических организаций.
Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина, М. А. Веневитинова. Деятели культуры - уроженцы Воронежского края. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге.
Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края.
Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.
Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.
Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.
События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.
Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.).
Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.
Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.
Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.
Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.
Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.
Военные действия на территории Воронежской области. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.
Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.
Народное хозяйство области в восстановительный период (1945 1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей.
Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950- 1990-е гг.
Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.
Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.
Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области.
Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.
Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.
Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.
Развитие образования и культуры в Воронежской области. Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.
Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.


Календарно – тематический план для 9 класса по историческому краеведению ориентирован на использование:
Учебного пособия «Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы» /Науч. редактор Б.Я. Табачников. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015;
дополнительных пособий для учителя:
«Методические рекомендации» А.В. Ершова, М.Л. Воронова. ВОИПКиПРО, 2012.
Учебного пособия «Историческое краеведение» В.И. Панова, А.О. Амелькин- Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012;
дополнительных пособий для учащихся:
Рабочая тетрадь к учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений/ Т.Ф. Пушкина. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015;
Путеводитель-дневник по музеям, памятным местам, памятникам истории Воронежской области (8-9 классы). Ю.В. Пыльнев, Л.П. Шилина. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать:
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
изученные виды исторических источников.

Должны уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, проектов.














































Календарно-тематическое планирование
Краеведение (34 часа)


№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Примечание


по плану
факт.




1


Вводный урок.
1


2


Реформа 1861 г. в губернии
1


3


Народническое движение в крае
1


4


Начало рабочего движения
1


5


Деятели культуры – уроженцы Воронежского края
1


6


Зачет «Воронежская губерния в пореформенный период»
1


7


Социально-экономическое развитие губернии
1


8


Революция 1905 г.-1907 гг.
1


9


Общественно-культурная жизнь губернии
1


10


События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии
1


11


Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае
1


12


Гражданская война в губернии
1


13


Гражданская война в губернии
1


14


Зачет: «Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.»
1


15


Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности
1


16


Индустриализация в Воронежской области
1


17


Коллективизация в Черноземном крае
1


18


Сталинские репрессии в Воронежском крае
1


19


Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве
1


20


Зачет: «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.»
1


21


Воронежская область в начале войны
1


22


Военные действия на территории Воронежской области
1


23


Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны
1


24


Практикум: сочинение «Война в судьбе моей семьи»
1


25


Заочная экскурсия по местам боевой славы
1


26


Заочная экскурсия по местам боевой славы
1


27


Восстановление народного хозяйства
1


28


Зачет: «Воронежская область в годы ВОв»
1


29


Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.
1


30


Достижения наших земляков в области культуры
1


31


Экономика края на современном этапе развития: ее особенности
1


32


Развитие образования и культуры в Воронежской области
1


33


Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения
1


34


Итоговое повторение
1





















































Литература

1. 60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.
2. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. - Воронеж, 1994.
3. Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. - Воронеж, 1997.
4. Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. - Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. - М., 1990.
5. Воронеж - колыбель Российского военно-морского флота : тез. докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16-18 мая 1996 г. - Воронеж, 1996.
6. Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.
7. Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов и др. - Воронеж, 1986.
8. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.
9. Воронежское кораблестроение. Указатель литературы к 300-летию Российского флота. - Воронеж, 1996.
10 .Воронежцы: знаменитые биографии в истории края/ Ю.Л. Полевой. - Воронеж: Кварта:2007-520с.
11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы / В.Н. Глазьев - Воронеж,2007
12. Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1985.
13.Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. - Воронеж, 1988.
14.3агоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.
15. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1992.
16. Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края» / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1973.
17. П.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. В.П.Загоровский. - Воронеж, 1982.
18. Загоровский В.П. Петр Великий на воронежской земле. Исторический очерк / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1996.
19. Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. - Воронеж, 2003.
20. Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И. Кононов. - Воронеж, 2005.
21. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. - Воронеж, 1979.
22. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение: книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.
23. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.
24. Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. - Воронеж, 1980.
25. Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод. пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
26. Панова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ В.И. Панова, А.О. Амелькин.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края,2012,- 112с.
27. Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А Н. Акиньшин. - Воронеж, 1999.
28. Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий1917 1991 / Ю.В. Пыльнев, О.Ю. Ширяев. - Воронеж, 2002.
29. России Черноземный край. - Воронеж, 2000.
30. Топонимические предания Воронежской области / сост. Е. А. Орлова. - Воронеж, 2004.
31. Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону / С.И. Филоненко. - Воронеж, 2003.
32. Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. - Воронеж, 1999.
33. Школьное краеведение в Воронежской области: перспективы развития, направления деятельности. - Воронеж: Фортуна, 2011.-192с.

, Знак Знак