Рабочая программа по краеведению Воронежской области 8 класс














МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению в 8 классе

на 2015 – 2016 учебный год












Учитель I категории
Семичева Татьяна Николаевна











Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной региональной программы А.В. Ершовой, М.Л. Вороновой «Историческое краеведение», 2012.
Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» - развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:
формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.
Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение»
Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного н многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в ею изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Место учебного предмета
Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану календарно – тематический план предусматривает обучение в объеме 35 часов.

Содержание курса «Историческое краеведение»
Тема 1. История Воронежского края в истории России.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники - хранилища исторической памяти.
Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на территории края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).
Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края к X1V-XV вв. «Белые пятна» в истории воронежской земли.
Тема 4. Воронежский край в период образования и укреплении Российского государства.
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 г.
Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.
Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (16351658 гг.), города- крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.
Политическая обстановка в крае в XVII - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)
Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские и иностранные мастера- кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения - школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).
Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.
Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в.
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально- крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Повседневная жизнь жителей края.
Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.
Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы- герои войны.
Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия для армейских нужд.
Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы н Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле.
Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.
Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.


тематический план для 8 класса по историческому краеведению ориентирован на использование:
Учебного пособия «Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы» /Науч. редактор Б.Я. Табачников. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015;
дополнительных пособий для учителя:
«Методические рекомендации» А.В. Ершова, М.Л. Воронова. ВОИПКиПРО, 2012.
Учебного пособия «Историческое краеведение» В.И. Панова, А.О. Амелькин- Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012;
дополнительных пособий для учащихся:
Рабочая тетрадь к учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы» для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений/ Т.Ф. Пушкина. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015;
Путеводитель-дневник по музеям, памятным местам, памятникам истории Воронежской области (8-9 классы). Ю.В. Пыльнев, Л.П. Шилина. Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать:
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
изученные виды исторических источников.

Должны уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, проектов.






























Календарно-тематическое планирование
Краеведение (35 часов)

№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Примечание


по плану
факт.




1


История края как часть истории нашей Родины
1


2


Развитие воронежского краеведения
1


3


Появление человека в Воронежском крае
1


4


Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов
1


5


Появление славян в Придонье
1


6


Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.)
1


7


Воронежский край в период феодальной раздробленности
1


8


Зачет: «Воронежский край в период древности»
1


9


Воронежский край в составе Российского государства
1


10


Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами
1


11


Основание Воронежской крепости
1


12


Виртуальная экскурсия «Воронеж исторический»
1


13


Зачет: «Воронежский край в период образования и укрепления российского государства»
1


14


Образование и развитие Воронежского уезда



15


Строительство Белгородской черты
1


16


Развитие строительства, ремесла и торговли в городах края
1


17


Политическая обстановка в крае в XVII- начале XVIII в.
1


18


Политическая обстановка в крае в XVII- начале XVIII в.
1


19


Зачет: «Социально- экономическое и политическое развитие воронежского края в XVII в.»
1


20


Деятельность Петра Великого в Воронеже
1


21


Строительство Азовского флота в Воронеже
1


22


Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII- начале XVIII в.
1


23


Памятные места Петровской эпохи в крае
1


24


Зачет: «Воронеж и воронежский край при Петре I»
1


25


Образование воронежской губернии (1725 г.)
1


26


Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII в.
1


27


Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в.
1


28


Воронежские полки и воронежцы в отечественной войне 1812 г.
1


29


Общественно-политическая жизнь губернии
1


30


Социально-экономическое развитие края
1


31


Вклад воронежцев в культуру России
1


32


Вклад воронежцев в культуру России
1


33


Зачет: «Социально-экономическая, общественно-политическая история воронежского края в первой половине XI в.»
1


34


Итоговое повторение
1


35


Итоговое повторение
1




















































Литература

1. 60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.
2. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. - Воронеж, 1994.
3. Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. - Воронеж, 1997.
4. Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. - Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. - М., 1990.
5. Воронеж - колыбель Российского военно-морского флота : тез. докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16-18 мая 1996 г. - Воронеж, 1996.
6. Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.
7. Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов и др. - Воронеж, 1986.
8. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.
9. Воронежское кораблестроение. Указатель литературы к 300-летию Российского флота. - Воронеж, 1996.
10 .Воронежцы: знаменитые биографии в истории края/ Ю.Л. Полевой. - Воронеж: Кварта:2007-520с.
11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы / В.Н. Глазьев - Воронеж,2007
12. Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1985.
13.Гринько А.И. Линия ратной славы / А.В. Гринько. - Воронеж, 1988.
14.3агоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.
15. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1992.
16. Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края» / В.П.Загоровский. - Воронеж, 1973.
17. П.Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. В.П.Загоровский. - Воронеж, 1982.
18. Загоровский В.П. Петр Великий на воронежской земле. Исторический очерк / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1996.
19. Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. - Воронеж, 2003.
20. Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И. Кононов. - Воронеж, 2005.
21. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. - Воронеж, 1979.
22. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение: книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.
23. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.
24. Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. - Воронеж, 1980.
25. Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод. пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
26. Панова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ В.И. Панова, А.О. Амелькин.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края,2012,- 112с.
27. Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII - начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А Н. Акиньшин. - Воронеж, 1999.
28. Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий1917 1991 / Ю.В. Пыльнев, О.Ю. Ширяев. - Воронеж, 2002.
29. России Черноземный край. - Воронеж, 2000.
30. Топонимические предания Воронежской области / сост. Е. А. Орлова. - Воронеж, 2004.
31. Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону / С.И. Филоненко. - Воронеж, 2003.
32. Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность / Г.А. Чесноков. - Воронеж, 1999.
33. Школьное краеведение в Воронежской области: перспективы развития, направления деятельности. - Воронеж: Фортуна, 2011.-192с.











, Знак Знак