ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА СРЕДСТВ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ


УДК 37.022
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА СРЕДСТВ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
Шуняев М.С.
научный руководитель кан. пед. наук доц. Ахтамова С.С.
Лесосибирский Педагогический Институт филиал Сибирского Федерального Университета
Нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания вынуждают нас вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания.
С каждым годом появляется всё больше новых способов обучения школьников. Внедрение компьютеров и иных ИКТ-оборудований вынуждает учителей использовать мультимедийные технологии все чаще и чаще. Повышая тем самым и без того жесткие требования к учителю. Современный учитель обязан уметь работать с информацией и техникой, создавать новые методы и формы обучения, чаще сочетать их с новыми педагогическими технологиями в целях повышения качества образования. Учитель, работая над созданием понятных для восприятия уроков фильтрует информацию от недостоверной, не полной, недоброкачественной и устаревшей. Нового учителя характеризует высокий уровень информационной культуры, умение подбирать важную информацию и грамотно представлять ее учащимся.
В настоящее время существуют словесные, наглядные и практические методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. В данной статье уделим внимание наглядному методу обучения. Наглядный метод чаще всего используется учителем на уроках, при освоении новой темы или при повторении материала.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это дополняет пояснения, которые дает преподаватель.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Вообще наглядность является неотъемлемой чертой преподавания в силу гибкости содержания понятия "информация": одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Например, блок-схемы (они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. [1]
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
На педагогической практике нами широко использовались средства мультимедиа при проведении школьных уроков. Мультимедийные технологии были использованы:
1.Для анонсирования темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).
2.Как сопровождение объяснения учителя. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше.
3.Как информационно-обучающее пособие. Здесь особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4.Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. [2]
При подготовки к урокам в школе были использованы мультимедийные программы: Adobe Premiere Pro - для задания и монтажа видеоматериала который использовался для демонстрации новой темы; при помощи Gimp и Inkscape создавались иллюстрации для закрепления материала; Sony Sound Forge Audio Studio - программа создания аудиоматериала, который способствовал проверке знаний.
Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Проделанная работа показала усиление мотивации и улучшение качества обучения, повышение информационной культуры учащихся и совершенствование системы организации на разных этапах урока. Организованная мультимедийная обратная связь при самостоятельной работе позволила отстающим усвоить базовые знания по предмету, сформировала навыки самоконтроля и самоорганизации. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составила 30%, а приобретенные знания сохранялись в памяти значительно дольше.
Список литературы
Использование современных технических средств в преподавании математики [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/04/06/ispolzovanie-sovremennyh-tehnicheskih
Использование мультимедийных средств на уроках технологии [электронный ресурс]. Режим доступа: http://doc4web.ru/tehnologiya/ispolzovanie-multimediynih-sredstv-na-urokah-tehnologii.html