Сообщение по теме Современные образовательные технологии

















Сообщение

Тема: «Современные образовательные технологии»




Учитель: Сидоренко Н.А.









Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе учителя стараются использовать современные образовательные технологии. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализованы новые образовательные задачи. Развитие образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самореализации личности. Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Для этого, прежде всего, нужно вовлекать в активный познавательный процесс каждого учащегося, т.е. не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого, и развития умения применять на практике этих знаний. К настоящему времени разработано большое число технологий обучения. В начальной школе в образовательном процессе применяются целый спектр образовательных технологий.
Учитель предоставляется возможность выбора наиболее оптимальных технологий, которые он может применять в своей работе.

В своей работе я тоже стараюсь применять элементы современных образовательных технологий. (слайд 2)
Технология игровых методов обучения
Здоровьесберегающие технологии
Проектная деятельность
Информационно-коммуникационные технологии
Проблемное обучение
Коммуникативные технологии


Технология игровых методов обучения ( СЛАЙД 3)

Но в первую очередь, учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов , применяю игровые.


Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащегося к учебной деятельности, а также вводится элемент соревнования. Использую следующие группы игр:
Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
Познавательные, воспитательные, развивающие.
Репродуктивные, продуктивные, творческие.
Коммуникативные.
Игры помогают на уроках русского языка и математики, особенно при отработке навыков чтения, письма, счёта.
В процессе игр дети учатся играть по правилам, стараясь не нарушать их, запоминают правила поведения, учатся работать в команде, развивается память, внимание.
Занимательный материал и игровые сюжеты помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к изучаемым предметам, создают атмосферу свободного и радостного творчества. К многим играм изготовила наглядность. Подбираю игры, учитывая возраст детей. Если в 1 классе большинство игр - это приход сказочных героев «Помоги сказочному герою», то в 4 классе это развивающие игры «Математическое домино», «Сказочное лото» «Лабиринты», кроссворды и т.д. Подбирая на урок игру, продумываю цель игры и её назначение. Количество игр на уроках постепенно сокращаю, помню, что за игрой стоит урок, на котором дети должны получить определённые знания.



Здоровьесберегающие технологии (СЛАЙД 4)

Задача школы сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья; чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, с точки зрения здоровьесбережения. Стараюсь менять виды деятельности на уроке, учитывая оптимальную частоту чередования. Слежу за правильной посадкой учащихся.
Кроме этого систематически провожу
-зарядку для глаз (на уроках чтения , окружающего мира)
- пальчиковую гимнастику ( на уроках русского языка, подготавливая руки к письму)
-физминутки ( не менее 2-3 на каждом уроке, составила подборку стихотворных физминуток, музыкальных, весёлых)
-задания со здоровьесберегающим содержанием (на уроках окружающего мира, при изучении темы «Здоровье», на уроках математики решая задания про овощи и фрукты, на уроках русского языка при работе со словарными словами «Полезные и вредные продукты», творческие задания на факультативе «Уроки здоровья».

-эмоциональные разрядки. « А за окном.», «Послушаем музыку», «Представьте себя»
- дыхательную гимнастику «Задуй свечу», «Ветерок» и т.д. ( эти упражнения прописаны в памятках.

Проектная деятельность ( СЛАЙД 5)

С недавних пор применяю и метод проектного обучения, так как данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Но, к сожалению, применяю его не так часто как хотелось бы. Работа с проектом требует не только большой подготовки и учителя и учеников. Сложность использования этой технологии ещё и в том, что проект нужно оформить в виде стенда или презентации. А это дополнительная затрата времени. Поэтому в большинстве случаев проекты выполняют дети на факультативных занятиях и творческих объединениях. Но выполнялись проекты и на уроках литературного чтения «Моя любимая книга», и на уроках окружающего мира «Красная книга России».
Проекты длительностью в 1-2 урока проводятся на уроках технологии, «Аппликации из разных материалов». И здесь проблема в отсутствии технических средств ( Компьютера, фотоаппарата) например в первом классе дети работали над проектом «Размножение комнатных растений». Проводились опыты, практические работы, ребята наблюдали за ростом своих растений , а вот зафиксировать всё это не представилось возможности. Чаще всего ребята оформляют свои проекты, используя рисунки. Это не всегда выглядит эстетично, т.к. не каждый ребёнок умеет рисовать. Защищались проекты «Национальные блюда нашей семьи», «Какими бывают бабочки», «Пить и курить – здоровью вредить»


Информационно-коммуникационные технологии (СЛАЙД 6)

Компьютерные технологии значительно могут повысить эффективность образовательного процесса. Но, к сожалению, оборудование кабинета не соответствует современным техническим требованиям и компьютер для решения образовательных задач на уроках использую недостаточно.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, но часто с этим возникают проблемы, т.к. наглядность: предметные рисунки, таблицы, карты не в достаточном количестве и не лучшего качества. Поэтому материал нахожу по интернету а показываю с помощью компьютера.
Применение ИКТ на уроках усиливает :
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
а в общем, способствует повышению качества образования.
Накопленный дидактический материал ИКТ : презентации, аудио и видео распределила по темам и предметам и постоянно пополняю. Пока не возможно из-за технических причин проводить тесты помощью компьютера.
Это позволило бы за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.


Технология Проблемное обучение ( СЛАЙД 7)
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний .
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Элементы проблемного обучения использую при изучении нового материала по окружающему миру , русскому языку, математике .Например, изучая программный материал дети ищут решение проблемной ситуации « С чем связано отличие развития растений тундры и леса», « От чего зависит падежное окончание существительных»
На уроках стараюсь создать проблемную ситуацию и организовать самостоятельную работу учащихся по её решению. В результате дети овладевают новыми знаниями, умениями, развиваются мыслительные способности.

Коммуникативные технологии ( СЛАЙД 8)

Человек должен уметь общаться, и этому надо учить. С этой задачей успешно справляюсь, применяя в своей работе коммуникативные технологии: работа в группе, работа в паре сменного состава, работа в парах постоянного состава. Работая в парах, группах дети учатся договариваться, выслушивать мнения и доводы других детей, выбирать правильное решение. Элементы коммуникативных технологий использую почти на всех уроках и при проверке знаний, и при объяснении новой темы,
При закреплении изученного материала.


Все образовательные технологии, элементы которых применяю на уроках и внеурочное время, дают возможность ребятам моего класса работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, формируют у них желание учиться.
Однако любые образовательные технологии – еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.
15