Доклад к августовской конференции 2016 года Совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса


1. Совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса с учетом современных требований является одним из критериев, на основе которых происходит в настоящее время независимая оценка качества образования каждой школы.
2. Фундаментальная перестройка всей системы российского образования подразумевает обучение и воспитание нацеленной на развитие личности, способной быть востребованной в современном обществе. В связи с этим школа нуждается в новой ориентации педагогического процесса, связанного с использованием новых педагогических подходов, образовательных технологий и содержания подготовки выпускника школы, способного к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющего технологиями в собственном образовании, умением использовать полученные знания при решении жизненных задач. На практике далеко не всегда выпускники способны реализовать подобные задачи, т.к. традиционная подготовка, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований.
3. В системе этой огромной перестроечной работы в 2011 году Безлыченская школа перешла на ФГОС НОО, в прошлом учебном году 5 класс вступил во ФГОС основного образования. Все педагоги базовой школы и филиала прошли обучение по вопросам преподавания ФГОС на базе РИРО. Наша школа, как и все школы России, в этом учебном году переходит к изучению нового учебника истории, новой концепции исторического образования. Учителя истории также прошли обучение и готовы меняться к лучшему. В декабре 2013 года правительство РФ утвердило концепцию развития математического образования. Становится понятно, что содержание образования уже претерпевает изменения. Но, согласно и общероссийской и конкретно нашей школьной статистике, уровень математических знаний остается на довольно посредственном уровне, а знание истории родной страны среднестатистическим молодым человеком просто удручает. Ясно, что главным в данном случае все-таки должно стать не изменение содержания. Должна поменяться сама концепция преподавания, и не только истории и математики, но и других школьных предметов.
4. Администрацией школы был произведен анализ результатов итоговой аттестации за последние годы. Видно, что иногда наши учащиеся показывает результаты средние и даже ниже средних. Каким же образом должна строит свою работу школа, чтобы и эти учащиеся были востребованы в будущем? Причем способы построения такой работы должны стать универсальными, подходящими как к детям со слабыми знаниями, так и детям, допустим, из отдаленных школ или с ограниченными возможностями здоровья.
5. Основой образования сегодня должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Так, например, информационный подход совмещает в себе тенденции информатизации, массовости, фундаментальности, непрерывности образования. Применимо к нашим школам этот подход позволяет реализовать равные возможности доступности знаний для сельского школьника с детьми, обучающимися в больших городах. Сегодня классы базовой школы и филиала, обучающиеся по ФГОС, обеспечены электронными версиями учебников, идущими в комплекте с бумажной версией. Инструмент этих программ позволяет полностью пройти этапы урока по каждой теме от объяснения до контроля, используя игровой интерфейс. Дети с удовольствием делают это, ведь именно такие технологии увлекают их больше всего.
6. В 2002 году, когда школы России еще и не задумывали переход на ФГОС, в старших классов нашей школы был введен профильный предмет «Трактор». Анализируя итоги введения данного предмета сегодня, можно сказать, что он в полной мере обеспечивает возможность социализации и профессиональной адаптации учащихся со средними и ниже средний знаниевыми показателями. За эти годы удостоверение на право управления сельскохозяйственными машинами получили 33 человека. Сегодня мы можем видеть, что данные выпускники являются ответственными работниками, успешно построили свою жизнь, участвуют в программе обеспечения жильем молодых специалистов села. Учитывая все это, основываясь на современном контингенте учащихся, ясно, что тогда, в 2002 году, школой был сделан правильный выбор.
7. И сегодня в 10-11 классе у учащихся есть возможность изучать предмет «Трактор» и во время экзаменационной сессии на выпуске из школы сдать экзамен на получение водительского удостоверения по специальности «Тракторист-машинист». Для некоторых учащихся это огромный плюс для обеспечения самого себя в жизни.
8. Конечно, наша школа дает возможность социализации и востребованности личности и одаренным в разных областях детям. В этой связи особую значимость приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество. Такая работа предполагает максимальную активность учеников в различных аспектах: организации умственного труда, поиске необходимой информации, участии в исследовательской работе, в конкурсах, олимпиадах, конференциях и выражении результатов труда в разных проектах.
9. Особенно хорошо проявляет себя проектная деятельность при организации внеклассной работы по предмету. По итогам школьного мониторинга, в 2015/2016 учебном году в Безлыченской школе проведено более 60 мероприятий школьного уровня, приняли участие в 34 мероприятиях муниципального уровня, в 21-ом из них являемся призерами и победителями, в 15-ти мероприятиях регионального значения с итогом результативного участия 6 раз.
10. Это и 4 место президента детской организации СМиД Макарова Артема на областном этапе «Лидер 21 века». И сдача норм ГТО в некоторых дисциплинах на Золотой значок Говряковой Ольгой в спортивном празднике в г. Михайлове. И 3 место на областной выставке «Зеркало природы» Холева Максима. Рисунки учениц нашей школы Мироновой Марии и Мирзоевой Софии приняли участие во всероссийском этапе конкурса «Зеленая планета глазами детей», Миронова Мария стала лауреатом в номинации «Рисунки по мотивам российских кинофильмов». Каким образом можно организовать такое массовое участие? А вот как раз через систему проектов во внеклассной предметной работе.
11. Конечно, трудно в один прием развернуть механизм такой привычной и вроде отлаженной преподавательской работы, заставить себя работать по-другому. Медленно, иногда тяжело происходит этот процесс. Но меняется мир, он уже не такой, каким был во времена получения большинством преподавателей дипломов об образовании. Будем стараться, чтобы наши усилия по совершенствованию образовательного процесса увенчались успехом. С наступающим учебным годом!