Методика диагностики сформированности личностных качеств учащихся школы-интерната, обеспечивающих готовность к выбору направления дальнейшего обучения и профессионального самоопределения

ОГКОУ «Школа-интернат № 16» г. Ульяновска













СОДЕРЖАНИЕ




Введение. стр. 3
Цель. Задачи. стр. 3
Описание методик:
Изучение интересов учащихся,
ориентированных на выбор профиля дальнейшего
обучения. стр. 4
Диагностика намерений учащихся
относительно выбора профиля дальнейшего
обучения. стр. 10
Определение типа личности,
ориентированного на выбор профиля обучения. стр. 15
Диагностика готовности учащихся
к выбору профиля дальнейшего обучения. стр. 22
Диагностика творческого потенциала. стр. 27
Диагностика структуры сигнальных систем. стр. 31
Список использованных источников. стр. 35






I. ВВЕДЕНИЕ.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса боле полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения детей в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Проблема осознанного выбора будущей профессиональной деятельности встает перед воспитанниками в 9-ом классе, но процесс ее решения должен продолжаться в течение некоторого промежутка времени, а именно на основной ступени образования – 5-9 классы. Поэтому, учащимся при выборе профиля обучения и будущей профессии необходима помощь, которая заключается в формировании положительной профессиональной мотивации, определяющейся интересами и склонностями учащихся к тем или иным сферам деятельности.
В связи с этим, отправной точкой является определение области возможных способностей, интересов и предпочтений учащегося.


ЦЕЛЬ. ЗАДАЧИ.

Целью данного комплекта методик является выявление сформированности личностных качеств учащихся основной школы (5-9 классов), обеспечивающих готовность к выбору дальнейшего профиля обучения, к профессиональной деятельности в будущем и оказание психолого-педагогической помощи в этом выборе.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
Активизация с помощью соответствующих методик размышлений
учащихся основной школы (5-9 классы) о выборе профиля дальнейшего обучения, об их профессиональных склонностях и интересах.
Применение диагностических методик для выявления области профиля
обучения, профессиональных интересов и склонностей.

Комплект методик составлялся исходя из понятия готовности учащихся к
выбору профиля обучения, которое предполагает учет двух основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность:
Потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профиля
обучения (интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок и т.д.);
Способностей и других личностных характеристик человека.







ОПИСАНИЕ МЕТОДИК.

1. Изучение интересов учащихся, ориентированных на выбор профиля дальнейшего обучения.

Оснащение: опросник «Карта интересов», разработанный А.Е. Голомштоком (7), бланк ответов.

Инструкция. Для определения ведущих интересов Вам предлагается перечень вопросов. Если Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, в бланке ответов рядом с его номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь – ноль (0), если не нравится – один минус (-), а если очень не нравится – два минуса (- -). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.


Текст опросника
Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?

Знакомится с жизнью растений и животных.
Занятия и чтение книг по географии.
Читать художественную или научно-популярную литературу о
геологических экспедициях.
Уроки и книги по анатомии и физиологии человека.
Выполнять ежедневно домашнюю работу.
Читать научно-популярную литературу о физических открытиях,
жизни и деятельности выдающихся физиков.
Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся
химиков.
Читать технические журналы.
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области
электроники и радиотехники.
Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
Узнавать о разных породах древесины и их практическом
применении.
Узнавать о достижениях в области строительства.
Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов
транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
Читать книги, смотреть фильмы о летчиках.
Знакомиться с военной техникой.
Читать книги об исторических событиях.
Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.
Читать и обсуждать публицистические статьи и очерки.
Обсуждать текущие дела и события в учебном заведении, городе,
стране.
Интересоваться педагогической работой.
Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
Заботиться о порядке в собственных вещах, красивом виде помещения.
Читать книги из серии «Занимательная математика».
Изучать экономическую географию.
Заниматься иностранным языком.
Знакомиться с жизнью выдающихся художников, историей искусства.
Знакомиться с жизнью выдающихся артистов, встречаться с ними,
коллекционировать их фотографии.
Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с
вопросами теории музыки.
Читать спортивные газеты и журналы, литературу о спорте.
Изучать биологию, ботанику, зоологию.
Знакомиться с различными странами по книгами телепередачам.
Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
Интересоваться достижениями медицины.
Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.
Читать книги из серии «Занимательная физика».
Изучать химические явления в природе.
Знакомиться с новейшими достижениями техники.
Интересоваться работой радиотехника, электрика.
Знакомиться с различными измерительными инструментами,
используемыми в процессе металлообработки.
Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (например, мебели).
Наблюдать за работой строителей.
Читать литературу о средствах передвижения.
Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи о моряках.
Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы,
знакомиться с историей крупных сражений.
Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
Читать литературно-критические статьи.
Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.
Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране.
Объяснять товарищам трудные для понимания вопросы.
Справедливо рассудить поступок знакомого или литературного героя.
Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание членов
семьи.
Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о
жизни и деятельности выдающихся математиков.
Интересоваться экономическими передачами по телевидению.
Читать художественную литературу на иностранном языке.
Заниматься художественным оформлением праздников.
Посещать театр.
Слушать оперную или симфоническую музыку.
Посещать спортивные соревнования, смотреть спортивные передачи.
Посещать дополнительные занятия по биологии.
Посещать дополнительные занятия по географии.
Коллекционировать минералы.
Изучать функции организма человека, причины возникновения и
способы лечения болезней человека.
Готовить обед дома.
Осуществлять демонстрацию физических опытов.
Участвовать в организации опытов с химическими веществами.
Ремонтировать различные механизмы.
Производить замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра,
амперметра).
Конструировать различные предметы и детали из металла.
Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать).
Набрасывать эскизы или выполнять чертежи строительных объектов.
Проявлять интерес к автомобильному транспорту.
Увлекаться парашютным спортом, авиамоделизмом.
Заниматься спортивной стрельбой.
Изучать историю возникновения различных народов и государств.
Писать стихи.
Наблюдать за поведением и жизнью других людей.
Выполнять организационную общественную работу.
Проводить время с маленькими детьми, заниматься и играть с ними.
Устанавливать дисциплину среди сверстников.
Наблюдать за работой работников сферы обслуживания (повар,
официант, продавец).
Участвовать в математических олимпиадах.
Просматривать экономические обзоры в газетах и журналах.
Слушать радиопередачи на иностранном языке.
Посещать музеи, художественные выставки.
Публично выступать.
Играть на музыкальном инструменте.
Участвовать в спортивных соревнованиях.
Наблюдать за ростом и развитием животных, растений.
Собирать книги по географии.
Посещать краеведческий музей.
Вникать в работу врача, фармацевта.
Шить для себя.
Интересоваться физикой.
Интересоваться химией.
Работать с техникой.
Знакомиться с устройством электроаппаратуры.
Заниматься слесарным делом.
Выполнять столярные работы.
Принимать участие в отделочных ремонтных работах.
100. Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам дорожного движения.
101. Быть членом гребных и яхт-клубов.
102. Участвовать в военизированных играх.
103. Знакомиться с историческими местами.
104. Быть членом литературного клуба.
105. Наблюдать за ведением журналистами телепередач.
106. Публично выступать с сообщениями и докладами.
107. Организовывать работу детей.
108. Устанавливать скрытые причины поступков и поведения людей.
109. Оказывать различные услуги другим людям.
110. Решать сложные математические задачи.
111. Точно вести расчет своих денежных расходов.
112. Посещать курсы по изучению иностранного языка.
113. Заниматься в художественной секции.
114. Участвовать в художественной самодеятельности.
115. Посещать музыкальную школу.
116. Заниматься в спортивной секции.
117. Участвовать в биологических олимпиадах и конкурсах.
118. Путешествовать.
119. Принимать участие в геологической экспедиции.
120. Ухаживать за больными.
121. Посещать кулинарные конкурсы и выставки.
122. Участвовать в конкурсных мероприятиях по физике.
123. Решать сложные задачи по химии.
124. Разбираться в технических схемах и чертежах.
125. Разбираться в сложных радиосхемах.
126. Знакомиться с новой техникой, наблюдать за работой промышленного оборудования.
127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
128. Помогать в строительных работах.
129. Принимать участие в обслуживании и ремонте автомобиля.
130. Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.
131. Строго выполнять распорядок дня.
132. Публично выступать с докладами на исторические темы.
133. Работать с литературными источниками.
134. Принимать участие в дискуссиях, конференциях.
135. Организовывать и проводить коллективные мероприятия.
136. Обсуждать вопросы воспитания детей им подростков.
137. Помогать работникам милиции.
138. Постоянно общаться с различными людьми.
139. Принимать участие в математических олимпиадах, конференциях.
140. Интересоваться вопросами ценообразования, начисления заработной платы.
141. Общаться на иностранном языке.
142. Участвовать в художественных выставках.
143. Принимать участие в театральных постановках.
144. Участвовать в музыкальных конкурсах.
145. Регулярно тренироваться и участвовать в спортивных соревнованиях.
146. Выращивать растения, ухаживать за домашними животными.
147. Проводить топографическую съемку местности.
148. Совершать длительные, трудные переходы.
149. Интересоваться деятельностью медицинских работников.
150. Шить, кроить, создавать модели одежды.
151. Решать сложные задачи по физике.
152. Посещать с экскурсиями химические предприятия.
153. Участвовать в выставках технического творчества.
154. Ремонтировать аудиотехнику.
155. Работать на станке.
156. Выполнять по чертежам столярные работы.
157. Принимать сезонное участие в строительстве.
158. Изучать правила дорожного движения для водителей.
159. Изучать морское дело.
160. Читать воспоминания главнокомандующих и полководцев.
161. Знакомиться с историческими местами родного края.
162. Писать рассказы.
163. Писать заметки или очерки в газету.
164. Выполнять общественные поручения.
165. Организовывать детские игровые и праздничные мероприятия.
166. Изучать законодательные документы, гражданское право.
167. Удовлетворять потребности людей в тех или иных услугах.
168. Выполнять математические расчеты по формулам.
169. Интересоваться проблемами региональной экономики.
170. Участвовать в олимпиадах по иностранному языку.
171. Посещать художественные музеи.
172. Играть на сцене в спектаклях.
173. Слушать классическую музыку.
174. Помогать преподавателю физкультуры в проведении занятия.



Обработка и интерпретация результатов

За каждый знак «+» в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак «-» проставляется -1 балл, за нулевой ответ – 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов.
Исходя из структуры бланка ответов, определяются следующие виды профессиональных интересов (по столбцам).
Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности.

1. Биология
2. География 17. Литература
3. Геология 18. Журналистика
4. Медицина 19. Общественная деятельность
5. Легкая и пищевая 20. Педагогика
промышленность
6. Физика 21. Юриспруденция
7. Химия 22. Сфера обслуживания
8. Техника 23. Математика
9. Электро- и радиотехника 24. Экономика
10. Металлообработка 25. Иностранные языки
11. Деревообработка 26. Изобразительное искусство
12. Строительство 27. Сценическое искусство
13. Транспорт 28. Музыка
14. Авиация, морское дело 29. Физкультура и спорт
15. Военные специальности
16. История


Уровни выраженности:
От -12 до -6 – высшая степень отрицания данного интереса;
От -5 до -1 – интерес отрицается;
От +1 до +4 – интерес выражен слабо;
От +5 до +7 – выраженный интерес;
От +8 до +12 – ярко выраженный интерес.

Бланк ответов к опроснику «Карта интересов»

Ф.И.О. ________________________________________________________________

Возраст ____________________

Дата заполнения _________________________


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
































30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174

































2. Диагностика намерений учащихся относительно выбора профиля дальнейшего обучения.


В повседневной жизни намерения человека определяют желание действовать, совершать поступки, в частности, в выборе профиля обучения и последующей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы личность адекватно оценивала свои индивидуальные особенности и имела четкие представления, которые во многом определяют успешность выбора профиля обучения и выполнения дальнейшей профессиональной деятельности.
Намерения учащихся в выборе профиля обучения связаны с престижем профессии. Устойчивость намерений связана с осознанием учащимися требований, предъявляемых специальностью, отчетливым представлением об ее трудностях и готовность к их преодолению.
В процессе профильного обучения намерения учащихся обучаться в дальнейшем по выбранному направлению могут измениться. Намерение – это сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Намерение представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.
Намерение – сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения и деятельности человека. Оно организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей.
Намерение формируется, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, во-вторых, когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих побудительной силы.
Под намерениями учащихся в выборе профиля обучения понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности и совершенствованию в нем, опирающееся на профессиональное самоопределение.


Оснащение: опросник «Профессиональные намерения» (6), бланк ответов.


Инструкция: обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно.






Текст опросника

Чем Вы думаете заняться после обучения в школе?
а) продолжить обучение в ВУЗе;
б) поступить в техникум;
в) поступить в колледж;
г) работать;
д) работать и учиться в ВУЗе или техникуме;
е) не определился.
Какой профессии Вы бы хотели посвятить себя?
а) рабочего;
б) инженера;
в) преподавателя;
г) юриста;
д) другой вариант (впишите в бланк).
Знания по каким предметам необходимы представителю избранной Вами профессии в первую очередь? Впишите в бланк.
Какие качества личности особенно необходимы для представителя выбранной профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому – 2 и т.д.
Каковы Ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?
а) представляю хорошо;
б) имею некоторое представление;
в) не представляю.
Каким образом Вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?
а) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии;
б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии;
г) занимаюсь формированием качеств, компенсирующих недостающие способности.
Проявляются ли у Вас профессионально важные качества:
а) в процессе учебной деятельности?
б) на семинарах, факультативных занятиях?
в) во время самостоятельной работы?
г) не выявил проявления.
Знаете ли Вы, где можно получить подготовку по избранной профессии?
а) да;
б) нет.
Где и что Вы читали о выбранной профессии?
а) в художественной литературе;
б) в научно-популярной литературе;
в) в специальной литературе;
г) другой вариант (впишите в бланк).
С кем Вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?
а) с родителями;
б) со сверстниками;
в) с преподавателями;
г) ни с кем.
Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть?
а) да, имеются;
б) нет;
в) не знаю;
г) назовите 2-3 родственные профессии.
В каком классе Вы осуществили свой профессиональный выбор?
а) в 7-м классе;
б) в 8-м классе;
в) в 9-м классе;
г) в 10-м классе;
д) в 11-м классе.
Что мешает Вам в осуществлении профессионального самоопределения?
а) отсутствие устойчивого интереса к чему-либо;
б) плохая информированность о профессиях;
в) неуверенность в себе, низкая самооценка;
г) неуспех в выполнении многих дел;
д) другие причины (впишите в бланк).
Свое решение о выборе данной профессии вы считаете окончательным?
а) да;
б) нет.
Кто в наибольшей степени повлиял на Ваш выбор профессии? Проранжируйте предлагаемые варианты ответов.
а) родители;
б) учителя;
в) сверстники;
г) другой ответ (впишите в бланк).
Что для Вас было наиболее важным в выборе профессии
а) желание принести пользу обществу;
б) представление о высоком социальном статусе профессии;
в) возможность хорошо заработать;
г) интерес, творчество в работе;
д) соответствие работы личным возможностям.
Чтобы стать хорошим специалистом, по Вашему мнению, нужно:
а) получит профессиональную подготовку в вузе;
б) окончить техникум;
в) окончить колледж;
г) попробовать себя в выбранной профессии.
Как часто Вас информируют учителя о различных профессиях?
а) часто;
б) изредка;
в) очень редко;
г) не рассказывают.
Как Вы предпочитаете работать?
а) индивидуально;
б) коллективно.
В процессе профессиональной деятельности, что Вам больше нравится?
а) быть исполнителем;
б) быть организатором;
в) руководить.
На каких предметных факультативах Вы бы хотели заниматься? Ответ впишите в бланк ответов.
Какая отрасль знаний увлекает Вас в большей степени?
а) о природе;
б) об искусстве;
в) о технике;
г) о человеке;
д) об экономике.
Обработка и интерпретация результатов

Все вопросы группируются по пяти направлениям, а ответы
свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них. В качественный анализ включаются:
Жизненные планы испытуемых (вопросы 1,2,6(в, г),12,13,16,17,20,22).
Увлечения и профессиональные намерения (вопросы 2,9,11,12,19,20,21,22).
Знания о профессии (вопросы 3,4,5,6(а, г), 11,12,17,21,22).
Оценка своей пригодности к профессии (вопросы 4,7,9,11,12,13,21).
Эффективность профориентационной работы (вопросы 6(б, в), 8,9,10,12,13(б), 14,15,18,22).
На основе полученных результатов устанавливается обоснованность
намерений учащихся в выборе профиля обучения с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.
































Бланк ответов к опроснику «Профессиональные намерения»


Ф.И.О. ________________________________________________________

Возраст ____________________

Дата заполнения _________________________



Варианты ответов

Варианты ответов

1.
а б в г д е
12.
а б в г д
е _________________________
___________________________


2.
а б в г д
е __________________________
___________________________

13.
а б в г
д _________________________
___________________________


3.
а _________________________
б _________________________
в _________________________
г _________________________
д _________________________

14.
а б

4.
а _________________________
б _________________________
в _________________________
г _________________________
д _________________________

15.
а б в г
д ________________________
__________________________



5.
а б в
16.
а б в г д

6.
а б в г
17.
а б в г д

7.
а б в г
18.
а б в г

8.
а б
19.
а б

9.
а б в
г __________________________

20.
а б в


10.
а б в г д
21.
а _________________________
б _________________________
в _________________________


11.
а б в
г __________________________

22.
а б в г д




3. Определение типа личности, ориентированного на выбор профиля обучения.

В 1966 году Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом.
Дж. Холланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.
На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентаций он выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный.
Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методику диагностики «Тип личности», которая позволяет определить профессиональные предпочтения и интересы (2).
По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии, и, следовательно, составить альтернативные пути выбора профиля обучения и дальнейшего профессиональго развития.


Оснащение: опросник с инструкцией; бланк ответов, в котором испытуемый отмечает выбранные им варианты профессий (специальностей).


Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных попарно вариантов профессий (специальностей) выберите ту, которой Вы отдаете предпочтение. В бланке ответов найдите выбранный вариант ответа и отметьте его. Если Вы плохо представляете себе, чем занимаются специалисты названных профессий, обратитесь за помощью к психологу (профконсультанту, учителю). Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено».





Текст опросника Дж. Холланда:

1
а) инженер
б) социолог
2
а) кондитер
б) священно-служитель
3
а) повар
б) статистик
4
а) фотограф
б) администратор торгового зала
5
а) механик
б) дизайнер
6
а) философ
б) врач

7
а) эколог
б) бухгалтер
8
а) программист
б) адвокат
9
а) кинолог
б) переводчик худ. Литературы
10
а) страховой агент
б) архивист
11
а) тренер
б) телерепортер
12
а) следователь
б) искусствовед

13
а) нотариус
б) брокер
14
а) оператор ЭВМ
б) манекенщица
15
а) фотокор-респондент
б) реставратор
16
а) озеленитель
б) биолог-исследователь
17
а) водитель автотранспорта
б) бортпроводник
18
а) метеоролог
б) картограф

19
а) радиомонтажник
б) художник росписи по дереву
20
а) геолог
б) гид-переводчик
21
а) журналист
б) режиссер
22
а) библиограф
б) аудитор
23
а) фармацевт
б) юрисконсульт
24
а) генетик
б) архитектор

25
а) продавец
б) оператор почтовой связи
26
а) социальный работник
б) предприни-матель
27
а) преподаватель ВУЗа
б) музыкант-исполнитель
28
а) экономист
б) менеджер
29
а) корректор
б) дирижер
30
а) инспектор таможни
б) художник-модельер

31
а) телефонист
б) орнитолог
32
а) агроном
б) топограф
33
а) лесник
б) директор
34
а) мастер по ремонту и пошиву одежды
б) хореограф
35
а) историк
б) инспектор ГАИ
36
а) антрополог
б) экскурсовод

37
а) вирусолог
б) актер
38
а) официант
б) товаровед
39
а) глав. бухгалтер
б) инспектор угол. розыска
40
а) парикмахер-модельер
б) психолог
41
а) пчеловод
б) коммерсант
42
а) судья
б) стенографист



Бланк ответов к опроснику «Тип личности»


Ф.И.О. ______________________________________________________

Возраст _______________ Школа № ___________ Класс ___________

Дата заполнения ______________________


Р
И
С
К
П
Х




















10а
10б
11б
12б




11а
13а
13б
14б




12а
14а
15а
15б


16а
16б
17б
18б
21а
19б


17а
20а
20б
22б
26б
21б


18а
22а
23б
25б
30а
24б


19а
23а
25а
28а
33б
27б


20а
24а
26а
29а
38б
28б


31а
31б
27а
31б
39б
29б


32а
35а
36б
35б
41б
30б


33а
36а
38а
39а

34б


34а
37а
40б
42б

37б


41а

42а


40а

Сумма









Обработка и интерпретация результатов

Обработка осуществляется по шести шкалам, которые соответствуют шести типам личности. Для получения результатов по каждой шкале, испытуемый должен подсчитать количество отмеченных вариантов ответов и в строке «сумма» бланка ответов написать баллы. Каждый выделенный ответ эквивалентен одному баллу.
Полученный результат испытуемого показывает степень соответствия каждому из шести типов личности. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого данному типу личности и тем сильнее его интересы в этой области, а, следовательно, тем выше степень соответствия тем или иным профессиям.






Профессионально-ориентированные типы личности

Тип
Предпочитаемый вид деятельности
Личностные характеристики
Предпочитаемое окружение
Хобби, профессии
Примечание

1
2
3
4
5
6

Реалистический
(Р-тип)
Механические виды
деятельности, управление большегрузными машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации.
Строительство,
ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы.
Физическая сила,
психомоторные навыки, ручная ловкость, механические и математические способности.
Эмоциональная
стабильность, практичность, уверенность в себе, целеустремленность, ответственность, консервативность, ригидность, конформность.
Работает тщательно,
аккуратно, систематично, предпочитает регламентацию работы.
Природа,
сельская местность.
Наименьшее
взаимодействие с другими людьми.
Организации,
основаны на жесткой иерархической подчинённости авторитарности (вооруженные силы, УВД и т.п.).
Организации,
производящие конкретные ощутимые продукты.
Транспорт,
инженерные, технические, энергетические предприятия.
Хобби:
Реставрация
старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т.п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств.
Строительство
и восстановительные работы.
Фермерство,
обустройство дачи, охота, рыболовство, туризм.

Профессии: картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.
Более всего этот тип несхож с социальным типом. Взаимодействие с ним может вызвать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее он близок к интеллектуальному и конвенциональному типам личности.

Интеллектуальный
(И-тип)
Сбор информации и
ее систематизация; выполнение сложных или абстрактных заданий.
Независимая,
самостоятельная научная или лабораторная работа.
Развитые
математические, аналитические способности, склонности к научной работе, склонности к рациональному логическому анализу.
Рациональность,
эрудированность.
Независимость,
самомотивация, ориентация на задачу, сдержанность
Интроспективность,
оригинальность, ориентация на нетрадиционные методы.
Слабоструктурные
организации.
Организации,
ориентированные на достижение (исследовательские и проектные лаборатории, университеты, институты)
Ограниченность
общения с другими людьми.
Хобби:
Работа,
сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих факторов, деталей, принципов (яхтенный спорт, альпинизм, астрономия и т.п.)
Компьютеры,
чтение научной литературы.

Профессии: биохимик, ботаник, энтомолог, генетик, геофизик, антрополог, астроном, геолог, программист, криминалист, инженер-конструктор, искусствовед, психиатр.
Более всего И-тип несхож с предпринимательским типом. Это вызывает много проблем в процессе взаимодействия. Близок к реалистическому и артистическому типам.

Социальный
(С-тип)
Обучение,
объяснение, разъяснение.
Оказание помощи,
организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.
Развитые вербальные,
коммуникативные способности.
Преподавательские,
ораторские способности, навыки слушания.
Социальные
организации, школы, религиозные организации.
Медицинские
учреждения, психологические и консультативные службы.
Хобби:
Организация
развлечений.
Выполнение
благотворительной и социальной работы.

Профессии: учитель, воспитатель, работник здравоохранения, психолог.
Более несхож с реалистическим типом, близок к артистическому и предприимчивым типам.

Конвенциальный
(К-тип)
Работа,
требующая внимания к деталям и аккуратности.
Ведение
картотек, хранение и систематизация записей, фактов, финансовых книг.
Подготовка
отчетов, схем, таблиц, диаграмм.
Развитые
арифметические и канцелярские способности, ручная тонкая моторика.
Высокий
самоконтроль, консервативность, практичность, упорство.
Потребность в
четком планировании работы.
Большие
организации, финансовые организации (банки, бухгалтерские конторы).
Отделы контроля
качества, архивы, картотеки, инспекции.
Структурированные
организации с четкой иерархией.
Хобби:
Коллекционирование.
Постройка моделей.
Игры с четкими и ясными правилами.

Профессии: бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь.
К-тип несхож с артистическим типом, ближе всего к реалистическому и предприимчивому типам.

Предпринимательский
(П-тип)
Руководство
организациями, управление людьми.
Финансовый и
межличностный риск.
Продажа,
покупка, коммерция, предпринимательство.
Развитые
организаторские способности, вербальные способности.
Лидерские
способности.
Доминантность,
агрессивность, экстравертированность.
Ориентация на
деньги, власть.
Посты в
государственных и политических организациях.
Промышленные
компании, агенства по продаже недвижимости.
Хобби:
Спортивные
состязания.
Организация
вечеринок, увеселений.

Профессии: предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер.
Затруднено взаимодействие с интеллектуальным типом, хорошее взаимодействие с социальным и конвенциальным типами.

Художественный
(Х-тип)
Художественное
творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество).
Игра на
музыкальных инструментах.
Исполнитель-
ская актерская деятельность.
Развитое
воображение, творческое мышление.
Музыкальные и
артистические способности.
Ноконформизм,
экспрессивность, интуитивность, демонстративность, стремление к самовыражению.
Неструктурирован-
ные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т.д.).
Музеи, библиотеки,
галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.
Хобби:
Фотография,
рисование, живопись, игра на музыкальных инструментах.
Посещение
концертов, музеев.

Профессии: артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, музейный работник.
Более всего несхож с конвенциальным типом, эффективное взаимодействие с социальным и интеллектуальным типами.


















4. Диагностика готовности учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения.

Готовность – это активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности. Изучению состояния готовности к деятельности большое внимание уделено в работах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко и др.
Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению сформировавшейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход выполняемой работы и ее промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы. В формировании состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности.
Состояние готовности имеет сложную динамическую структуру. Выделяют следующие компоненты готовности к деятельности:
мотивационный (ответственность за решение задачи);
ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требования к личности);
операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.);
волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);
оценочный (оценка своей подготовленности и соответствия процесса решения задач) (3).
Согласно мнению Л.Н. Кабардовой, о степени готовности обучаемых к
успешному выбору профиля обучения и функционированию в определенной профессиональной сфере можно судить на основании наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления у обучаемых профессионально-ориентированных навыков и умений. С этой целью ею был разработан опросник для определения профессиональной готовности, в основу которого был положен принцип оценки обучаемыми:
своих возможностей в реализации определенных умений (трудовых, социальных и т.д.);
своего реального, сформированного на основе личного опыта эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий;
своего предпочтения или нежелания выполнять действия (занятия) в будущей профессиональной деятельности.

Достаточная выраженность этих компонентов – показатель высокого уровня
готовности учащегося к выбору профиля обучения, его активности, самостоятельности в процессе деятельности.

Оснащение: опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой (1), бланк ответов.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами – клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):
- делаю, как правило, хорошо – 2 балла;
- делаю средне – 1 балл;
- делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал – 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас когда Вы это делаете (клеточка «б»):
- положительные (интересно, легко) – 2 балла;
- нейтральные (все равно) – 1 балл;
- отрицательные (неинтересно, трудно) – 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):
- да – 2 балла;
- все равно – 1 балл;
- нет – 0 баллов.

Читая вопрос обязательно обращайте внимание на слово «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Работа с опросником может производиться как индивидуально, так и в группе.

Текст опросника

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).
3. Длительное время (более одного года) самостоятельно и терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).
4. Сочинять стихи, рассказы, писать заметки, сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток и др.
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
11. В письменных работах по русскому языку и литературе легко находить ошибки.
12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
15. Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у других.
20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
21. При выполнении задания по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
23. Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных, клетки), лечить, обучать.
24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные законы, формулы, теоремы.
27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
28. Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные признаки и повадки.
29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.
32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
36. Выполнять расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.
40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать разногласия, разрешать споры.
41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоологических кружках и питомниках.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.
48. При работе с растениями или животными переносить ручной или физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Бланк ответов

Тип профессий

Человек – знаковая система
Человек – техника
Человек – природа
Человек – художествен-ный образ
Человек – человек


а
б
в

а
б
в

а
б
в

а
б
в

а
б
в

1



2



3



4



5




6



7



8



9



10




11



12



13



14



15




16



17



18



19



20




21



22



23



24



25




26



27



28



29



30




31



32



33



34



35




36



37



38



39



40




41



42



43



44



45




46



47



48



49



50






Обработка и интерпретация результатов

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:
а – оценка своих умений;
б – оценка своего эмоционального отношения;
в – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно
посмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных пожеланий). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.
Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной
сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или
нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения». Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным является такое сочетание, в котором оценки во второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем соотношение «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованы наличием у него соответствующих умений.
Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые
получили оценки в баллах «2-2-2», а также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек – знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек – человек» и «человек – знак»), модельер (сферы «человек – художественный образ» и «человек – техника») и т.д.
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой
сфере профессиональной деятельности он склонен и какой профиль обучения ему подходит.















5. Диагностика творческого потенциала

Творческий потенциал – это профессионально-психологические
возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности. Творческий потенциал является интегративным показателем профессиональных возможностей специалиста и в настоящее время является одним из востребованных профессионально важных качеств.
Уровень творческого потенциала можно определить с помощью
ниже предлагаемого опросника.

Оснащение: опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» (5), бланк ответов.

Инструкция: Мы предлагаем Вам ответить на следующие вопросы (выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа). Выбранные ответы занесите в бланк ответов.


Текст опросника

Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях
окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы
значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вам предстоит работать?
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что
сможете что-то принципиально изменить?
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что
осуществите свое начинание?
а) да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не
знаете?
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) неизвестное меня не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы
желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) нет, я хочу научиться только самому основному;
в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.
8. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) решаете махнуть рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
9. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
10. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
11. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспомнить, о чем шла речь?
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не смогу;
в) запоминаю только то, что меня интересует.
12. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, но не совсем правильно.
13. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.
14. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) Вы более-менее довольны;
в) Вам еще не все удалось сделать.
15. Когда Вы один, то:
а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть, абстрактных;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей деятельностью.
16. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;
б) только наедине с собой;
в) только там, где будет не слишком шумно.
17. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.










Бланк ответов


Ф.И.О. ________________________________________________________

Возраст ____________________

Дата заполнения _________________________



Варианты ответов

Варианты ответов

1.
а б в
10.
а б в


2.
а б в

11.
а б в

3.
а б в

12.
а б в

4.
а б в

13.
а б в

5.
а б в

14.
а б в

6.
а б в

15.
а б в

7.
а б в

16.
а б в

8.
а б в

17.
а б в


9.
а б в






Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте общее количество баллов следующим образом:
за ответ «а» - 3 балла, за ответ «б» - 1 балл, за ответ «в» - 2 балла.
Вопросы 1,6,7 определяют границы Вшей любознательности, 2,3,4,5 – веру в себя, 8 и 14 – постоянство, 9 – амбициозность, 10 – зрительную память, 11, 12 – слуховую память, 13 – Ваше стремление быть независимым, 15, 16 – способность абстрагироваться, 17 – степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных баллов покажет уровень Вашего творческого потенциала.





Уровни выраженности:

46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.
22 – 45 баллов. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть и проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
21 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

































6. Диагностика структуры сигнальных систем

Впервые понятия «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система» были введены И.П. Павловым для обозначения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности.
У животных сигналами приспособительных условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители – зрительные, слуховые, тактильные и т.д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов, И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой.
Человеку присуща вторая сигнальная система, к ней И.П. Павлов отнес совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения. В целом И.П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и выразился в речи.
Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем).
Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя» – дробление его на отдельные части, поиске смысла. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.
Таким образом, люди художественного типа в большей степени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельностью, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями.
Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов.
На основе этих теоретических положений был разработан опросник (4), позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности.


Оснащение: опросник, бланк ответов.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать ответ «да» или «нет». Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, в виде «+», если Ваш ответ – «да» и «-», если ответ – «нет».

Текст опросника

1. Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям?
2. У Вас есть тяга к рисованию?
3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?
4. Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиденное друзьями?
5. Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам?
6. У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг?
7. Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, собрав, разобрав?
8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафористическими выражениями?
9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями?
10. При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?
11. Вы обладаете литературными способностями?
12. Вам нравится абстрактная живопись?
13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?
14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?
15. Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?
16. Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий?
17. У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры?
18. Вас считают хорошим рассказчиком?
19. Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?
20. Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?
21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?
22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание, притча или анекдот в речи говорящего?
23. Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству?
24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?
25. Вы пишите стихи?
26. Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете к абстракциям?
27. Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по нескольку раз, переосмысливая его по-новому?
28. Вас называют «мастер – золотые руки»?
29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?
30. Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул?
31. Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, сокращения слов до начальных букв?
32. Вам нравится выступать перед аудиторией?
33. Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т.д.?
34. Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремитесь привести в порядок впечатления?
35. Работа с техникой доставляет Вам удовольствие?
36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?
37. Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией?
38. Вам легко даются языки программирования на ЭВМ?
39. Вы владеете иностранными языками?
40. Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней?
41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?
42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?
43. Вам нравится придумывать образные метафоры?
44. Вас часто можно застать за рисованием?
45. Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете графики, формулы?
46. Вы много времени уделяете стихосложению?
47. Для запоминания чего-либо Вы часто используете абстрактные знаки и изображения, понятные только Вам?
48. Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным человеком?
49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?
50. Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригинальных образов?
51. Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?
52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?
53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст?
54. Вы часто используете в речи абстрактные понятия?
55. Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?
56. Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?

Бланк ответов

№ вопроса/ ответ («+» или «-»)
Сумма

1.

8.

15.

22.

29.

36.

43.

50.



2.

9.

16.

23.

30.

37.

44.

51.



3.

10.

17.

24.

31.

38.

45.

52.



4.

11.

18.

25.

32.

39.

46.

53.



5.

12.

19.

26.

33.

40.

47.

54.



6.

13.

20.

27.

34.

41.

48.

55.



7.

14.

21.

28.

35.

42.

49.

56




Обработка и интерпретация результатов

Анализ и обработка результатов проводится по семи шкалам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов («+») в горизонтальных строках в бланке ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой шкале – 8. Минимальное количество – 2-3 балла.


Значение шкал:
1. Метафоризация – способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использовать метафоры в речи, умение придумывать метафорические выражения (признак творческой одаренности). Сумма плюсов (ответов «да») 1-го ряда: 1,8,15,22,29,36,43,50.
2. Образность представлений – способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению, стремление выразить образы в рисунках, художественные способности. Сумма плюсов 2-го ряда: 2,9,16,23,30,37,44,51.
3. Символизация – способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности. Сумма плюсов 3-го ряда: 3,10,17,24,31,38,45,52.
4. Вербализация – легкость речи, способность рассказчика без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях. Сумма плюсов 4-го ряда: 4,11,18,25,32,39,46,53.
5. Абстрагирование – способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления, отсутствие конкретных предметных представлений. Сумма плюсов 5-го ряда: 5,12,19,26,33,40,47,54.
6. Рефлексивность – способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий. Сумма плюсов 6-го ряда: 6,13,20,27,34,41,48,55.
7. Ручные навыки – способность мастерить, ремонтировать, осуществлять точные ручные манипуляции с предметами, технические навыки. Сумма плюсов 7-го ряда: 7,14,21,28,35,42,49,56.
Результаты диагностики можно изобразить в виде графика, на лучах которого откладывается количество баллов, полученных по соответствующей шкале, затем точки на шкалах соединяются:

Абстрагирование Метафоризация Образность представлений


Символизация
Рефлексивность



Вербализация Ручные навыки

В результате на графике хорошо видна степень выраженности и преобладания тех или иных функциональных способностей.
По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид профиля обучения и трудовой деятельности в будущем более всего подходит испытуемому.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Бондарев В.П. Выбор профессии. М., 1989.
2. Воробьев А.Н., Сение И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: Руководство. Ярославль, 1993.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985.
Практикум по психологии профессиональной школы/ Под ред. Э.Ф. Зеера. Свердловск, 1990, С. 26-33.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. М., 2004. с. 138-144.
5. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999, с. 99-102.
6. Практикум по психологии профессиональной школы/ Под ред. Э.Ф. Зеера. Свердловск, 1990, С. 26-33.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. с. 237-244.










13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415