Презентация Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки образовательного учреждения


Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки образовательного учреждения Подготовила: Щибря Алла Анатольевна, методист ГБУ «АИМЦ» ЛНР г.Антрацит2017 Москва, 3-5 октября 2011 г. Конференция «Сохранение электронной информации в информационном обществе».Президент ИФЛА, Ингрид Пэрент, обозначила задачи, стоящие перед библиотеками: «Цифровая информация меняет не только общество, в котором мы с вами живем, но и основные функции практически каждой библиотеки в мире. Будущее библиотек – это цифровое будущее. Библиотеки переходят к работе с цифровыми коллекциями, включающими электронные книги, базы данных и разные другие виды электронных материалов.» Решать такие задачи могут только компетентные сотрудники библиотек, обладающие современными знаниями и навыками работы: новой грамотностью – владением общей и профессиональной информационной культурой; знаниями и навыками в использовании новых инструментов – информационных технологий.Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.Компетентным называют сотрудника, обладающего компетентностями, необходимыми для успешного выполнения его должностных обязанностей. При обсуждении Стратегического плана, разработанного ЮНЕСКО для реализации Программы «Информация для всех», было высказано замечание: «…информационную грамотность нельзя рассматривать в отрыве от образования в области ИКТ и средств информации и что эти три вида грамотности должны иметь единое название «грамотность в области средств информации»». ИКТ-грамотность – это знания о том, что собой представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей.ИКТ-компетентность – это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в своей профессиональной деятельности. АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ С целью определения уровня профессиональной подготовки библиотекарей в сфере ИКТ, а также планирования методической работы по повышению уровня ИКТ-компетентности было опрошено 22 респондента. Весь коллектив женского пола.Возраст : До 20 лет - 1 От 20 до 30 лет - 1 От 31 до 40 - 6 От 41 – 14 Как часто Используете в своей работе ИКТ? А) Постоянно 1Б) Достаточно часто 12В)Очень редко 9Где чаще всего Вы имеете возможность работать на компьютере? А)дома 10 Б) в кабинете информатики 6В) в своей библиотеке 6Подключен ли Ваш домашний компьютер к сети Интернете? А) Да 15Б) нет 4в)в мобильном телефоне 3Имеете ли Вы опыт работы в Интернете? А) Да 13 Б) нет 2В) частично 7 Уровень владения компьютером Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? Не ответили – 3Нет проблем 5 Нехватка времениСлабый интернет или отсутствие интернетаНет оборудования Недостаточное владение ИКТ Информация (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) – одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.Коммуникация (лат. communicatio – «общее» или «разделяемое всеми») – обмен информацией (мыслями, чувствами, идеями, знаниями и т.д.).Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и греч. logos – изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. Что же такое ИКТ? ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)) В широком смысле слова –всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, действиями для достижения желаемого результата .В узком смысле слова – компьютерные технологии. 5 БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА источник (или отправитель);сообщение; канал; получатель; обратная связь. 4. Интерпретация сообщения 1. Зарождение идеи или отбор информации 2. Выбор канала передачи информации 3. Передача сообщения ЭТАПЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ИКТ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ дискуссионные технологии: разнообразные виды дискуссий: традиционная, «круглый стол», дебаты, «мозговой штурм» и др.игровые технологии: познавательные, имитационные, ролевые, деловые игрытехнологии групповой работытренинговые технологии: тренинг резистентности к негативному социальному влиянию; тренинг ассертивности; тренинг формирования жизненных навыковпроектная технология: выполнение проектов в рамках конкретных учебных программ Применяются:персональный компьютерпринтеркопировальный аппаратсканерпроекторэкран ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ Средства создания(программные ресурсы) Продукты Программы для работы с текстом(пакет Microsoft Office) Microsoft Office Word текстовые документы (разработки мероприятий, раздаточный материали т.д.) Microsoft Office Excel Microsoft Office Publisher буклеты, брошюры, листовки ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ Средства создания(программные ресурсы) Продукты Программы для работы с изображениями(рисунками, презентациями, фото, видео) Microsoft Office PowerPoint мультимедийные презентации Paint плакаты, баннеры, календари, листовки Photoshop CorelDraw Windows Movie Maker фильмы, ролики профилактической направленности, социальная реклама Sony Vegas Adobe Primier Pro Pinnacle ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ Программы для создания аудиозаписей Windows Movie Maker звуковое сопровождение профилактических мероприятий,ролики Sony Sound Forge Adobe Audition Программы для работы с текстом, изображениями, звуком электронные книги ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ Сеть Интернет Социальные сети (vkontakte, campus, wiki и др.) электронные страницы, сообщества, размещение материалов Сайты информация (тексты, фильмы и т.д.) профилактической направленности, форумы ИКТ В УЗКОМ СМЫСЛЕ Главная задача библиотеки: Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях. Функции библиотек Содействие профессиональному развитию педагога Формирование информационной грамотности учащихся Содействие общему развитию учащихся Обеспечение доступа к информации Накопление и распространение ресурсов ИКТ в библиотеках позволяет: Для обучающихся и педагогов:повысить интерес к работе библиотеки;повысить интерес к поиску знаний;повысить информационную культуру. ИКТ в библиотеках позволяет: Для библиотекарей:решить существующие многие годы проблемы с отсутствием нужной литературы в фондах благодаря использованию сети Интернет и электронных носителей информации;автоматизировать нелёгкий труд благодаря внедрению АИБС, программы МАRK SQL внедрить новые интересные формы работы с читателями (расширение временных и пространственных рамок библиотеки, разработка новых форм информирования, представления информации, повышение оперативности ее поиска и т.д.); своевременно комплектовать фонды библиотек необходимыми изданиями;расширять видовой состав фонда за счет приобретения современных носителей информации; ИКТ в библиотеках позволяет: Для библиотекарей:повысить информационную грамотность, уровень профессиональной компетенции библиотекаря; формировать специальные знания и умения в области информационного самообслуживания; повысить результативность, яркость, зрелищность, легкость восприятия мероприятий, проводимых библиотекарем с помощью средств ИКТ (библиотечно-библиографические уроки, вечера, гостиные, музыкально-литературные композиции и.т.д.);работать над  мультимедийными проектами (виртуальная книжная выставка, электронный рекламный указатель и т.д.) Основные составляющие профессиональной ИКТ-компетентности библиотекарей:: - работа с электронными таблицами (с применением формул для автоматического пересчета данных, входящих в таблицу);- использование автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) для ведения электронного каталога и учета библиотечного фонда, организации обслуживания читателей, формирования отчетов за любой интервал дат по введенной в систему информации;- организация обмена библиографическими описаниями изданий между внешними источниками и электронным каталогом школьной библиотеки в стандартных обменных форматах: RUSMARC (обменный формат и формат каталогизации, принятый в России), UNIMARC (официальный обменный формат IFLA и ЕС); Основные составляющие профессиональной ИКТ-компетентности библиотекарей: - обмен библиографическими описаниями между внешними источниками и электронным каталогом школьной библиотеки в стандартных обменных форматах: RUSMARC (обменный формат и формат каталогизации, принятый в России), UNIMARC (официальный обменный формат IFLA и ЕС);- поиск информации, электронных учебных материалов и образовательных ресурсов в среде ИНТЕРНЕТ; - работа с дистанционными информационными технологиями (дистанционные обучающие курсы, создание дистанционных информационных пространств);- профессиональная работа с электронными каталогами и электронными библиотеками;- использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Формы использования информационных технологий 1.Автоматизатизация библиотечных процессов:электронные каталоги;электронные картотеки;библиографические указатели и обзоры литературы;списки новых поступлений и т.п.2.Расширение информационного пространства:использование мультимедиа ресурсов;предоставление доступа к интернет-ресурсам;поиск, сбор, систематизация интернет-ресурсов;создание собственных цифровых ресурсов. Автоматизатизация библиотечных процессов Создание электронная базы фонда и электронной картотеки читателей с возможностью точного определения нахождения книги.Информирование читателей о новинка периодики помещается в локальную сеть лицея.Создание электронных картотек и каталога. ИКТ в педагогической деятельности библиотекаря содействие общему развитию учащихся путем приобщения к чтению;мероприятия в помощь учебному процессу;формирование информационной грамотности как основы информационной компетентности учащихся. Создание электронных ресурсов библиотекарем рекомендательные списки литературы, путеводители по фондам, тематические электронные обзоры литературы и ресурсов, аннотированные иллюстрированные картотеки, библиографические указатели литературы и т.п. Создание электронных ресурсов Сайт библиотеки: предоставление доступа к ресурсам и материалам справочно-информационное обслуживание поощрение чтения и продвижение книг помощь в работе с информацией содействие формированию навыков работы с информацией Продвижение чтения и литературы через сайт библиотеки электронная выставка электронный  обзор; электронный рекомендательный список литературы; советы библиотекаря; новые поступления в библиотеку : локальная сеть + сайт; копилка аннотаций; конкурсы и др. Мультимедиа в массовой работе презентации для проведения массовых мероприятий; мультимедиа викторины; мультимедиа обзоры; демонстрации электронных ресурсов; защита проектов;обзоры электронных ресурсов. Что мешает библиотеке? недооценка роли библиотеки (и библиотекаря) администрациями в создании информационного пространства;отсутствие гарантированного финансирования, а значит и комплектования библиотеки, как книгами, так и периодическими изданиями;отсутствие компьютерной техники и компьютерных библиотечных программ;нехватка времени, увеличение нагрузки, низкая зарплата и т.д. Вывод: Модель библиотеки нового времени как ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности, обогатив их новыми возможностями.