Разработка мероприятия Математический хоккей (5 класс)


Игра
«Математический хоккей»
для учащихся 5 класса.
Автор: учитель математики
МБОУ «Озероучумская ООШ»
Хасамудинова М.Н.
Цель игры:
Развитие творчества, любознательности, инициативы, культуры мышления и повышение познавательной активности у учащихся через использование игровых форм.
Правила игры
Перед проведением хоккея вывешивается объявление. Выбираются команды по 6 человек, которые получают название как на обычном хоккее (желательно чтобы название придумали сами ребята).
Состав команды:
Нападающий (левый)
Нападающий (центральный)
Нападающий (правый)
Защитник (крайний левый)
Защитник (крайний правый)
Вратарь
Одновременно игру ведут 2 команды, которые располагаются соответственно:

Вратарь
Линия защиты

Линия нападения
Необходимо иметь табло, которое показывает счет и доску для решения. Выбирается главный арбитр, который сбрасывает шайбы – задачи, два его помощника (но не обязательно), а также комментатор.
Обязанности арбитров
Подобрать задачи, знать их правильное решение.
Сбрасывать (т.е. прочитать условие задачи), и засекать по секундомеру время ответа.
Следить, чтобы игроки не переговаривались между собой.
Если школьники не справились с задачей, показать ее решение.
Объявлять счет.
Обязанности комментаторов
Комментировать игру, показать ее накал (все это надо делать с юмором, чтоб не было скучно болельщикам). От комментаторов зависит привлекательность математического хоккея, его зрительность. Итак, команды заняли свои места, комментаторы готовы к игре. Пора познакомиться с условиями игры.
Условия игры.
Все задачи – шайбы перед началом игры раскладываются на столе. Арбитр объявляет начало игры и подзывает крайнего левого нападающего к столу для выбора задачи. Задача выбрана, арбитр читает задачу – шайбу, после этого дает свисток, передаёт шайбу – задачу на обдумывание и решение крайнему левому нападающему и засекает 30 секунд. Если за это время первый нападающий не сможет дать ответ или даст не правильный ответ, то задача – шайба автоматически передается центральному нападающему и т.д. до вратаря. Если вратарь не сможет найти правильный ответ, то считается, что команда пропустила шайбу. Если кто либо из участников дал правильный ответ, то шайба считается отбитой и счет сохраняется. После этого арбитр вызывает крайнего левого нападающего второй команды и предлагает выбрать задачу. Игра продолжается по аналогичному условию. Игра продолжается в 3 тайма по 10 минут или в 2 тайма по 15 минут. Учитывать надо время на обдумывание и решение задачи, поэтому желательно иметь шахматные часы. Нужно учитывать, чтобы каждой команде было предложено одинаковое количество задач, поэтому время можно сдвигать. Между таймами можно делать перерывы. В заключении происходит награждение.
Задачи - шайбы.
3. 5 ворохов и 7 ворохов связали вместе. Сколько ворохов получилось?
1. Между пятью людьми надо разделить 5 яблок и все таки одно яблоко должно остаться в корзине.
2. Двое отцов и двое сыновей застрелили 3 зайцев, каждому по одному. Как это возможно?

6. Расставьте 6 стульев так, чтобы у каждой стены было по 2 стула.

8.  На прямой поставили 18 точек. На сколько частей разделилась прямая?

5. В семье 5 детей, у каждого из них есть сестра. Сколько детей в семье?


12.Леня, Женя и Миша имеют фамилии Орлов, Соколов, Ястребов. Какую фамилию имеет каждый мальчик, если Женя, Миша и Соколов члены математического кружка, а Миша и Ястребов занимаются музыкой.
7. На столе лежат девять монет. Одна из них — фальшивая. Как при помощи двух взвешиваний можно найти фальшивую монету? (Фальшивая монета легче настоящих.)

4. На крыше сидит 7 воробьев. Отец стреляет, и в двоих попадает. Сколько воробьев осталось на крыше?



10. В классе 35 учеников, из них 20 школьников занимаются в математическом кружке, 11- в литературном, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько литераторов увлекаются математикой?
11.Масса 10слив равна массе 3 яблок и 1 груши, а масса 6 слив равна массе 1 яблока и 1 груши. Сколько слив надо взять, чтобы их масса была равна массе 1 груши?

9.На сковороде могут одновременно жариться две котлеты. Каждую надо обжарить с обеих сторон, причем для обжаривания одной стороны требуется 1 мин. За какое наименьшее время можно поджарить три котлеты?

15.Лягушка находится на дне колодца глубиной 60 м. За день она поднимается на 18 м, а потом опускается на 12 м и остается на своем месте до следующего дня. На следующий день лягушка проделывает снова такой же маршрут и т.д. Через сколько дней лягушка выйдет из колодца?

13.В двух комнатах 76 человек. Когда из первой комнаты вышло 30, а из второй 40 человек, то в комнатах осталось поровну. Сколько человек в каждой комнате?

16.Сколько уток выращивает ваш юннатский кружок? спросили у Бори. Боря ответил: «Когда из инкубатора мы возьмём столько, сколько есть сейчас и ещё 2 уточки, то будет 100 уток. А сколько их посчитайте сами». Сколько уток сейчас у юннатов?

14.Двумя прямыми линиями разделили циферблат часов на 3 равные части так, чтобы после сложения чисел в каждой части получились три равные суммы.


Ответы:
1. Отдать 1 яблоко вместе с корзиной
2. Дед, отец, сын.
3. 1
4. 0
5. 6
6.
* * * *
* *
7. Первое взвешивание: на каждую чашку весов кладем по три монеты. Если весы уравновешены, то для второго взвешивания берутся две из трех оставшихся монет. Если фальшивая монета на весах, то ясно, на какой она чашке весов. Если же весы уравновешены, то фальшивой является оставшаяся не взвешенная монета. Если при первом взвешивании одна из чашек перевешивает другую, то фальшивая монета находится среди монет, вес которых оказывается меньше. Тогда вторым взвешиванием устанавливаем, какая из монет фальшивая.
8. 9
9. 3 минуты
10. 35-10=25 (ч) посещают кружки. Следовательно одновременно в 2 кружка ходят 20+11-25=6(ч)
11. 10с=3я+1г6с=1я+1г
6с=1я+1г 2с=1я
4с=2я+2г /:2 получим 2с=1я 4с=1г
Ответ: 4 сливы
12.Ответ: Леня – Соколов, Женя – Ястребов, Миша – Орлов.
13. Ответ: 30+40=70 (ч) вышло, 76-70=6 (ч) осталось в двух комнатах, 6:2=3(ч) осталось в каждой комнате, 30+3=33 (ч) было в 1 комнате, 40+3=43 (ч) было во 2 комнате.
14. Ответ: 11+12+1+2, 9+10+4+3, 8+7+6+5.
15. Ответ: (60-18) : (18-12) +1=8
16. Ответ: (100-2):2=49