Тренинг на тему: «Конкретизация личностных ценностей и взглядов для определения направлений и приоритетов дальнейшего развития»


Тема
занятия Занятия 1–2: Конкретизация личностных ценностей и взглядов дляопределения направлений и приоритетов дальнейшего развития.
Обоснование и осознание необходимости проведения
исследований в целях совершенствования методики и подходов в преподавании и учении. Эмоционально-психологический климат в классе.
Общие цели Учителя сформулируют выводы о необходимости профессионального развития посредством исследования и совершенствования.
Результаты
обучения Учителя аргументируют свои взгляды на систему ценностей и приоритетов, оценят значимость дисциплины и организованности классного коллектива для положительной атмосферы в классе и формирования чувства коллективизма.
Ключевые
идеи Лидерство в работе по совершенствованию практики преподавания и учения является важной составляющей профессиональной роли учителя. Работа по совершенствованию может не только улучшить собственную практику учителя, но и повлиять на практику других учителей в школе. Осознание характера взаимоотношений в классе в качестве важного аспекта успешного преподавания и учения, влияющего на: оптимизацию обучения, обеспечение учителей и учеников чувством удовлетворения от самореализации, поддержание позитивной и организованной рабочей атмосферы.
Ресурсы Дополнительное чтение Руководство для учителя. Н. А. Еремеева100 игр и упражнений для бизнес-тренингов, раздаточный материал, вторая неделя
Домашнее задание Тренинг на тему: «Конкретизация личностных ценностей и взглядов для определения направлений и приоритетов дальнейшего развития»
Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ№30 г.КарагандаЗаметки тренера
Время Задание\Деятельность тренера\микроцелиДеятельность
слушателей Оценивание Ресурсы
09.00-10.30 сессия 1
15 минут Разминка. Создание доверительной атмосферы в группе:
Упражнение «Приветствие на сегодняшний день"
Цель упражнения - создать более доверительную атмосферу в коллективе.
Ход упражнения - Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Деление на группы. Делимся на 4 группы по временам года.
Тема тренинга: Ценности, видение и стратегия действий на практике.
Целеполагание. Поставьте цели сами. Создание доверительной атмосферы в коллективе.
Ставят себе цель. Заполняют лист дня.
Обратная связь на 2-3 цели. мяч
Лист дня.
10 минут 1 задание.
Предлагаю вам историю о том, как один учитель использовал стратегическую работу для достижения своей цели и развития своей практики.
Группы должны выделить в этой истории следующее:
•Ценности учителя – 1 группа
•Видение учителя – 2 группа
•Стратегическое действие, предпринятое учителем для внесения изменений – 3 группа
4 группа ищет определение понятий «Ценности учителя», «Видение учителя», «Стратегическое действие, предпринятое для внесения изменений». Обсуждение.
История Дипака.
Дипак преподавал математику и работал учителем всего 2 года. Он был обеспокоен тем, что некоторые ученики, очевидно, не интересовались уроками математики. Он хотел найти способы для улучшения преподавания в надежде привлечь внимание таких учеников.
Он решил использовать анкетный лист и спросить мнение учеников о заданиях, которые им нравились больше всего. Но затем решил отказаться от этого, на том основании, что, если студенты имели негативное отношение к математике, их мнения будут относиться только к тому, что они делали ранее.
На предметном совещании математиков своей школы он объяснил свою проблему коллегам и предложил им анкету, в которой просил назвать 3 наиболее эффективных метода преподавания или заданий, которые они использовали. Дипак собрал их в список и затем встретился с отдельными коллегами для более детального обсуждения некоторых моментов.
Затем Дипак систематически экспериментировал каждую стратегию из списка. Он применял их в преподавании и оценивал каждую стратегию, делая записи своих наблюдений, он просил учащихся заполнять лист отзыва и время от времени просил коллег понаблюдать, если у них было свободное время.
Спустя несколько месяцев, Дипак мог уже поделиться со своими коллегами новыми стратегиями, которые он разработал в ходе работы. Эта информация оказалась очень ценной для коллег, которые никогда не использовали что-то из этого списка.
Далее, Дипак стал привлекать коллег, которые преподают другие предметы, со своей просьбой назвать 3 наилучших преподавательских приема. Он обнаружил, что многие из этих идей могут быть адаптированы для уроков математики, а также это стимулировало обсуждение о методах преподавания среди учителей Сначала каждый самостоятельно читает текст, затем работают в группе. Наблюдение за умением взаимодействовать в группе Раздаточный материал (Приложение 1), маркеры, для 4 группы постеры, интернет-ресурсы30 минут
30 минут 2 задание.Определение системы ценностей учителя и профессиональных проблем.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАШИХ ЦЕННОСТЕЙ И ЗАДАЧ
Эту работу Вам необходимо выполнять совместно с двумя другими учителями. Вы будете работать как группа из трех человек - А, В и С, анализируя Ваши профессиональные ценности и задачи посредством дискуссии в малой группе. А задает В нижеприведенные вопросы. С пишет замечания по ответам В. В итоге, С дает замечания В для того, чтобы помочь написать рефлективное утверждение. Такая процедура далее повторяется дважды, с каждым человеком в группе, занимающим разные позиции, так, чтобы все три учителя имели возможность быть опрошенными.
Профессиональная роль
В какой школе Вы работаете? Сколько времени Вы проработали в этой школе? Какова Ваша роль в школе? Основана ли она только на работе с классом или Вы имеете какие-либо административные обязанности или особую лидерскую роль?
Ценности и интересы
Каковы Ваши основные профессиональные ценности? Что Вы считаете по-настоящему важным в образовании?
Работа по развитию
Занимаете ли Вы другие позиции или выполняете специальные поручения, за исключением преподавания? Участвовали ли Вы добровольно в каких-либо дополнительных проектах или начинаниях ранее? Какие сложные задачи встают на Вашем пути?
Приоритеты школьного развития
Какие аспекты преподавания необходимо развивать в Вашей школе в настоящее время? Каковы приоритеты? Как Вы могли бы помочь реализовывать эти приоритеты?
Консультация
С кем Вы должны консультироваться, если пожелаете реализовать проект в школе?
Сильные стороны
Какие эффекты Вы могли бы получить, изменив свою работу в классе?
Потребности
Какие навыки или качества Вам, возможно, придется развивать? Какая поддержка, на Ваш взгляд, будет необходима Вам для развития?
3 задание. Развитие идей о ваших ценностях, видении и соответствующего стратегического действия.
Используйте то, что Вы узнали о ценностях, видении и стратегическом действии для заполнения нижеприведенных таблиц. Это задание поможет Вам развивать Ваше мышление о том, что Вы считаете нужным, что бы Вы хотели изменить и как Вы могли бы внести эти изменения.
Стратегическое действие - Что я буду делать, чтобы внести изменения?
Видение - Каким я бы хотел его видеть?
Ценности - Что для меня важно? Что я хочу изменить? Работают с раздаточным материалом в группах по 3 человека.
В ходе обсуждения делают записи.
Работают с раздаточным материалом.
В ходе обсуждения заполняют таблицу.
Презентуют работу другим участникам.

Наблюдение за умением взаимодействовать в группе
Оценивание выступления групп «Две звезды и одно пожелание» Раздаточный материал (Приложение 2)
Раздаточный материал (Приложение 3)
5 минут Рефлексия 1 сессии:
- «Я с собой возьму ..., потому что...»
- «Надо подумать над ... , потому что ...»
- «Я выброшу ... , потому что ...» Раздаточный материал (Приложение 4)
10.30-10.45. Перерыв. Кофе-брейк. 10 минут Активити: Упражнение на активизацию внимания.
Предложение.
Каждый говорит по одному слову, чтобы получилось предложение. Упражнение повторяется несколько раз. Это упражнение является к тому же и диагностическим. Если игра стопорится на каком-либо участнике несколько раз подряд, значит он недостаточно активизирован, либо он чем- то взволнован. Это сигнал тренеру – обратить на него внимание.
Деление на группы. Выполняют упражнение. 20 минут 3адание 4. Рефлексия по эмоционально-психологическому климату в своем классе.
Каким образом влияет культура обучения в Вашем классе на поведение учеников?
Продумайте ответы на вопросы:
Насколько обстоятельно Вы устанавливаете общие правила класса?
Насколько четки Ваши определения приемлемого и неприемлемого в поведении учащегося?
Какие методы стимулирования и поощрения Вы используете?
Какие подходы Вы используете для уточнения целей обучения?
Какие способы Вами используются для объяснения заданий и действий, а также для установления степени реагирования всех групп учащихся.
Каким образом Вы решаете проблемы, возникающие у учеников?
Насколько обоснован Ваш подход к различным группам учащихся?
Поделитесь своим мнением с Вашим коллегой. Работают в парах с раздаточным материалом. Презентуют работу другим участникам.
Наблюдение за умением взаимодействовать в паре.
Раздаточный материал (Приложение 5)
20 минут 3адание 5. Взаимодействие учитель – ученик.
Вместе с изменениями в преподавании и обучении происходят изменения и во взаимоотношениях учителей и учеников. Данное упражнение позволяет учителям определять, что представляют собой их текущие отношения с учащимися, какими они их себе представляют и как эти отношения могли бы быть изменены.
Предлагаемое упражнение:
Представленная ниже таблица показывает модель взаимодействия «учитель - ученик» в классе. В ней представлены две оси: одна из которых предназначена для описания участия педагога, другая - для описания инициативы учащегося.
Индивидуально:
Проанализируйте недавно проведенный Вами урок и определите координаты на данных осях, согласно тому как, по Вашему мнению, осуществлялось взаимодействие учителя с учащимися.
Групповая дискуссия:
Что влияет на взаимоотношения учителя и учеников на уроке? Меняются ли они в зависимости от различных обстоятельств? Как можете Вы изменить взаимоотношения?

Работают с раздаточным материалом индивидуально, затем в группах. Презентуют работу другим участникам.
Наблюдение за умением взаимодействовать в группе
Оценивание выступления групп Раздаточный материал (Приложение 6)
30 минут 3адание 6. Каким будет обучение?
Существует современный подход к тому, как школы могут принимать участие в развитии образовательных программ, актуальных для молодого поколения, живущего в 21 веке. Внедрение новых педагогических подходов, направленных на развитие творческих способностей и дифференцированное обучение, должно происходить с учетом специфики национального образования и учебных программ.
Каждое отдельное школьное сообщество при этом вправе обозначить свои образовательные и морально-нравственные (воспитательные) приоритеты и определить доминанты.
Для достижения практических результатов, творческим группам необходимо выявить лучшее в новых и традиционных программах (подходах) и определить уровень их взаимодействия.
Рекомендации, данные ниже, могут быть изменены или дополнены.
Алгоритм работы в группах:
1.Возьмите список с имеющимися идеями и обсудите его с коллегами
2.Определите наиболее важные и подходящие для вашей школы идеи, обсудите почему
они таковыми являются
3. Создание постера «Классы будущего».
Старые положения Эмоциональная образованность
Уделять внимания формированию основных навыков, грамотности и счетной грамотности Помогать учащимся развивать уверенность в своих способностях, самоконтроль, и, таким образом, сделать их успешными как в социуме, так и в образовании.
Новые положения Информационная образованность
Уделять внимание формированию навыков, необходимых в 21 веке: коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление. Развивать способности критически анализировать, осмысливать и создавать цифровые средства информации
Индивидуальное обучение Умение обучаться
Создание учебного плана и методики обучения, отвечающих индивидуальным потребностям учащихся Развивать умения, необходимые для успешного обучения
Работают с раздаточным материалом. Презентуют работу другим участникам.
Наблюдение за умением взаимодействовать в группе
Оценивание выступления групп: взаимооценивание по принципу «Сэндвич с обратной связью». Раздаточный материал (Приложение 7)
10 минут
• Рефлексия дня (обратная связь)
- Методика «Незаконченное предложение…»

Мы только что закончили тренинг, который в целом был ______________________________________________________________________________
Как мне кажется, нам удалось приобрести_____________________________
____________________________________________________________________________________Особенно интересным было ____________________________________________________________________________________Когда я приду в класс, я первым делом ____________________________________________________________________________________
В заключение я хотел бы сказать тренеру
_________________________________________________________________________ Работают с раздаточным материалом. Рефлексия, обратная связь. Раздаточный материал (Приложение 8)
Домашнее задание:
Задание 1. Каков психологический климат в Вашем классе? Как он влияет на учащихся?
Возможно, Вы захотите изучить идею «эмоционального уровня» с целью ее применения к установлению психологического климата класса.
Рассмотрим термины «доверительно-дружеские», «формальные / беспристрастные», «накаленные /напряженные», «холодные /враждебные» относительно Вашего класса. Является ли стабильным эмоциональный уровень в Вашем классе либо он меняется в течение урока?
Если происходят изменения, что является их причиной?
•Как Вы установили данные изменения?
•Одинаково ли эмоциональное состояние всех учеников?
•Как ученики реагируют на изменения психологического климата?
Вы можете обратиться к коллегам либо профессиональному психологу с просьбой провести наблюдение за Вашими уроками и в результате предложить свой вариант определения психологического климата класса.
Были ли случаи намеренного изменения психологического климата?
Насколько последовательны Ваши действия на уроке, в индивидуальной и групповой формах работы на уроке? Задание 2. Как помочь ученикам осознать, что очень важно признавать то, что они чего-то не понимают? увеличение возможностей взаимодействия учителя и ученика.
То, как Вы поступаете в ситуациях, когда учащиеся считают материал сложным для восприятия, является важным моментом в развитии их навыков самооценивания. Слова, которые Вы используете, говорят учащимся о том, что возникновение трудностей является нормальным явлением, и осознание этого является важной частью обучения. Учителя пришли к выводу о том, что существуют вопросы, которые могут помочь учащимся развить самоуверенность в тех областях, в которых они нуждаются в поддержке и в тех областях, в которых они чувствуют, что были успешны. Это такие вопросы, как:
♦♦♦ Что нового Вы изучили?
♦♦♦ Чем Вы были довольны больше всего?
♦♦♦ Что для Вас было самым легким?
♦♦♦ Что показалось более сложным?
♦♦♦ Что помогло Вам решить свою проблему?
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, учителю необходимо как можно больше общаться, беседовать с учащимися.
2а) Исследуйте, кто и как много говорит во время урока. С этой целью просмотрите видеофильмы уроков. При этом имеет значение соотношение слов учителя и учащихся.
•Сколько времени отводится для бесед во время урока вообще?
•Чья роль в беседе является ведущей?
•Кто из учащихся вступает в разговор чаще? Кто менее активен или вообще не участвует в беседе?
•В каких ситуациях больше говорит учитель?
•В каких ситуациях беседа ведется исключительно между учащимися?
2Ь) Взаимодействие учеников между собой.Необходимо основательное исследование способов общения и взаимодействия учащихся старшего (либо, возможно, более зрелого) возраста между собой. Разработайте подробный список различных видов отношений. Списки должны быть выполнены с точки зрения описания и обзора действий (таким образом, чтобы количество выводимых Вами пунктов было низким) и которые не дублируются (исключая категории). Например, Вы можете попытаться классифицировать контакты между учениками, используя такие категории, как, например: «учебный», «организаторский», «социальный» и другие. Какой конкретный тип контакта, на Ваш взгляд, помог менее уверенным ученикам? Каким образом помогим?
Продвижение вперёд. Помогла бы Вам данная информация в организации учащихся для работы в парах или небольших группах? Можете ли Вы, используя образцы взаимодействия, которые по Вашему определению могут Вам помочь организовать работу на уроке так, чтобы состав групп постоянно менялся?
Раздаточный материал (Приложение 9)