Статья Основные черты русского романтизма, характеристика основных жанров этого литературного направления


Основные черты русского романтизма, характеристика основных жанров этого литературного направления
Ведущим литературным направлением начала XIX века является пришедший на смену классицизму, просветительскому реализму и сентиментализму романтизм. Русская литература откликается на это явление своеобразно.
Русским романтикам присущи обостренное чувство личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (В. Белинский), повышенная субъективность и эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру.
Особенности русского романтизма:
- сохранил исторический оптимизм и надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью;
- пафос свободолюбия;
- бунт против несовершенного миропорядка;
- чужды скептицизм, пессимизм, настроение «мировой скорби», культ самодовольной, и эгоистически настроенной человеческой личности;
- противопоставил идеальный образ гражданина-патриота или гуманного человека, наделенного чувством христианской любви, жертвенности и сострадания.
Романтизм принес с собой новую жанровую палитру: создание жанра исторического романа, фантастической повести, романтические драмы, лиро-эпической поэмы, элегии.
Подлинный прорыв произошел в прозаических жанрах: появляется множество новелл, совершенно по-новому выглядит роман. Усложняется сюжетная схема: популярны парадоксальные сюжетные ходы, роковые тайны, неожиданные развязки. Лермонтов предлагают публике и жанр романа, выдержанного в традициях свободолюбивого романтизма. Черты романтизма прослеживаются в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени».
Необычайного расцвета достигла лирика. Существенно расширены возможности поэтического слова за счет его многозначности. У романтиков же на первый план выступают баллада, романтическая поэма, разнообразные формы политической и медитативной лирики (различные модификации переосмысленных жанров элегии, станса, послания, даже народной песни). Жанр баллады позволяет наполнить произведение различными «потусторонними» элементами, которые находятся словно на грани жизни и смерти. Именно этот жанр использует Жуковский: его баллады «Светлана» и «Людмила» во многом посвящены снам героинь, в которых им мерещится смерть. Другой жанр - поэма. Главным романтическим автором поэм был Байрон. В России его традиции продолжил Пушкин (поэмы «Кавказский пленник» и «Цыганы» принято называть байроническими) и Лермонтов (поэмы «Мцыри» и «Демон»). В поэме возможно много допущений, поэтому этот жанр особенно удобен. Иной стала ода: теперь она больше не создается в честь какого-нибудь лица или значительного события.
В то время как романтическая трагедия преимущественно выражала вкусы высших кругов дворянства, широкие массы тогдашнего общества отдавали своё внимание жанрам более демократическим. Сюда нужно прежде всего отнести водевиль и мелодраму.