Разработка урока по математике на тему Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым (1 класс)

МАТЕМАТИКА.
УРОК – СКАЗКА
1-ый класс. III-я четверть.
Тема: Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.

Цели:
образовательная: ввести новое понятие «Уравнение», научить решать простые уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым.

развивающая:развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.
воспитательная: воспитывать познавательную активность, умение работать в паре , дружеское отношение друг к другу.
Задачи:
-продолжить работу над развитием умения работать в паре , навыков общения, сотрудничества.
-формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.
Формировать УУД: -----Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. -Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип (вид урока): урок открытия нового знания.
Методы обучения: ислледование ,деятельностный метод
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- работа в микро группе (паре);
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Формирование компетенций:
учебно-познавательных: умение анализировать и обобщать --информационных: умение работать с учебным материалом -коммуникативных: умение работать в микро группе (паре)


Оборудование: учебник «Математика»(1 кл., авт. – Л.Г.Петерсон), тетрадь, раздаточные карточки, презентация к уроку с использованием ИКТ.
Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создание игровой ситуации.
Определить содержательные рамки урока.
Организационный момент.
Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. Поручено нам вас сегодня встречать. Ну что ж, начнём урок, не будем зря время терять.
Послушайте четверостишие:
В школу вы пришли учиться. В жизни это пригодится. Тот кто хочет много знать. Должен сам все постигать.
Как вы думаете, почему учение пригодится в жизни? (без знаний ничего не сделаешь). А что означает слово “сам”? (мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем и сами открываем новые знания)
- На уроке наши глаза(внимательно смотрят).
- Наши уши(внимательно слушают).
- Наши руки(не мешают, а помогают).
- Наша голова(хорошо думает).
Наш девиз: Если не лениться, можно многого добиться

Психологический настрой.
- Покажите карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению.(красный, желтый, оранжевый – теплые цвета)
Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Сегодня у нас необычный урок к нам пришли гости и гостей мы должны чем-то порадовать, сделать для них что-то доброе, приятное. А для этого мы отправимся в сказку. Но прежде чем отправиться в сказку, скажите:
- Какие добрые дела, поступки можете сделать вы?

А какую мы сегодня на уроке поставим цель перед собой? (узнать что-то новое)
Итак, начнём.

III. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
Актуализировать умение решать примеры на нахождение целого и части.
Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению.
Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.
Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.
Слайд 1
- В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.

Однажды случилась беда, Василиса исчезла. Иван – Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Видите, ребята, сколько возникло вопросов у Иван-Царевича. Мы поможем ему ответить на его вопросы.
1.Настрой.
- Руки? (на месте)
- Ноги? (на месте)
- Локти? (у края)
- Спина? (прямая)
А кто это еще у нас в гостях? Так это же смайлик.
Слайд 2
Девиз “Сначала надо повторить только самые нужные знания!”
Готовы!
- Запишите эти числа в порядке возрастания: Слайд 3,4
8 4 2 6 (ученик пишет на доске 2 4 6 8)
- Найдите закономерность и продолжите ряд ещё на одно число.

-Назовите число, предшествующее числу 8?
- Назовите число, последующее для 7.
- Какое число стоит между числами 4 и 6, 8 и 10?
- Какое число стоит справа от 8, слева от 9?
- Назовите соседей числа 7?

- В нашем ряду, который мы записали: Слайд 5
2 4 6 8 10
Найдите «лишнее» число. Почему оно лишнее?
- Если вы всё правильно сделали , то мы узнаем, кто похитил Василису Прекрасную.
(На обратной стороне цифр написаны буквы)
К о щ е й

2. Покорение гор. Признаки предметов, составление равенств. Слайд 6
- Отправился Иван-Царевич в путь. На его пути встречались горы, перевалы. Но с нашей помощью он надеется их легко покорить.
Слайд 7
- По каким признакам можно разбить эти препятствия? (по цвету, по размеру, по форме) (Слайд с фигурами)

Слайд 8 – по цвету, слайд 9- по размеру, слайд 10-по форме.
- Работая в паре составьте 4 равенства и запишите их

6+3=9 (слайд 10)
3+6=9
Назовите части (6 и 3)
Назовите целое (9)
9-3=6
9-6=3
Слайд 11 Девиз: Посмотрим, что мы повторили. Нам это пригодится!
(знаком плюс находим целое, знаком минус находим часть)
IV.Ситуация успеха. Слайд 12
- Перебрался Иван – Царевич через горы, а куда дальше идти, по какой дороге не знает. Стоит Иван - Царевич на распутье трёх дорог. На придорожном камне надпись: «Неправильно пойдёшь сам пропадёшь и коня потеряешь.
Слайд 13.Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький».


Слайд 14
- Пошёл Иван – Царевич дальше. Но его поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея Горыныча.
А для этого мы должны разобраться с его головоломками.

V. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
-выявить и зафиксировать место и причину затруднения. зафиксировать во внешней речи причину затруднения Слайд 15
-А что вы видите на этом слайде? (равенства с окошечком)
-Что обозначают в этих равенствах пустые окошечки? (какие-то числа, сумма которых равна 9)
-А сейчас попробуйте, работая в паре, составить такие равенства, чтобы они были верными. (Учитель раздаёт каждой паре карточку с заготовкой одного из случаев состава числа 9, т.е. одна цифра уже записана, а другую нужно вставить; Идёт работа в паре.)
-После выполнения задания, дети вывешивают свои карточки на доску.
-А вот Иван-Царевич составил так: Слайд 16
3+х=9
х+5=9
х+7=9

Как вы думаете, правильно ли он сделал? (На этом этапе урока необходимо дать ребятам высказаться и объяснить свою точку зрения. Часть детей будет считать, что Иван-Царевич выполнил задание верно, т.к. получилось равенство. Другие ребята будут не согласны, т.к. непонятно одно слагаемое.)
-Вам все здесь понятно? (есть неизвестное число)


Да, ребята, действительно, в этом равенстве есть неизвестное число. Иван -Царевич не знал, какое надо поставить число, поэтому написал «х».
.
Ребята, как же называется это равенство, как оно решается? Хотите узнать?
Слайд 17
(Физминутка для глаз)
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (5 раз).
1)Я за ногтем наблюдаю,
К носу ноготь приближаю.
Ноготь с носом повстречались,
А потом опять расстались.

-Чтобы помочь Иван-Царевичу давайте проведём математическое исследование.

VI. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: -определение средств (правило, модели, учебник)
- построения плана достижения цели
-Итак, мы с вами встретились с особым равенством.
Сейчас, ребята вам придется потрудиться.(слайд с отгадкой темы урока)
Проверим, как быстро и правильно вы умеете считать. Обратите внимание, что записано вместо ответов? (буквы).
Слайд 18
9-8 = У
6-2 = В
5-3 = Р

8-5=А
5+4=Е
6+2=И

3 + 3= Е
7-2 = Н
4+ 3 = Н


Перед вами на партах лежат листочки с табличками. Слайд 19
1
2
3
4
5
6
7
8
9












Запишите в таблицу ответы примеров в порядке возрастания.
Если вы правильно найдете значение выражений, у вас получится слово.
У кого получилось слово?
Знакомо ли вам это слово?

Как же называется тема нашего урока? (уравнение)
Какую цель поставим перед собой? (узнать, что такое уравнение и научиться их решать)
Неизвестное число в математике принято обозначать буквами латинского алфавита и читается эта буква Х (икс), вешается карточка на доску.
Если х поставить в окошечко, то получится равенство, так и сделал Иван-Царевич. Это равенство с иксом называется уравнением.
VII. Реализация построенного проекта. Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
Нам бы помочь Ивану-Царевичу решить уравнения.
Но как же мы их будем решать?
Обратимся к нашим учебникам – волшебным книгам, в которых может быть найдём заклинание: как победить Змея Горыныча. (Кто нашел заклинание?)
(Слайд 20 правило). (Учащиеся вслух читают правило в учебнике, а затем выполняют №1,стр.20 слайд 21)

-Что нужно сделать в этом задании? (надо подобрать предметы в мешок так, чтобы получилось равенство)
-Как называются такие равенства? (уравнения)
Слайд 22 (№5 (1) обратить внимание как оформляется решение уравнения).
Что является частью, а что целым?
Как найти часть?
Трудно было решать?

Слайд 23
А теперь давайте поможем Иван –Царевичу решить его уравнения, где вместо окошечек он поставил икс.

Что нам нужно знать, чтобы правильно решить уравнения? (заклинание. А как мы называем в математике такие заклинания? правило: чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.)
Назовите части.(3+х=9)
Назовите целое.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3+х=9 х +5=9 х +7=9
Кто самый смелый, хочет решить уравнение у доски и помочь спасти Василису Прекрасную.
Дети решают по одному уравнению у доски.
А теперь попробуйте сами решить уравнение, работая в паре. Х+7=9 (после этого вывешивают свою работу на доску и проверяется правильность решения)
Какое правило нам помогло решать уравнения? (чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.)

-Удобно так искать неизвестное число?
(Физминутка для пальчиков)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.



VIII. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Слайд 24
- Все задания Змея Горыныча мы с вами выполнили и победили его. И путь в царство Кощея свободен. Осталось через речку перебраться.
-В виде какой геометрической фигуры можно изобразить речку? (Кривая линия)
-Как называется самая маленькая геометрическая фигура? (Точка)
-Отметьте у себя на листочках красным карандашом точку. Нарисуйте зелёным карандашом замкнутую кривую линию, так чтобы точка была внутри неё. А синим цветом проведите через эту точку прямую линию. Как сделать из прямой отрезок? Вот и получился у нас мостик.
- Поможем Ивану-Царевичу пройти по мосту.

Физкультминутка.
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Перешли мы мост с тобой!
Слайд 25
- Перешёл Иван через мост. Да не тут-то было. На другом берегу поджидает его Баба-Яга со своими ловушками. (Тренажер по решению уравнений.)

Слайд 26
- И вот, наконец-то, на огромной высокой горе он увидел замок Кощея. А ключ от замка в ваших тетрадях (выполняют задания в тетрадях №5 (б,стр.21) Слайд 27,28
- Какое правило будем применять при решении этого уравнения? ( чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.)

Слайд 29
-Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни мое задание, и Василиса твоя! Догадайся, где она.
Слайд 30.
У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне и не в третьей. (во второй). Кто догадался, в какой башне Василиса Прекрасная. Помогите Ивану-Царевичу.
Слайд 31 (Василиса и Иван)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Слайд 32.
Девиз: Вот и все! Напоследок только оглянусь назад. Какую цель перед собой ставили.
-Узнать что-то новое?
-Что нового узнали? (что такое уравнение )
Достигли своей цели? Докажите.
Что такое уравнение? (это равенство с неизвестным числом)
А что значит решить уравнения? (Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»).

Чтобы его решить надо знать правило: (чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.)
Вспомним какой девиз был у вас в начале урока? “Если не лениться, можно многого добиться”.
Кто сегодня не ленился? («Мне было трудно работать, я еще не все поняла, но у меня все получится )
Какое “открытие” сделали? (научились решать уравнения и теперь можем научить других).
IX. Творческое задание.
Слайд 33 - Молодцы, ребята! Сколько добрых дел мы с вами сделали, спасая Василису и помогая Ивану – Царевичу. Стали они жить долго и счастливо.
Я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. На следующем уроке мы с вами опять продолжим тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!


Слайд 34. - У вас на партах лежат листочки. Решите примеры и соедините точки в порядке возрастания. Какая фигура у вас получилась? До какого предмета её можно дорисовать? Представьте себя в роли художников, дизайнеров, архитекторов и достройте дом для Ивана – Царевича и Василисы Прекрасной с садом, цветами, озером, чтобы им было там уютно жить. Это задание вы выполните дома.

А какое у вас настроение в конце урока? Покажите карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению.
А почему у вас такое настроение? (потому что я сегодня сделала новое открытие для себя узнала как решаются уравнения и т.д.)
А что означает цвет твоего карандаша? (теплый цвет)

Планируемый результат:
Предметные:
Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
(Регулятивные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Познавательные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.









13PAGE 15


13PAGE 14- 6 -15




Рисунок 715