Выступление на родительском собрании Поощрение и наказание в семье

Выступление на родительском собрании
Социальный педагог – Е.Ю.Правошинская



Поощрение и наказание в семье.

Начну с одного секрета, который для многих родителей станет неожиданным: детям не только нужны порядок и правила поведения, но они хотят и ждут их. Они делают детскую жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности. Но почему же они тогда норовят нарушать порядок и правила?
На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их внедрения. Слова: «Я что тебе сказал?», «Делай что тебе говорят!» и т.д. – это не просто слова, а метод воспитания. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свое мнение, не считаясь с ребенком. Когда пройдет время и дети вырастут родители так и не поймут, почему дети не хотят считаться с их мнением.
Есть несколько правил, которые помогают поддерживать бесконфликтную дисциплину:
Правила, ограничения, запреты должны быть в жизни каждого ребенка.
Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими /четыре цветовых зоны./
Разбирая проступок критикуйте действие, но не личность ребенка
Ребенок должен быть предупрежден о возможных последствиях своего проступка. Необходимо доказать ребенку, что если вы, родители, говорите о том, что хотите что-то сделать, то сделаете это непременно. Поэтому, прежде чем заявить о чем-либо /о возможной санкции/, подумайте, действительно ли вы это сделаете.
Наказывая ребенка, правильно лишать его хорошего, чем делать ему плохое: физическое наказание является вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым своего негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения. Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, четкая воспитательная позиция, контакт с самим ребенком.
Правила должны устанавливаться на фундаменте сердечной близости и доверительных отношений между родителями и детьми и учитывать переживания, интересы и потребности детей, в противном случае родители столкнуться с неподчинением и мстительным поведением своего ребенка.
Вера некоторых родителей в воспитательное значение критики поистине безмерна. Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения испортят его. Но важно различать похвалу или поощрение и одобрение. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, гений, ты самый храбрый и т.д.». Хвалить как и ругать лучше поступки, чем личность ребенка. Как же правильно реагировать на успехи? Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» вместо «ты»: «Я рада, мне понравилось и т.д.»