Программа летних тематических площадок


Утверждена
Заседанием Педагогического совета
МБОУ СОШ № 20
Протокол № 8 от 27.03.2015
Директор МБОУ СОШ № 20
_____________Е.П. Лякишева
ПОДПРОГРАММА
летних тематических площадок
на базе МБОУ СОШ № 20
Краснодар
2015
Пояснительная записка
В системе непрерывного воспитания и образования каникулы в целом, а летние в особенности играют весьма важную роль в развитии, воспитании и образовании детей и подростков.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и освоении навыков самоуправления в разнообразных формах.
Коллектив МБОУ СОШ № 20 стремится создать возможность для полной и разнообразной по форме занятости учащихся в период летних каникул.
Данная программа является собой сочетание организации деятельности следующих площадок:
Тематическая площадка «Экология и мы» (5-6 кл.)
Тематическая площадка «Зеленый дворик» (5-7 кл.)
Тематическая площадка «От скуки на все руки» (8-10 кл.)
Содержание работы каждой из площадок состоит из 3 блоков: познавательного, развивающего, досугового.
Разработка данной программы дневных площадок
повышением спроса родителей на организованный летний отдых школьников, в ходе которого будет осуществляться их личностный рост, трудовые навыки;
потребностью модернизации старых форм досуговой организации детей и подростков и введением новых, что связано с уменьшением количества путевок в ЛДП «Олимпиец» на базе СОШ №20.
Программа летних тематических площадок составлена как логическое продолжение воспитательно-образовательной работы в целях раскрытия творческого потенциала воспитанников, расширения знаний учащихся по биологии, экологии, технологии, ИЗО, домоводству, бытовому самообслуживанию.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для организованного досуга, для активного приобщения детей к изучению экологии, для повышения интереса к истории и искусству, формирования эстетического вкуса учащихся, трудовых навыков, уважения к культуре и труду, для усвоения учащимися правил безопасного поведения.
Задачи:
Создание условий для развития познавательной активности и самореализации учащихся.
Расширение знаний учащихся по биологии, экологии, истории, технологии, ОБЖ.
Развитие творческого потенциала учащихся
Организация досуга детей.
Содействие занятости несовершеннолетних.
Профилактика правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних в период летних каникул.
Сроки реализации программы
Наименование площадки (направление работы) Сроки работы площадки Время работы площадки Кол-во детей Ф.И.О. ответственного педагога
«Экология и мы»
5-6 кл (экологическое) 28.05.2015-17.06.2015 09.30-13.00 30 Егорова Вера Васильевна
«Зеленый дворик»
5-7 кл.
(экологическое)
01.06-11.06
15.06-26.06
06.07-17.07
20.07-31.07
03.08-14.08
17.08-28.08 8.00-10.00 300 Лещенко В.А.
Дьяченко Л.И.
Пономарева С.А.
«От скуки на все руки»
8-10
(трудовое) 15.06-26.06
06.07-17.07
20.07-31.07
03.08-14.08
17.08-28.08 10.00-12.00 200 Лысенкова Е.С.
Смирнова С.П.
Поклад М.В.
Пальчик Н.В.
Возраст детей
Программа предусматривает организацию летней занятости учащихся 5-10 классов.
Формы и методы реализации программы
Данная программа реализуется через использование индивидуальных и групповых форм организации досуга, включающих практическую и теоретическую части: проведение бесед, конкурсов соревнований, игр, викторин, реализацию проектов, практическую деятельность.
Организаторы программы
Администрация МБОУ СОШ № 20
Педагоги школы
Участники программы: учащиеся МБОУ СОШ № 20
Принципы, используемые при планировании и проведении летней оздоровительной кампании
1.Принцип совместной деятельности педагогов и школьников: воспитание школьников должно осуществляться только в процессе
совместной деятельности детей и взрослых: познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, художественного творчества и т.п. – при условии реализации педагогом воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребёнка в субъекта этой деятельности. Только в совместной деятельности могут образовываться воспитывающие детско-взрослые общности. Только здесь у педагога появляется шанс стать для ребёнка значимым взрослым. Только в совместной деятельности с ребёнком педагог может создавать благоприятные условия для приобретения детьми социально значимых знаний, развития их социально значимых отношений и накоплении ими опыта социально значимых действий.
2. Принцип гуманистических отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
3. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: организуемое в период летних каникул воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и другим индивидуальным особенностям ребёнка.
4.Принцип системной организации воспитания: принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания в их взаимосвязи: чёткой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитательных дел в другие.
Направления и виды деятельности
Интеллектуальное, экологическое направление
Цель: Создание условий для интеллектуального развития учащихся.
Задачи: 1.Организация работы интеллектуальных тематических площадок.
2.Развитие познавательного интереса воспитанников через реализацию проектной деятельности.
Формы реализации данного направления:
ролевая игра «Угроза живому на земле»,
поэтическая страничка в экологии «Флора»,
диспут «Экологический след – показатель устойчивого развития»,
игра-путешествие «Красная книга Краснодара и Краснодарского края»,
экскурсия в Эколого-биологический центр,
изучение растений на клумбах и пришкольной территории,
акция «Чистый дворик»,
акция «Зеленый дворик».
Творческо-трудовое направление
Цель: Создание условий рационального использования каникулярного времени школьников и приобретения трудового опыта.
Задача: Организация трудовой деятельности учащихся в рамках коллективных творческих дел.
Формы реализации данного направления:
изготовление декораций, предметов декора,
оформление актового зала,
благоустройство территории и внутренних помещений,
озеленение клумбы,
оформление стендов.
Механизм реализации программы
1 этап. Подготовительный: февраль – май
- Обсуждение форм организации досуга учащихся в летний период на заседании МО классных руководителей.
- Разработка Программы летних тематических площадок.
- Проведение родительских собраний.
- Подготовка методического материала для реализаторов Программы летних тематических площадок.
- Информирование учащихся о работе тематических площадок.
- Создание базы данных учащихся, желающих посещать тематические площадки.
- Создание кадровых условий обеспечения Программы,
- Оформление необходимой документации для осуществления деятельности тематических площадок
2 этап. Основной: июнь-август
Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию детского отдыха, обеспечивающего интеллектуальное и творческое, трудовое развитие детей.
3 этап. Аналитический: июнь-август
- Ежедневная аналитическая деятельность,
-Подведение итогов работы площадок в последний день работы площадок,
- Августовский педагогический совет,
-Родительские собрания в 5-10 классах
Содержание работы тематических площадок
План реализации программы «Экология и мы»
Срок реализации: 28 мая-17 июня 2015 года
Время: 8.30-12.00
№ п/п Содержание занятий
1 Ролевая игра «Угроза живому на Земле»
2 Изучаем экологию Комсомольского микрорайона.3 Экскурсия «По лесным тропинкам дендрария»
4 Поэтическая страничка в экологии «Флора»
5 Игра-тренинг «Воспитание природой. Мой дорогой комар»
6 Игра-тренинг «Воспитание природой. Из жизни кровососов»
7 Диспут «Экологический след – показатель устойчивого развития»
8 Почвенные загадки и особенности.
9 Игра-путешествие «Красная книга Краснодара и Краснодарского края.
10 Экскурсия в Эколого-биологический центр. Подведение итогов работы площадки. Награждение.
Условия реализации программы
Материально-технические условия
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий:
Актовый зал
Школьный двор
Школьная библиотека
Кабинеты, оснащённые мультимедийным оборудованием
2. Материалы для оформления мероприятий и творчества детей.
3. Аудио- и видеоматериалы, видеотехника.
4. Сельскохозяйственный инвентарь, поливочный инвентарь.
5. Рабочий инвентарь для обеспечения работы ремонтных бригад.
Методические условия
- Наличие необходимой документации, программ, планов;
- Разработка положений и сценариев мероприятий, запланированных для проведения на тематических площадках
- Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами перед началом работы объектов организации досуга.
Диагностика и мониторинг эффективности программы
- игровой опрос,
- анкетирование,
- контроль проводимых мероприятий.
Ожидаемые результаты
- обеспечение занятости учащихся в каникулярный период, уменьшение безнадзорности и количества правонарушений среди несовершеннолетних.
- расширение возможностей для полноценного отдыха экологического, творческого, трудового развития детей;
- приобретение знаний по истории, биологии, экологии, технологии, домоводству
Список используемой литературы
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
2.Былеева Л.В., Таборко В.А. Игра?.. Игра! - М.: Молодая гвардия, 1987. - 223 с.
3.Васильков И.И. От игры к спорту. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
4.Весёлая З.А. Игра принимает всех. - Мн.: Полымя, 1985. - 175 с.
5.Володченко В.В., Юмашев В. Выходи играть во двор. - М.: Мол. гвардия, 984. - 126 с.
6.Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М.: Просвещение, 1988.
7.Галицкий А.В., Переплётчиков Л.С. Путешествие в страну игр. - М., 1971. - 152 с.
8.Гельфман Е.Н., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.
9.Гримоть А.А.и др. Игра и дети: Программа и метод, рекомендации. - Мн., 1986.
10.Гримоть А.А.и др. Педагогика летнего отдыха: Уч.-метод. Пособие. - Мн., 1998.