Конспект внеклассного мероприятия на тему: Прощание с Азбукой

Тема: Путешествие из страны Русской Азбуки в страну Литературию.

Цель: - обобщить, систематизировать знания учащихся о звуках и
буквах;
Задачи:
закреплять навыки правильного, слогового, выразительного чтения, чтения наизусть;
воспитывать чувство уважения к первой учебной книге;
развивать кругозор детей, мышление, речь, память.

Оборудование: оформление класса: «До свидание азбука!» (буквы), названия станций, плакат «Буквы, звуки»; кроссворд, буквы. А З Б У К А.рисунки букв Аз Буки, костюмы к инсценированию песен «Куклы учат буквы», «Буквы пляшут»:
маски утенка, козы, теленка, куклы;
буквы и слоги.
Сказочные герои в костюмах Красной шапочки, Буратино, Дюймовочки, Незнайки, Кота в сапогах. Маски-короны букв, сказ. АЛФАВИТ, 3 письма с «волшебными словами», конверты с отгадками. Слоговое лото.























Сегодня в нашей школе большой праздник. Дети 1 классов закончили изучать самую первую учебную книгу – АЗБУКУ.

Ведущий:
Первоклассников сегодня
Поздравляем с праздником.
Непременно приходите
Попрощаться с АЗБУКОЙ! – самой первой учебной книгой наших ребят.
Ученик:
Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой –
Он зовется АЗБУКОЙ.
Ведущий:
- А кто-нибудь знает, откуда взялось это название «Азбука»?
Ну, название «Букварь» – понятно, в нем буквы, а «Азбука»?

Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но она называлась иначе – аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась буки. Аз и буки – вот и получилось – АЗБУКА. А создали ее братья – Кирилл и Мефодий.

Край родной, родные дали,
Буквы, слоги, звуки
Целый мир вы открывали
На страницах «Азбуки»

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие из страны РУССКОЙ АЗБУКИ в страну ЛИТЕРАТУРИЮ,
поговорим о чудесном мире звуков и букв, поиграем;
встретимся с героями полюбившихся сказок.









1 станция «Сказочная»

Но что это? Герои сказок просят: « А сейчас Вы, друзья, узнайте нас!»


1
к
а
р
л
с
о
н



2
з
а
я
ц



3
а
й
б
о
л
и
т



4
ж
у
р
а
в
л
ь



5
к
о
т





6
м
а
ш
а






Толстяк живет на крыше
Летает всех он выше.
(Карлсон)
Из избушки лубяной
Прогнала лиса кого?
По доброте душевной
Стал вид его плачевный.
(Заяц)
Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Это доктор .
(Айболит)
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил –
И остался «с носом».
(Журавль)
Отгадать героя нужно
По словам: «Ребята! Давайте жить дружно!»
(Кот)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
(Маша)


Ученик:
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами –
Подружились сказки с нами.

Ведущий:

- А какую книгу читают сказочные герои?
А
З
Б
У
К
А


А мы с ребятами не только прочитали «Азбуку»,но и знаем песенку про нее.
Чтобы узнать, какая страница следующая, отгадайте загадки:
Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Если где услышим стук,
Значит к нам добрался .. (звук)

Звуки бывают разные:
Гласные, согласные,
Звонкие глухие –
Вот они какие!
33 сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ. (Буквы)

Вспомните, что вы знаете о звуках и буквах? (Звуки мы слышим, произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем)

Буквы – значки, как бойцы на парад
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все Алфавит.


На 2 станции АЛФАВИТОВО вас ждет новое
задание

Буквы все стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну, а вы, друзья, сумеете
Повторить все 33?

Я буду читать стихотворение-алфавит, а вы должны правильно назвать буквы тогда, когда я остановлюсь.


Ну-ка, детки, сядьте в ряд.
Я – командир, вы - мой отряд!

Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем у копыт
Скачет русский алфавит.

Командиры во главе – это буквы А, Б, В.

На конях сидят в седле вслед за ними Г,Д,Е.

А в тележкеЁ и точки
Дребезжат на каждой кочке.

За тележкой - Ж и З на рассерженной козе.

Вскачь несется буква И – ишь, какая, посмотри!

А за не й Й (и краткое) сверху что-то шаткое.

Копья, латы, ук шлему шлем –
Это едут К,Л,М.

А за ними мчится Н
С перекладинкой меж стен.

Разогнав коней в карьер, пролетают О, П ,Р

Вслед со свистом - С, Т, У, так, что топот за версту.

Чуть потише - Ф, Х, Ц – с крючочком на конце.

И, чуть слышно – 3 плаща
Шелестящих - Ч, Ш, Щ.
За плащами - Ъ (твердый знак),
Развернув на мачте флаг.

После знака – буква Ы:
«Полюбуйтесь, вот и мы!»

А подальше - Ь (мягкий знак),
тоже едет кое-как.
Напоследок - Э, Ю, Я –
Прямо дружная семья.

С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.

Буквы все от А до Я-
33 богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей!

Благодаря «Азбуке» каждый из вас стал грамотеем. Согласны? Споем песенку тогда!
Песня «Грамотей»


3 станция переулок АБВГДейка.

В гости буквы приглашают:
«Приходите поскорей!
Здесь незнаек обучают
И заводят лишь друзей!»
Дети будут загадывать о буквах стихи-загадки. Вы должны угадать, какая это буква у нас в гостях. Если верно угадаете – надеваем корону.

Полумесяц в небе тёмном
Буквою повис над домом.
В небе много том чудес
А какая буква? (С)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла! (О)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток? (Т)
Молоток я раздобыл.
Из дощечек букву сбил.
- Сколько здесь дощечек? – 3!
- А какая буква? – И! (И)
На траве лежит коса.
Рядом с нею – брюква.
Это что за чудеса?
Получилась буква. (Б)
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает жужжащий звук. (Ж)
Вот буква – вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша?
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит! (А)


4 станция Игровая полянка


Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

И не только заговорят, но и запоют.
Буквы привели на игровую полянку. Узнайте, кто нас встречает?

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое
Ну-ка, скажите, как звали ее?
Красная Шапочка:
А вот и я, здравствуйте,
Мои друзья!
Я к вам шла издалека,
Ох, корзинка нелегка.
Раз научались вы читать,
С вами буду я играть.

В этой новенькой корзинке
Надо букву отыскать.
Пощупать, не глядя,
Потом угадать.

Ведущий:
Ой, сколько тут буковок!
Кто хочет поиграть?
А правила вы запомнили? (наощупь угадать букву)

к
н
и
г
а


Какое слово получится из этих букв?
Ученик:
Кто на все вопросы нам ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете –
Книга – лучший спутник ваш и друг!
Ведущий:
Я желаю вам быть настоящими друзьями книг. Ведь кто много читает, тот много знает. А знаете ли вы, о какой героине говорят:
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка меньше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка! Как она мила!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
Дюймовочка:
По тропинке я бежала,
Ваши песни услыхала.
И хоть мне не по пути,
Все ж решила к вам зайти!


Ведущий:
Дюймовочка принесла телеграммы и просит вас угадать, от кого они?

Телеграмма №1: От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро буду у вас. (Колобок)
Телеграмма №2: Спасите. Нас съел серый волк. (7 козлят)
Телеграмма №3: Простое яичко уже снесла. (Курочка ряба)
Телеграмма №4: Узнал тайну Золотого ключика. (Буратино)
А вот и он сам!
Буратино:
Кто не знает Буратино?
Нос мой острый,
Нос мой длинный!
Вот работу я задам
Деревянным башмакам!
Ведущий:
Буратино предлагает всем вместе потанцевать!

Давайте все делать как я!(2раза)
2 хлопка
а ну-ка, все вместе, все враз!
Все делают дружно у нас!
2 притопа
Давайте все топнем как я! (2 раза)
«Ха-ха»
Давайте смеяться, как я! (2 раза)

Спасибо за танец. Ребята, а вы знаете, что в школе учат не только петь, плясать, читать, но еще учат доброте, вежливости.
Буратино:
Да, уж я-то знаю! Сама Мальвина занималась моим воспитанием. Ох, и трудное это дело! Знаете, я сидел, подогнув ногу под себя; кофе любил пить прямо из кофейника, ну а в вазу с вареньем залезал пальцами, и потом с удовольствием их облизывал; а про волшебные слова и вовсе забывал!
Ведущий:
Поможем Буратино вспомнить «волшебные слова»?

Вы друг другу помогайте,
Хором слово называйте!

Игра «Доскажи словечко»

Придумано кем-то просто и мудро,
Просыпаясь, говорить доброе утро!
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит при встрече здравствуйте!
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь добрый день!
Какое слово говорят,
Когда за все благодарят?
Не молчи же ты, как рыба,
Ну скажи скорей: спасибо!
Когда ругают нас за шалости,
Мы говорим: прости, пожалуйста!
Спят цветы, уснули пчелки
В темной чаще дремлют елки.
Закрывайте, дети, очи,
Скажем всем: спокойной ночи!
Кто скажет нам заранее,
Что на прощанье говорят? до свидания!

Смотри, Буратино, сколько дети знают вежливых слов. Молодцы! Вспомнили хорошие и очень нужные в жизни слова. А ты запомнил их?

Выбегает Незнайка.

Незнайка:
А про меня забыли?
Почему обо мне загадки не было?
Ведущий:
Дети, догадайтесь, кто это такой?
Что за сказочный герой?
Незнайка:
Я тоже с ребятами побывал на страничках «Азбуки!», теперь знаю все буквы. Я даже стихи сочинять научался! Хотите послушать?
Ведущий:
Ну как ребята, послушаем?
Слушайте внимательно, вдруг Незнайка ошибется. Поправим его.


Незнайка:
Слушайте:
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно (в)рачей.
Ведущий:
Кого-кого? Дети, правильный ответ? А как надо? (г)рачей.
Незнайка:
Ну, подумаешь, разочек ошибся. А вот еще:
На виду у детворы
Кры(с)у красят маляры.
Ведущий:
Исправьте, ребята! Кры(ш)у
Незнайка:
Неужели опять ошибка? Слушайте дальше:

Миши дров не напилил,
Печку (к)епками топил.

Ведущий:
И откуда столько кепок? А как правильно ребята? (Щ)епками. Эх, Незнайка, оказывается стихи сочинять не так-то легко и просто! Ко всему надо приложить терпение, старание и труд. Благодари ребят за помощь.
Незнайка:
Спасибо, ребята! Помогли мне. Теперь я буду старателен и терпелив.
Ведущий:
Благодаря «Азбуке» вы, ребята, многому научились, а вместе с вами учили буквы и ваши любимые игрушки. Послушайте, как куклы учат буквы.

5 станция Загадкино

Сегодня у вас в гостях много друзей, сказочных героев. Один из них встречает нас на станции Загадкино. И он тоже не с пустыми руками.
Кот в сапогах:
Я весьма ученый кот.
Я пришел на праздник, вот.
А принес я вам загадки.
Отгадайте их, ребятки!


Кот приготовил маленькие подсказки: в конвертах – листочки с загадками, а отгадка начинается с буквы на конверте.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота! (кисть)
По черному белым
Пишут то и дело.
Сотрут тряпицей –
Чиста страница. (доска)


Доска черна, зато умна.
Немало знает слов она.
Весна, работа, хлеб, река
Какая умная доска!
Крошится мел в моей руке,
Слова выводит на доске:
Мир, небо, солнце, облака.
Какая умная доска!
Стоит чудесная скамья.
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (парта)
Парта – это не кровать
И нельзя на ней лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, скрепки и резинку –
Что угодно для души! (пенал)
Расскажу я, чтоб ты знал
Для чего тебе пенал.
У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в пенале дремлют сладко
Ручки и карандаши.
Чист учебник и тетрадка,
Когда в них вложена (закладка)
Я – красивая закладка
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай,
Где закладка, там читай!
Все загадки отгадали
Знания нам показали
Помните:
Сами вещи не растут.
Сделать вещи – нужен труд.
Книгу, парту, береги, не ломай, не мни, не рви.
Спасибо тебе Кот, что вспомнил о вещах, которые помогают нам учиться.
И на прощание буквы решили немного пошалить, они разбежались по листочку.
Слово спряталось куда-то
Слово спряталось и ждет:
Пусть найдут меня ребята!
Ну-ка, кто меня найдет?
- Какое слово «спряталось»? (Каникулы)
Прежде, чем отправиться на каникулы, я еще раз поздравляю вас , дети, с первой школьной победой, которые вы одержали благодаря старанию, желанию учиться. А помогла вам в этом чудесная книга – Азбука.
На смену Азбуке придут новые книги. В книгах вас ждут увлекательные истории, интересные друзья; новые литературные герои, поведут вас дальше, в страну Литературию.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Хочу всех вас поблагодарить
И первый документ вручить!


Всем вручаются удостоверения о том, что вы изучили 33 буквы русского алфавита, научились читать.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315