Урок №27 по музыке на тему Э.Григ Сюита Пер Гюнт


Тема урока: Сюита Э.Грига «Пер Гюнт».
Тип урока: открытие нового знания
Жанр урока: тематический
Вид урока: урок – концерт.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области «Музыка» по теме «Сюита Пер Гюнт» Э.Грига.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
формирование целостного взгляда на мир;
воспитание любви к музыке народов мира;
развитие мышления, воображения, кругозора;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
расширение представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства;
нацеливание обучающихся на то, что каждому действующему лицу соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов сюиты;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование основ музыкальной культуры;
воспитывание навыка эмоционального, осознанного восприятия музыки, умение анализировать её содержание;
обучение вокально-хоровым навыкам;
умение исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки;
умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Планируемый результат деятельности:
понимание чувств, мыслей музыкального произведения, желание размышлять о добре и зле;
получение представлений о любви как о высшем человеческом качестве;
желание поделиться своим восприятием художественного произведения с близкими;
понимание самого себя, своей «значимости», желание выразить состояние своей души;
оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов;
накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.
Методы:
музыкальные обобщения,
эмоциональная драматургия,
ассоциативные связи.
Технические средства обучения:
музыкальный центр,
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран.
Элементы педагогических технологий, применяемых на уроке:
Технология развивающего обучения.
Технология педагогики сотрудничества.
Информационно-коммуникационная технология.
Технология проблемного обучения.
Здоровье сберегающие технологии.
Индивидуально-ориентированная технология.
Технология креативного обучения.
Игровые технологии.
Вход в аудиторию под музыку «Шествие гномов».
Слайд №1
I – Сегодня урок музыки перенесет нас опять в концертный зал, где нас ждет прекрасная музыка. Однако, будем выступать не только в роли слушателей, но и исполнителей этой музыки. Вы пополните свой музыкальный багаж новыми впечатлениями и знаниями.
Слайд №2
-Давайте вспомним, что такое концерт?(есть два понятия слова: 1 «концерт»-публичное исполнение музыкальных произведений, 2. «концерт»-музыкальное произведение в котором симфонический оркестр как бы соревнуется с солистом.)
Ребята, скажите, а как участники концерта узнают о том, каким номером в программе концерта они выступают? (в концерте есть ведущие, которые объявляют выступающих, в концерте установлено место, время и номер каждого выступающего и они не спорят друг с другом, а выходят на сцену по установленному порядку и т.п.) Кто и когда установил такие правила в концерте? Когда появились первые концерты? (варианты ответов детей) – Жанр “концерт” окончательно сложился к концу 18 века, хотя первые упоминания о нем относятся к более раннему времени – к началу 16 века. Но концертом называли совсем не тот концерт, о котором мы с вами сейчас говорим. Концерт – в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие.
Для того ,чтобы выступать на концерте надо хорошо потрудиться. на прошлом уроке мы начали разучивать новую песню «Птица-музыка» (работа над песней)
Слайд №3
Как можно узнать, на какой концерт мы с вами попали? (посмотреть программу, афишу концерта)
Сегодня на уроке мы проследим жизненный путь героя одной драмы через музыку.
Слайд №4
В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? - развитие.
Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.
Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус.

Слайд №5
- Что такое динамика?
Что ещё может изменяться, чтобы получилось развитие?(темп)
Что такое темп?

У нас будет много примеров послушать и поговорить о развитии музыки.
II .Сегодня на уроке нам предстоит путешествие в Северную страну Норвегию. Мы отправимся в гости к великому норвежскому композитору Эдварду Григу, который всему миру рассказал о красоте своей природы. Поэтому тема урока звучит так : «Образы природы в творчестве Э.Грига». Нам предстоит преодолеть большое расстояние, на пути нас ждут преграды, преодолеть которые нам поможет конечно, музыка .Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига при помощи динамики и темпа.
Слайд №7
Иногда перед концертами классической музыки выступает лектор, своим рассказом он вводит слушателей в волшебный мир музыки.
Прежде чем начать слушать музыку я хочу вас познакомить с одним великим норвежцем - это друг Эдварда Грига – писатель - Генрик Ибсен. Посмотрим на его портрет. И вот Генрик Ибсен попросил своего друга композитора Эдварда Грига сочинить музыку к этой драме.
Слайд №8
Драма- литературное произведение для постановки на сцене. Комедия-это, когда смешно, драма-когда грустно. И Григ сочинил. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту.
Сюита – музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, соединенных одной темой.
Слайд №9
Он написал драму "Пер Гюнт". Пер - это имя, Гюнт - фамилия одного норвежского крестьянского паренька.
Музыка рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом и отправился путешествовать в дальние страны в надежде разбогатеть и найти своё счастье.
Было ему тогда всего лишь 20 лет. Куда только ни заносила его судьба, но свет далёкой родины притягивает Пера.
Учитель:
III. Итак, давайте с вами обратимся к чудесной музыке Э.Грига.
(Утро ) Слушаем одну из музыкальных картин.
- Что вы представили, слушая эту музыку?
- Как же называется эта музыкальная картина? (Утро)
На доске записаны названия произведений. Вам нужно выбрать.
В пещере горного короля
Утро
Танец АнитрыШествие гномов
Слайд № 10
Учитель
Если бы мы с вами были композиторами, какие средства музыкальной выразительности мы использовали бы, чтобы написать музыку «Утра»?
У:Мелодия, ритм, лад?
Дети: Мелодия плавная. Ритм – ровный. Лад - и минор, и мажор подходит, но минор нежнее.
У:Регистр,темп,динамика?
Дети: Регистр - высокий, средний. Звуковедение - плавное. Темп - медленный, спокойный.
Динамика - тихо, очень тихо.
«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака» - Э. Григ.
Давайте подберем слова к главной мелодии этого произведения, вам надо лишь выбрать соответствующие выражения из данного набора
Слайд № 11
Солнышко всходит. Солнце зашло.
Небо хмурится и темнеет. И небо светлеет.
Природа проснулась. Всё стихло вокруг.
Наступил вечер. И утро пришло» .Давайте прочитаем итоговый вариант.
Слайд № 12
Солнышко всходит
И небо светлеет.
Природа проснулась
И утро пришло.
Ребята, давайте попробуем пропеть эти слова на музыку главной мелодии «Утра».
(Сначала учитель поет, играя одной рукой, потом дети, учитель показывает рукой)
Давайте теперь споем и руками изобразим как поднимается солнце. (Игра с аккомпанементом).
IY. Антракт. Физкультминутка
Слайд № 11
А сейчас объявляется антракт, т.е.- перерыв. Ведь и музыкантам и слушателям надо отдохнуть. В антрактах взрослые обычно ходят в буфет, а дети играют. Сейчас мы поиграем в гномов. Встали. Повторяем за мной движения. (Используется физкультминутка «Гномы»).
Y. Теперь переходим к следующей музыкальной картине.– слушаем музыку и представляем, что или кого композитор изобразил в ней.
– Что вы представили?
(– Шаг чудовищ, композитор рисует их приближение. Они спешат на пир, а потом какой-то дикий танец.) Как называется эта музыкальная картина? ( «В пещере горного короля»).
Слайд № 12
-Вспомним, музыка меняется или нет? И что в ней меняется?(сила звука- динамика и темп). Опишите внешность троллей по музыке.
Глаза каким цветом, зубы, уши, волосы, нос?
Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.
Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.
- Что стали делать тролли?
- А почему подкрадываются?
- Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).- Что произошло?
- Как в музыке это показано? (музыка стала звучать быстрее и громче.)
- А тролли сейчас приближались или удалялись?
- Что это изменилось в музыке? (темп и динамика)
Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.
Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались.
Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?
-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)
- Как изменилась музыка? Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?)
(стала очень громкая и быстрая)
- Что это в музыке изменилось? (динамика и темп)
Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. Они решили женить его на своей принцессе троллихе.
Как вы думаете, Пер согласился жениться на такой уродине?
Тогда тролли стали набрасываться на него, а Пер стал отбиваться и в самом конце звучит… (сыграть) что? Удар, удар колокола. Наступило утро, а с наступлением утра вся нечисть исчезает, Пер спасен.
Как много нам музыка рассказала.
-Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)
- Какое? (динамическое развитие). Динамика изменялась,
мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.
И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.
Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья - 40 лет.
Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.
Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.
И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где
тебя ждут и любят.
Просмотр м/ф
Слайд № 13
Пер всю жизнь искал счастье. А где оно было? Совсем рядом: в любви Сольвейг, в добрых словах матери, в друзьях. И, конечно же, в солнце Родины! Вот какую мудрую, пусть горькую и печальную, но всё же, светлую сказку создали для людей Генрик Ибсен и Эдвард Григ.
Каждый счастье понимает по- своем. У каждого оно свое.
Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья.
-Какие? Ну, хотя бы музыка.Музыка помогает быть счастливым.
- А если мы сейчас все вместе исполним песню, это будет для вас счастьем?
- И для меня тоже.
Мы окунулись в волшебный мир Э.Грига, сказочную Норвегию.
Пора вернуться домой. Предлагаем вам разучить песню
Слайд № 14 Песня Весна-красна