Конспект урока по музыке Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Образы Анитры и Сольвейг.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж»

Специальность 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"





ПРОЕКТ УРОКА

По музыке в 3 «а» классе

ФИО: Нуртдинова Альбина Андреевна группа 34

Дата проведения: 02. 12. 2015

База практики: МАОУ гимназия №40

Методист: Полянская Ольга Александровна



Замечания методиста: _____________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·К уроку допущена ________________________________________________
(подпись методиста)






Екатеринбург

2015

Образовательная программа: Музыка 1-4 класс. Е. Д. Критская.
Тип урока: Изучение нового материала.
Тема раздела: В музыкальном театре.
Тема урока: Сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Образы Анитры и Сольвейг.

Цель: познакомить учащихся с музыкой из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига: «Утро», образы Анитры и Сольвейг.
(формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области «Музыка» по теме сюита «Пер Гюнт» Э. Грига).

Задачи урока:
Образовательная:
- расширять знания о творчестве норвежского композитора Э. Грига;
- формировать умение исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки;
- формировать умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
Воспитательная:
- воспитывать любовь к музыке народов мира;
- воспитание слушательской культуры;
Развивающая:
- развивать мышление, воображение, кругозор;
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
- знакомство с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт»;
- осмысление возможностей музыки в передаче характеров, настроений героев Г.Ибсена.

Музыкальный репертуар для слушания:
- «Утро» Э. Грига;
- «Танец Анитры» Э. Грига;
- «Песня Сольвейг» Э. Грига;
- Английская народная песня «Бубенчики».

Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: литературное чтение.

Оборудование: доска, компьютер, колонки.

Ресурсы: презентация.

Формы работы:
Фронтальная форма
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные


Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные


1)Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.













1)Работают с печатным текстом.
2)Понимают
особенности музыкального театра.
3) Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
4)Выделяют специальную информацию из нотного текста.
5)Умеют излагать свою точку зрения.
6)Понимают смысл произведения.


1)Слушают вопросы и отвечают на них.
2)Воспринимают музыку как образное искусство.
3)Умеют осмысливать полученную информацию.
4)Умеют анализировать и оценивать свою деятельность.








1) Участие в коллективном пении.
2)Умеют строить понятные аргументированные высказывания.
3)Умеют грамотно строить речевые высказывания.
4) Участие в коллективном пении.








1)Уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
2)Уметь находить в аудио материалах основную мысль. 3)Уметь выявлять характерные особенности в музыкальном произведении Э. Грига.







Технология изучения темы
Этап I. Самоопределение к деятельности

Цель

Ситуативные задания (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы

актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;
мотивация обучающихся к изучению темы;
создание условий для интонационного настроя на ощущение красоты, гармонии в музыке и сопричастности к ней.

1
Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте готовность к уроку.
Меня зовут Альбина Андреевна, и сегодня урок музыки проведу я.

Здравствуйте.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2
- Мы продолжим начатую тему «В концертном зале».
Для того чтобы определить тему нашего занятия, предлагаю послушать музыкальное произведение «Утро». Вслушайтесь в музыку и почувствуйте её настроение. Попробуйте догадаться, творчеству какого композитора будет посвящена наша встреча?
(слушают «Утро» Э. Грига)
- Понравилась ли вам музыка? (беседа-выяснение восхода солнца)

- Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, пе-сенности или танцевальности?





- Какие средства выразительности он для этого использует?







- Как вы думаете, кто сочинил эту музыку?
- Композитором прослушанного музыкального фрагмента является Эдвард Григ (портрет на слайде).
- Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрих Ибсен (портрет Г. Ибсена на слайде).
- В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Это поучительная история о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба!

- Что такое драма?








Слышно, как солнце встает, пробуждается спящая природа.

Больше песенности - хочется подпеть, маршевости нет во-обще, есть танцевальностъ, можно станцевать под такую мелодию, например, танец распускающегося цветка.

Мелодия – плавная.
Ритм – ровный.
Регистр – высокий, средний.
Темп - медленный, спокойный.
Динамика - тихо, очень тихо начинается, затем усиливается, словно восход солнца.

Варианты детей.









Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Этап II. Изучение нового содержания

Цель

Варианты заданий (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы


Установить степень усвоения темы «Пер Гюнт».

































Создание условий для размышления, принятия и воплощения образа через исполнение.














Создание условий для художественного восприятия произведения; осознание ценности совместной деятельности.



1
- Григ принял предложение Ибсена, и вскоре появилась музыка к драме, на основе которой композитор составил сюиту.
- Что такое сюита?





Главный герой – Пер Гюнт веселый, молодой парень.
(портрет Пера Гюнта на слайде).

- Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину.

- Эдвард Григ передал в своей музыке огромную любовь к суровой, северной природе Норвегии. И среди берегов с глубокими ущельями и скал, которые покрыты лесами, а берега изрезаны фиордами, жил крестьянин Пер Гюнт со своей матерью в небольшом домишке.

- Итак, главный герой сюиты Пер Гюнт, норвежский крестьянин покидает родную деревню и отправляется в путешествие в дальние страны в поисках счастья. Путешествуя по Аравийской пустыне, он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, восточная красавица Анитра развлекает Пера (портрет Анитры на слайде).

- Предлагаю послушать «Танец Анитры» и постарайтесь почувствовать её характер, переданный в музыке Грига в исполнение симфонического оркестра (слушают «Танец Анитры»).
- Почему композитор для характеристики Анитры выбрал жанр танец?

- Какую интонацию вложил композитор в эту мелодию?


- Как вы думаете, какой характера у Анитры?


- Почему вы так думаете? (анализ средств музыкальной выразительности)

- Какие инструменты симфонического оркестра исполнили мелодию? Темп – быстрый. Ритм-неровный.

Вывод: Григу удалось музыкой передать характер Анитры – весёлый и капризный.

- Но в деревне, откуда был изгнан Пер Гюнт, оставалась девушка по имени Сольвейг, которая любила его и готова была ждать, а ждала она его 40 лет.
- Предлагаю познакомиться с музыкальным образом Сольвейг (портрет Сольвейг на слайде). После прослушивания музыки поделитесь своими впечатлениями о характере героини, настроении музыки (слушают «Песню Сольвейг»).

- Как вы думаете, о чём поет Сольвейг?

- Какие интонации вы услышали?


- Какие чувства Сольвейг передала такая интонация?

- А почему появилась контрастная, подвижная и светлая мелодия?


- А теперь обратите внимание на иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это изображение?(на слайде картина К.Васильева «Ожидание»).

- Рассмотрите следующую картину известного художника Николая Рериха «За морями земли великие». Что вы видите на этой картине?

- Образу Анитры или Сольвейг созвучны образы этих девушек и почему?

- Да. Образ верной, преданной, любящей женщины всегда был очень почитаемым в искусстве. И не только в музыке, но и в живописи.
- Какой музыкальный образ, какая героиня понравилась больше?
- Почему?
Вывод: Музыка Грига передаёт настроение и характер героев драмы Ибсена, картины норвежской природы



Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) объединённых смыслом частей, но разных по характеру.
























Потому что танцем, она увлекает Пера.

Легкую, грациозную, танцевальную, восточную.

(Дети дают предполагаемую характеристику Анитры)

Так как музыка очень капризная и изменчива.

Струнные инструменты.













Она поет о любви к Перу.

Протяжные, мелодичные, печальные, нежные.

Страдание, печаль, волнение.

Эта мелодия передает надежду на встречу.

О разлуке. Женщина ожидает кого- то. Она вглядывается в темноту.

В ее глазах, которые смотрят вдаль, теплится надежда.


Образы этих девушек созвучны Сольвейг, ведь они тоже ждут, надеются и верят.



Свободное высказывание
детей.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2
Вокально – хоровая работа:
-Какой у зимы главный праздник?
-А каких животных-символов Нового года вы знаете?
(на слайде олень)
- У оленей есть очень красивое «украшение» - бубенцы
- Давайте мы с вами послушаем английскую народную песню «Бубенчики».
- Ребята, благодаря этой песне мы можем почувствовать приближение зимы?
- Какое настроение, какой характер этой музыки?
- Какой лад?
- Ритм какой в этой музыке? - Какой темп?
- Давайте мы с вами споем английскую народную песню. Но для начала мы сядем удобно. Смотрите текст на слайде.
(настроить на характер исполнения)
- Анализ исполнения: - получилось у вас передать праздничное настроение этой песенки?
Вывод: музыка передаёт настроение праздника.

Новый год
Олени






Веселая
Мажор
Пунктирный
Умеренный

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Этап III. Рефлексивная деятельность

Цель

Варианты заданий (Деятельность учителя)
Самоанализ и самооценка ученика
Форма работы

Научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.















1
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
1)С какими музыкальными образами мы познакомились сегодня?







2) Назовите произведение и композитора, написавшего эту удивительную музыку. Что такое сюита?

3)Какова цель композитора, создавшего такие разные музыкальные образы?
Он заглянул в душу и правдиво передал внутренний мир каждого героя.

4)С каким из прослушанных сегодня произведений вы познакомили бы своих близких?
Мне очень приятно, что музыка Эдварда Грига оставила след в вашей душе!
Сегодня мы познакомились с
музыкальной картиной пробуждающегося «Утра»,
непохожими друг на друга женскими образами - восточной танцовщицей Анитрой и девушкой из норвежской деревни Сольвейг, праздничной песенкой «Бубенчики».

Симфоническая сюита
«Пер Гюнт» Эдварда Грига.

Он хотел передать характеры и чувства людей.



Самоопределение детей.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2
Спасибо вам за урок. До свидания!














Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 615