Конспект урока по музыке на тему: Вечно живая Кармен

Урок в 7 классе
Музыкальный образ. Вечно живая Кармен.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – презентация.
Цель урока: познакомить учащихся с образом Кармен, как он воплощался в новелле Проспера Мериме, в опере французского композитора Ж.Бизе и в балетных сценах Р.К. Щедрина «Кармен – сюита».
Задачи урока:
1.Обучающие:
Сформировать у учащихся представление о испанской культуре
Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных исполнителей
2.Развивающие:
Развитие навыков музыкального восприятия произведений.
Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.
3.Воспитывающие:
Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.
Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.
Музыкальный материал:
Увертюра к опере «Кармен»,
М Равель «Болеро»
Оборудование:
Мультимедийная презентация (POWER POINT);
Музыкальный центр;
текст песни «Любовь и страсть»;
портреты Д Бизе, М. Равель, П.И. Чайковский;
аудиозаписи для музыкального ряда;
синтезатор, ноты.
Методы и приемы:
Словесно – индуктивный (беседа, диалог);
Пластическое интонирование (движения);
Частично - поисковый (импровизация);
Наглядно - дедуктивный (сравнение).
Видеосюжет:
Видео арии Кармен
Карточки:
Главная тема арии Кармен.

Тема урока: «Вечно живая Кармен».
Цель: познакомить учащихся с образом Кармен, как он воплощался в новелле Проспера Мериме, в опере французского композитора Ж.Бизе и в балетных сценах Р.К. Щедрина «Кармен – сюита».
Задача: дать понятие сопоставления легкого и серьезного в характеристике одного персонажа – Кармен, создать целостное представление образа Кармен в разных видах искусства.
Ход урока.
Организация входа. Музыка из к/ф «Жестокий романс» «А на последок я скажу». Учитель: Знакома ли музыка и о чем она повествует? Ученики: Из к/ф «Жестокий романс», рассказывает о любви. Учитель: Итак, продолжаем разговор о любви (обращение к эпиграфу) Прочтем эпиграф.
Ученики зачитывают: 
И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь, Перед явленьем Карменситы. А. Блок
Слайд
Учитель: Что мы знаем о Кармен? Сообщение: Цикл стихов А.Блока был навеян музыкальным образом Кармен, созданным французским композитором Жоржем Бизе (XIX в.), в его опере на сюжет Проспера Мериме (французского писателя). Учитель: Верно. Новеллу «Кармен» П.Мериме написал после посещения им Испании, и она предстала в его произведении, как страна, где живут люди, поражающие страстью, свободолюбием и необузданностью своих чувств. Обратимся к сюжету этой удивительной новеллы (зачитывает эпиграф). Всякая женщина – зло: Но дважды бывает хорошей: Или на ложе любви, Или на смертном одре. Паллад.
Слайд
Сообщение: Повествование ведется от 1 лица. (Рассказ Хозе) Бандит Андализии Хозе Наварро (обещали 200 дукатов за его голову).
Баск и чистокровный христианин. Хотели сделать из него священника, но учился плохо. Слишком любил играть в мяч, это погубило. Поступил в кавалерийский полк. Выучился военному делу. Сделался ефрейтором, но назначили в караул на севильскую табачную фабрику (400 – 500 женщин). Увидел Кармен. «Вот цыганка» (портрет). На ней была очень короткая красная юбка, позволяющая видеть белые шелковые чулки, довольно дырявые и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета. Заигрывали мужчины, отвечала, строя глазки и подбочись бесстыдно, как могла быть только цыганка. Она заговорила с Хозе, бросила цветок акации между глаз. Через 2 – 3 часа сообщили, что убита женщина. Раненая похвасталась, будто у нее столько денег в кармане, что она может купить осла на трианском рынке. «Вот как», - заметила Кармен, у которой был острый язычок. Так тебе мало метлы? Та назвала Кармен крестницей сатаны. Распишу щеки как шахматную доску.  Потом начинает чертить на лице Андреевские кресты. Послали их в город, в тюрьму. Помог бежать. Его посадили в тюрьму. Она пыталась ему помочь бежать, но он отказался. После освобождения назначили на дежурство, поставили на часы как простого солдата. Задето самолюбие. На часах у дверей полковника вторая встреча с Кармен. «Ты мой ромми, а я твоя роми». При расставании сказала: «Ты что негр, чтобы тебя водили на веревочке? Ты канарейка и сердце у тебя цыплячье. Я тебя немного люблю. Прими цыганский закон». Она связана с контрабандистами, вовлекает и его. Нрав у Кармен, как погода в наших краях. Застал ее с поручиком полка. Убивает молодого поручика и невольно примыкает к кругу Кармен. Они бегут. Хозе был ранен в голову. Шайка из 8 – 10 человек. Гарсия Кривой (муж Кармен) освобождает его. Противный чудовище, жестокий. Попали в засаду. Гарсия убивает зверски раненого своего человека. Праздник в Кордове. Бой быков. Лукас сорвал с быка кокарду и поднес к Кармен.  Она приколола ее к волосам. «Я буду с тобой до смерти, но жить с тобой не буду. Любила одну минутку и Лукаса, и тебя. Теперь больше никого не люблю». Финал печален. Хозе убивает Кармен.
Слайд
Учитель: под влиянием композитора известные либреттисты Мельяк и Галеви  существенно изменили характер произведения Мериме. Из мрачных цыганских притонов и диких горных ущельев они вывели действие оперы на улицы и площади, заполненные народом. Кармен – воплощение вольнолюбия и женского обаяния. Либреттисты подчеркнули цельность ее характера. Если в последней сцене на вопрос Хозе, любит она Лукаса или нет – «Один миг, а теперь нет», то в опере Кармен восклицает: «Да, люблю и за любовь умру!» Хозе в новелле – человек сильной воли и безумной отваги, устраняет препятствия ударом ножа. У Бизе – это человек прямой, глубоко чувственный, но слабовольный. Бизе вводит новые персонажи: тореадор Эскамильдо и нежная Микаэлла (идеал счастья для Хозе). Так в опере Бизе возникли характеры людей простых. Учитель: Ребята, кто мне попытается раскрыть особенности оперы Бизе «Кармен»? Ученики: Новаторство. Сообщение. Оперная сцена XIX в. Не знала такой поразительной в своей правдивости героини как Кармен. Буржуазная мораль – за брак по расчету. Композитор провозгласил, что люди могут быть связаны только узами взаимной любви. В выборе сюжета, в его трактовке Бизе проявил себя ярким новатором. Интерес к цыганской музыке. Это:
Симфония – кантата «Васко да Гама»
Неоконченная опера «Сид»
Обработка цыганских песен
Не был в Испании, но музыка пронизана ароматами испанской музыки. Три подлинно народных мотива:
«Хабанера» - мелодия кубинской песни. Кастаньетное подчеркивание ритма Гитарные формулы сопровождения
Ритмы испанских танцев болеро сегидильи. Образ Кармен дается в песне и танце (связь с народом Испании)
Слайд.
Класс хором исполняет Хабанеру, мальчики отстукивают ритм, девочка в роли Кармен танцует, выбирает подходящие атрибуты
Учитель: Благодарит за сообщение.
«Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе – слушание.
Видеосюжет арии Кармен «У любви как у пташки крылья»
После небольшого анализа, учитель обращает внимание на то, что этот образ в опере потом драматизируется. Сцена смерти на фоне блестящего жизнерадостного марша. Трагическое и светлое неразрывно переплетается.
А.Блок: «Все – музыка и свет: нет счастья, нет измен Мелодией одной звучит печаль и радость»
Изумительный романс «Видишь, как свято сохраняю цветок, что мне ты подарила» - слушание.
Последний дует Хозе – полон отчаяния. Публика приняла (нужны веселые развлечения). 1875: скончался Бизе. 1878: опера ставилась в Петербурге (Максакова, Обухова соврем – И.Архипова, В.Образцова. «Кармен» - одна из вершин французской музыки (объединил элементы реалистичной, бытовой, лиричной оперы. Учитель: Кто еще обращался к образу Кармен? Сообщение: Данью  преклонения перед творением Бизе явилась и современная интерпретация музыки оперы в балете Р.К.Щедрина. Музыка зазвучала по-новому, а образ Кармен ярче засверкал благодаря исполнительнице главной роли – Майи Плисецкой. Дал обобщенное понятие рокового начала     в «Кармен-сюите».
Вопросы перед прослушиванием музыки:
Дать самостоятельно название фрагментам.
Какие страницы новеллы напоминают «Вступление»?
«Выход Кармен «Хабанере» «Гадание»  слушание
После прослушивания отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями.
Учитель: Подводит итог урока. Завершает вопросом: «А есть ли сейчас современные Кармен?» (Ответы) Разговор о художественном фильме «Воры в законе».
Под музыку Р.К. Щедрина «Кармен – сюита» - уходят с урока.


15