Балет Р.К, Щедрина Кармен-сюита 7 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛЬНОВСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Методическая разработка урока по музыке в 7 классе
Тема: Балет Р.К. Щедрина « Кармен – сюита»
Составитель:
Кенджалиева В.А.
Учитель музыки
МОУ «Вольновская школа»
Вольное, 2015г.
Урок № 12. Дата 25.11.2015г.
План-конспект открытого урока по музыке.
Тема: Балет Р.К. Щедрина « Кармен – сюита»
Цель: Раскрыть особенности драматургии Р.К. Щедрина на основе музыки Ж.Бизе.
Задачи: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития;
Выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;
Развивать музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокально-хоровые навыки.
Воспитывать музыкальную культуру учащихся;
Формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра.
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.
Форма урока: традиционная;
Ресурсы: видеофрагменты - Родион Щедрин. Балет « Кармен – сюита». «Выход Кармен и хабанера»№5., тема « Гадание»№ 12
Презентация « Родион Щедрин « Кармен – сюита»
Исполнение песен: « Как по горкам по горам» - русская нар. песня;
« Разбросала, косы русые береза» русская нар.песня.
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро дорогие ребята. Сегодня мы вновь поговорим о прекрасном мире музыки, настолько богат, и наполнен яркими красками. В этом мире, мы испытываем огромное чувство любви, радости, скорби и печали, и с удовольствием погружаемся в него в повседневной жизни. Музыка – это отдушина для человека .В этом мире есть большое количество жанров: вокальная и инструментальная музыка, камерная музыка, концерты, сюиты. Сегодня мы поговорим о музыке театрального жанра.
Давайте подумаем, какие это произведения мы относим к театральному жанру? ( дети отвечают: опера, балет, мюзикл)
Актуализация знаний.
Давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом уроке? К какому жанру мы обращались? ( ответы детей: Мы говорили о жанре оперы, )
Молодцы, мы говорили о жанре оперы. А именно ? ( ответы детей)
Правильно, мы говорили о сюжете оперы Жоржа Бизе « Кармен»
Какое произведение послужило толчком к созданию оперы?
(Ответы детей Новелла Проспера Мериме «Кармен». Давайте вспомним сюжет оперы?
(Дети по очереди рассказывают каждое действие оперы.)
А давайте мы еще раз посмотрим сюжет оперы «Кармен» .Дети высказывают свое мнение, формируют свои ответы.
Объяснение нового материала. Балет «Кармен-сюита» Новое прочтение оперы Бизе.
А давайте посмотрим на тему сегодняшнего урока? Балет Р. Щедрина « Кармен – сюита» И тут же напрашивается вопрос , а что же такое сюита? И Что такое балет? ( ответы детей: Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров. )Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции. А что такое транскрипция? ( ответы: Транскрипция – это переложение, переработка произведения) Абсолютно верно.Предлагаю послушать вступление к опере « Кармен» Ж.Бизе и вступление к балету « Кармен –сюита « Р.Щедрина.
Слушание.
Анализ. Итак, какие отличия мы видим? Какой инструмент добавил Р.Щедрин? ( Ответы детей: колокола) правильно, он хотел показать финальную трагедию с помощью колоколов.
Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов:
Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо, раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки.
В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев
Ребята, а что такое увертюра? ( Это вступление к белету, или опере)
Просмотр видеофрагмента» Кармен-сюиты» Р.Щедрина.
Анализ. Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался Р.Щедрин? Какую главную тему хотел показать в балете « Р. Щедрин? ( тема любви)
Вокально-хоровая работа. Распев на легато, стаккато, ( в тонических трезвучиях)
Исполнение песни « Как по горкам по горам» , « Разбросала , косы русые береза» Русские народные песни.
Рефлексия. Итак, ребята, скажите пожалуйста, возникли ли у вас затруднения по данной теме? Если да, задавайте вопросы, мы обговорим некоторые моменты.
Мне было непонятно……?
У меня возникли затруднения в ….?
Эту тему мы хорошо усвоили….
Подведение итогов урока . Итак ребята,
С каким произведением мы сегодня познакомились?
Кто автор этого произведения?
Какую сравнительную линию мы проводили на протяжении урока?
Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина?
Рефлексия. Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Если да, поднимите ручки вверх, если нет, опустите.
Я очень рада, что всем понравился сегодняшний урок, я тоже всем довольна, мы выполнили цель, которую поставили сегодня вначале урока.