Конспект урока по музыке в 3 классе на тему Портрет в музыке


Тема: «Портрет в музыке» 3 классЦель: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи:
- начало целенаправленного освоения интонационно-образного и жанрово- стилевого анализа;
- познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности;
- на музыке С.С. Прокофьева учить детей анализировать музыкальное произведение, особенности музыкального языка композитора;
- на мелодии Э.Грига «Утро» распеваться с транспонированием из фа мажора в соль мажор, распевание на гамме до мажор;
- вокализация мелодий С.С. Прокофьева. Музыкальный материал: «Болтунья» С.С. Прокофьев; «Петя и волк» симфоническая сказка С.С.Прокофьева; песня; «Утро» Э.Грига; «Светит солнышко» А. Ермолова, сл. В. Орлова. Ход урока:
Организационный момент. Музыкальное приветствие.- Сегодня у нас с вами очень интересный урок. А чему мы научимся на уроке музыки, об этом мы попробуем сказать вместе. Чему нас учит музыка?
(Умению слушать, понимать и чувствовать).
- Может ли художник передать время года, суток? При помощи чего?- Может ли поэт и писатель? При помощи чего? (слов и интонации)
- А композитор? При помощи чего?
Художник показывает лишь отдельный момент, но не может показать действие в движении. А музыкант может передать движение и настроение…
Мы на прошлом уроке разучили мелодию, попробуйте вспомнить, как она называется, и кто ее написал?- Правильно, это «Утро» Э Грига. Предлагаю пропеть мелодию со словами.Солнышко всходит и небо светлеет.
Природа проснулась, и утро пришло. Исполнение
Какое настроение у вас было, когда вы шли сегодня в школу? (Ответы учеников)- Хорошо, а как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать? Правильно! Музыка может изображать.
-А какие картины музыка может нам нарисовать? (Музыка может изображать картины природы, настроение, может нарисовать образы животных и людей).
- Молодцы. В изобразительном искусстве картины природы называют – пейзаж, а картины, где изображен образ человека как называется? (Портрет).
- Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Кто мне сможет ее точно назвать? (Портрет в музыке).
- Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.Сегодня я предлагаю вам послушать «музыкальный портрет». Слушание «Болтунья» С.С.ПрокофьеваАвтор стихотворения – Агния Барто, композитор – С.С.Прокофьев.
Со стихами А.Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие. И с музыкой Прокофьева мы уже встречались. Какой же образ нарисовала нам музыка?
(Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала).- Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью?Правильно, скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование. Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ.
А смог ли композитор передать это?
При помощи чего? (быстрый темп, веселый характер)- Композитору удалось передать, выразить и изобразить настроение стихотворения? Музыка как звучала?
(Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро).- Хорошо, вот мы и нарисовали первый портрет, и в этом помогла нам музыка С.С.Прокофьева.- Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало «Джульетты-девочки».
-Каков характер музыки? Озорной, бегающий.
Эта музыка рисует портрет Джульетты. Ее интонация построена на гамме до мажор, которая быстро взлетает вверх.
(поём гамму сольфеджио;постепенно ускоряем на слог «лё»).
(На с.20 учебника смотрим графику тем. Играю, говорю, что темы контрастны, т.е. различны. Это было в «Болтунье» и есть в «Джульетте». Поём темы, говорим об их контрасте.)- Подумайте, почему С.Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами.
Слушаем номер «Джульетта-девочка». (Она лёгкая, мечтательная, влюблённая- Что же такое «выразительность» и «изобразительность»?Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность;
Музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях – это музыкальная изобразительность.
Сейчас я хочу вам показать музыкальный цветик- семицветик, который поможет нам рассуждать о музыке, разобрать музыкальные краски. В середине цветка – интонация – это главное свойство(главная муз. краска) музыки, в ней есть всё понемножку от каждого лепестка (мелодия, ритм, темп, тембр, регистр, динамика, лад). ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение.- Вторая краска - динамика – Что это? Правильно! Динамика- Сила звука.- Какие динамические оттенки вы знаете? (Громко, тихо, не очень громко, не очень тихо).- Следующая краска – штрихи – они помогают ярче представить характер звучания. Какие штрихи вы знаете? (Легато – плавно, Стаккато – отрывисто, нон- легато – подчеркивая). Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев даже сочинил музыкальную сказку «Петя и волк».Сюжет. Ранним утром пионер  Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
В симфонической сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему-характеристику. Но главное  заключается в том, что эти темы исполняют разные инструменты (или группа инструментов) симфонического оркестра.
- Что такое симфоническая сказка?- Какие инструменты симфонического оркестра исполняют роли в этой сказке?
- Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: птичка – флейтой, утка – гобоем, кошка – кларнетом, дедушка – фаготом, волк – аккордами трех валторн, Петя – струнным квартетом, выстрелы охотников – литаврами и большим барабаном.Слушание фрагментов сказки Анализ музыкальных характеристик персонажей сказки. В процессе анализа музыкальных характеристик учащиеся выявляют характерные жанровые и тембровые характеристики различных персонажей сказки: •    Тема Пети - черты песни, танца и марша одновременно; бодрый подпрыгивающий ритм придает теме черты веселой беззаботности; исполняют струнные инструменты оркестра – скрипки, альты, виолончели, контрабасы. •    Тема Птички звучит в высоком регистре, легко, игриво; словно порхает и чирикает голосом своей героини; исполняет тему флейта. •    В теме Утки  гнусавый гобой отчетливо «выводит» ее покрякивания и передает характер ее неуклюжей, «вперевалочку», походки. •    Тема Кошки мягкая, вкрадчивая, как будто кошка осторожно, неторопливо крадется; исполняет тему кларнет. •    Дедушка лишь кажется сердитым и грозным, потому что его тему играет в низком регистре фагот. •    Охотники уверенно шествуют под звуки размеренного марша, а выстрелы их ружей изображают звуки большого барабана и литавр, ударных инструментов. •    Тему злого Волка озвучивают сразу три медных духовых инструмента – валторны.Таким образом, в музыкальной сказке участвуют 4 группы инструментов симфонического оркестра: струнные инструменты оркестра (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот), медные духовые инструменты (валторны), ударные инструменты (большой барабан и литавры). - Музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и озорного мальчишку, и тараторящую без умолку девочку и лёгкую и мечтательную Джульетту.Вокально-хоровая работа.Распевание.-А сейчас я предлагаю продолжить разучивание песни «Светит солнышко для всех»Итог урока.- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какая тема нашего урока? - Что такое выразительность и изобразительность в музыке?- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какие музыкальные инструменты участвуют в этой симфонической сказке?
- Кого они изображают?
- Что выражает музыка в этом произведении?
- Какие интонации присутствуют в музыке?
- Что изображает музыка?Домашнее задание. Повторить определения в тетради, выучить слова песен.