Методический сценарий урока «Может ли музыка выразить характер человека?» (5 класс)


Методологическая карта урока
5 КЛАСС
Методический сценарий урока
«Может ли музыка выразить характер человека?»
№ п/пПараметр Описание
Учебный предмет Музыка
Ступень обучения и класс Средняя школа, 5 класс
Тема урока Может ли музыка выразить характер человека?
Цель и задачи урока Цель: учить «слышать» увиденный образ; знакомство через выразительные и изобразительные возможности музыки с понятием «музыкальный портрет».
Задачи:
Практический аспект:
- развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;
- извлечение необходимой информации визуального характера;
- развитие навыка работы в малых группах
Образовательный аспект:
- Углубить представления учащихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных связях музыки и живописи; развитие метапредметных навыков; развитие умений аналитического характера;
Развивающий аспект:
- Создать условия для развития умений сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения исследовательско-творческих задач;
Воспитательный аспект:
- Воспитывать уважительное отношение к русской культуре; эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные) Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- принятие на себя роли исполнителя и слушателя; проявление интереса к теме;
- умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Метапредметные:
1. Регулятивные:
- определять цели УД (направления своего познания);
- планировать деятельность с учётом поставленной цели;
- анализировать информацию
2. Коммуникативные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- высказывать свою точку зрения, аргументация своего мнения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
3. Познавательные:
- размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- формирование навыка сопоставления и анализа языка искусства (анализ, синтез, сравнение);
- формулирование познавательной цели;
- формирование умений выделять общее и существенное;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Анализ информации.
Предметные:
– Знать значение выражения «музыкальный портрет». Знать понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; уметь исполнять эмоционально и слаженно песню.
- Воспроизводить знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, зкран, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, музыкальные произведения к уроку.
Музыкальный материал: М. П. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; С. Крылатов, С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».
Наглядность: презентация (репродукции: И Репин «Автопортрет»; И. Репин «Портрет М. П. Мусоргского», И.Репин «Протодьякон»; портреты композиторов).Раздаточный материал: текст «Песни о маленьком трубаче», текст «Песни Варлаама», памятка по составлению синквейна.
Длительность урока Урок (45 минут)
Место проведения урока ГБОУ Школа № 2115, 5 класс
Структура и ход урока
Ход урока
Ход урока
Ход урока
Ход урока
I. Организационный момент.
Настраивание учащихся на деятельность.
Распевание.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель предлагает детям спеть «Песню о маленьком трубаче» (разученную ранее). Учащиеся исполняют песню.
- Каким вы представляете маленького трубача? (Ответы детей).
- Что вы сейчас словесно нарисовали? (если не смогут ответить, прочитать текст песни).
- Почему мы с вами все представили одного и того же человека, с одинаковыми чертами характера? Что нам помогло это сделать?
- Музыка.
- А существует ли музыкальный портрет? (Ответы детей могут быть неоднозначными).
- Это нам с вами и предстоит выяснить на уроке.
III. Постановка цели и задач урока.
- О чем пойдет сегодня речь? (Ответы детей: выводят тему урока, цель и задачи)
- Какова цель урока? Цель: узнать - может ли музыка нарисовать портрет?
- Что мы должны сделать для достижения цели? (постановка задач).
Задачи: - послушать;
- сравнить произведение музыкальное и живописное;
- выяснить, с помощью чего можно нарисовать музыкальный портрет.
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Введение в тему урока.
Слайд 1.
Учитель: - Тема нашего урока «Может ли музыка выразить характер человека».
Слайд 2. Эпиграф урока: «Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию». А Сууман (эстонский поэт и художник).
Слайд 4, слайд 5, слайд 6. Знакомство с содружеством «Могучая кучка».
Представители «Могучей кучки»: М. А. Балакирев; Ц. А. Кюи;
Слайд 7. Н. А. Римский-Корсаков;
Слайд 8. А. П. Бородин;
Слайд 9. Разговор о композиторе М. П. Мусоргском.
Слайд 10.
Кто изображен на картинах? (Илья Репин – автопортрет; М. П. Мусоргский – работа И. Репина).
Определить жанр картин. (Портреты).
Дать определение портрета живописного.
Слайд 11. Прочесть определение портрета (как итог предыдущего обсуждения). «Музыкальный портрет – это портрет характера героя, в котором неразрывно связаны выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка».
История и анализ портрета М. П. Мусоргского кисти И. Репина.
Может ли существовать портрет музыкальный? (проблемный вопрос)
Вывод: чем больше вглядываемся в портрет, тем больше понимаем душу композитора. Через зрительный образ художник рассказал о внутреннем мире человека.
Ответы детей (как правило, носят противоположный характер).
Слайд 12. Высказывание М. П. Мусоргского: «Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах».
Слайд 13.
Учитель предлагает прослушать фрагмент оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» - «Песня Варлаама». (Учащиеся слушают).
Слайд 14.
- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? Подберите слова для ее описания.
Отвечают (грозная, сильная, разухабистая, разбойничья и т. д.)
Для того, чтобы лучше проникнуться характером героя -
исполнение фрагмента этой песни (для лучшего восприятия образа Варлаама). Тексты песни на партах.
Слушают и повторяют за учителем.
- Есть что добавить об образе и характере этого героя, после исполнения? (Дополняют сказанное ранее).
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Задание в группах.
Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание: давайте попробуем составить полный образ этого человека. (Работают в группах). На каждой парте лежит портрет.
- Как этот человек выглядит?
- Как он ходит?
- Какой у него характер?
(Выступления детей)
- Характер какого персонажа наиболее созвучен музыке? Свой ответ необходимо обосновать. (Обсуждение в группах)
(Каждая группа высказывает своё мнение. В результате обсуждения приходим к выводу, что это «Протодьякон» И.Репина.) (Выступления детей)
Слайд 15. Разбор картины И. Репина «Протодьякон».
- Репинский «Протодьякон» очень похож на Варлаама. Это признавал и сам композитор. Увидев однажды картину «Протодьякон», Мусоргский воскликнул: «Да это же мой Варлаамище!». Однако своего Варлаама композитор писал не по картине «Протодьякон», а Репин своего «Протодьякона» - не по образу Варлаама.
- Что общего между музыкой М. П. Мусоргского и картиной И. Репина? Почему и Мусоргский своего Варлаама и Репин своего «Протодьякона» написали такими похожими? (Образ выдуманный или взятый из жизни?)
- (Потому что, и Мусоргский, и Репин правдиво изображали жизнь во всём её многообразии, стремясь как можно точнее передать тот или иной образ.)
- Ребята, Варлаам поёт песню про себя?
Отвечают (нет).
- ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.
- Как же мы смогли определить его характер? Что нам в этом помогло?
Отвечают (музыка, голос).
(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.)
- Можно ли «Песню Варлаама» назвать музыкальным портретом?
Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете все наоборот.
Слайд 16. Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов» («Песня Варлаама»).
VI. Обобщение усвоенного.
- Обладает ли эта музыка выразительностью или изобразительностью?
Ответы детей (и то и другое).
- На прошлых уроках мы рассматривали с вами природу в музыке и хорошо знаем, что музыка может рисовать… пейзаж, тогда она изобразительная. Но как выяснили сегодня, не только пейзаж, но и портрет.
- Можно ли "Песню Варлаама" назвать музыкальным портретом?
- Да.
Слайд 17.
Задание: составить синквейн (используя алгоритм). Тема: «Песня Варлаама».
Индивидуальная работа детей.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Зачитывают по желанию.
VII. Рефлексия (Оценка, самооценка).
Учитель просит поднять руки тех, кто понял для себя, что такое «музыкальный портрет», затем тех, кто сомневается.
(Поднимают руки).
— Итак, может ли музыка выразить характер человека? ( Да, конечно, причём необыкновенно выразительно).
Учащимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения  или наибольший интерес в процессе решения проблемы.                                                                                
Учитель нацеливает детей на то, что на следующем уроке разговор на эту тему продолжится и у ребят будет возможность все для себя уяснить.
Учитель оценивает детей.
В помощь учителю
Использованные источники и литература
http://ru.wikipedia.org/wiki Интернет-энциклопедия Википедия.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2592 Художественная энциклопедия «Академик»
http://www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs Видеофрагмент из оперы «Борис Годунов»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eef1451d-c8c6-56c1-91d8-d2571b4128d0/Musorgskii.Opera_Boris_Godunov.20.Pesnya_Varlaama.Kak_vo_gorode_bilo_vo_Kazani.mp3 Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».