Конспект занятия по обучению грамоте Звук И, буква И


 
«Звук и буква «И»
Цель: Закрепить навыки различения и произношения звука «И»; учить выделять звук в начале, середине, конце слова, подбирать родственные слова; познакомить с понятием «мягкий согласный»; формировать навыки анализа и синтеза слогов, чтения слогов; работать над предложением; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление. 
Оборудование: Предметные картинки на звук «И», карточки для определения позиции звука в слове, наборы для составления схем слогов, предложений, кассы букв и слогов, демонстрационные домики для игры «Найди свой домик».
 
Ход занятия:
1. Логопед обращает внимание детей на букву из азбуки в картинках и предлагает назвать её, произнести звук, который она издаёт.
Дети произносят звук «И», дают ему характеристику: гласный, поётся.
- При произнесении звука «И» воздух не встречает преграду, звук можно
произносить долго, можно петь, губы растягиваются, воздух проходит в более узкую щель, чем при произнесении звуков «А», «О».
- Что такое звук ?- Что такое буква ? 
2. Фонетическая зарядка.
- Как кричит осёл ? ( и-а, и-а)
- Как кричит лошадь ? (и-го-го)
 
3. Чистоговорки, языколомки, скороговорки со звуком «И».
Индюку и лучший друг
Скажет честно: «Ты-индюк!»
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушку не простую-
Индюшку расписную.
4. Определение места звука «И» в слове. (работа по карточкам)
- В какой позиции слышен звук «И» в словах ?грабли, пила, ослик, кино, икра, игра, слива, иволга, аист, мир, кефир. 
5. Подбор родственных слов.
- Слова: игра, игрушка, игрушечный, игривый, игрун – похожи на одно
слово «Играть», это - семья слов, это - родственные слова.
Закончите предложение подходящим словом из этой семьи родственных слов.
Словесная игра «Доскажи словечко»:
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы …(играть)!
Наш щенок такой шалун,
Забияка и … (игрун)!
 Мой котёнок шаловливый,
Очень ласковый, … (игривый)!
У малышки – погремушка,
Очень шумная … (игрушка)!
6. Знакомство с буквой «И».
а) Показ буквы.
б) Сколько элементов в букве?
в) Прорисовывание буквы в воздухе.
 
Физкультминутка.
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают,
на звук «И» хлопают в ладоши.
 
7. Логопед: Звуки иногда дружат. Если дружат одни гласные – то получается слияние, а если гласный звук дружит с согласным – слог. Давайте послушаем, что получится, когда дружат согласный и гласный «МА», «КУ», «НЭ» согласные в этих случаях звучат твёрдо, потому что гласные с которыми они дружат – сердитые, строгие. Когда же согласные дружат со звуком «И», то они становятся мягкими, потому что звук «И» - добрый : «МИ», «ЛИ», «НИ».
Обозначаются мягкие согласные фишками зелёного цвета.
 
8. Анализ и синтез слогов.
Логопед произносит слоги с мягкими и твёрдыми согласными, дети
выкладывают слоги в кассах, отмечают их фишками.
- Сколько звуков ? - Какой первый звук ? - Какой второй звук ?9. Упражнение «Трансформация слогов».
- в слоге «КА» заменить согласный звук «К» на согласный звук «М».
- в слоге «ВО» заменить гласный звук «О» на гласный звук «И».
Проверить фишки.
 
10. Дидактическая игра «Найди свой домик».
У детей карточки со слогами, их нужно разместить в домики: мягкие –
с зелёной крышей, твёрдые – с синей.
 
11. Микрорассказ для определения количества слов в предложении.
«В лесу».
Зина и Зоя гуляли в лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили змею.
Девочки испугались змеи.
Составить схему последнего предложения.
 
12. Работа в тетради.
13. Итог занятия.