Конспект по риторике на тему: Добрые дела и добрые слова.

Цели и задачи:
1. Дать понятие значения слова «вежливость», «добро».
2. Обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и учить применять их в разговорной речи.
3. На примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому отношению к людям.

– Ребята, входя в школу, в класс, вы все говорите «здравствуйте».
-Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
- Прочитайте пословицы, скажите, что означают эти пословицы?
- Кто скажет, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Мы 1. Выясним значение слова «добро», «вежливость».
2. Узнаем много вежливых слов.
3. Научимся уважительному, доброму отношению друг к другу.
2. Что такое добро?
ДОБРО – это намеренное бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.

- Для того, чтобы людям было радостней, приятней, мы употребляем в речи тёплые и доброжелательные слова.
- А как ещё мы называем такие слова? (волшебные, вежливые)
-А вы много знаете таких слов? Давайте проверим!
За одну минуту, чья команда напишет больше вежливых слов? Проверка

3. -Давайте познакомимся ещё с несколькими словами. Они же являются и качествами характера человека, если этот человек вежливый и воспитанный.
- Скажите, что означают эти слова? (упражнение №1)
Тактичность терпимость доброжелательность

Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Терпимость – состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Доброжелательность – необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

- Я думаю, что сегодня на уроке, работая в командах вам всем следует соблюдать и тактичность, и терпимость, и доброжелательность, чтобы урок прошёл продуктивно и никто не был в обиде!

4. - Ребята, в русском языке много слов, начинающихся со слова «добро». Мы их очень часто употребляем. Давайте вспомним их! Вам поможет упражнение № 2

желать всем счастья, относиться ко всем людям со всей любовью и добротой.
Добролюбие.
2. человек с добрым сердцем Добросердечность.
3. доброе отношение ко всем без обмана Добропорядочность
4. мир между соседями Добрососедство
5.человек с доброй совестью Добросовестность.
6. человек с доброй душой. Добродушие

5. – А сейчас я хочу каждой команде предложить игру со словами.

– вам нужно собрать семицветик. Семицв., характеризующий вежливого человека, (раздаются лепестки с надписями: учтивый, корректный, уважительный, предупредительный, любезный, галантный и эти же, но с частицей НЕ)
– попробуйте сопоставить слова с их значениями. (выдаются карточки с теми же названиями и ещё значения)
Учтивый- почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Корректный - тактичный, вежливый.
Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный – скромный, обязательный, готовый оказать услугу, внимательный.
Любезный – обходительный.
Галантный – изысканно-вежливый.

– Среди сказочных героев есть Фея Доброты и Вежливости, а также ест Колдунья Зла и Грубости. Сегодня на урок каждая из них принесла нам свои дары. Чьи дары нам просто необходимы?
- Попробуйте отыскать их среди всех даров.
(каждой команде даётся куча карточек со словами: красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение) при проверке дети по цепочке из каждой команды называют слова.

Вывод: - Посмотрите, сколько много новых слов мы узнали. И все они характеризуют вежливых, добрых, воспитанных людей, какими и должны быть мы с вами. Теперь мы можем с вами выяснить, что же такое «вежливость»? как вы думаете?
- А теперь давайте прочитаем и запомним это определение.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. (упражнение № 3)

– И действительно, в нашей жизни одних только слов бывает мало. Нужны не только вежливые и добрые слова, но и добрые дела. Их так нам не хватает.
- Сейчас Ж.Афанасьев познакомит нас с героем стихотворения С.Михалкова «Лапуся». Вы внимательно послушайте и попробуйте дать совет этому Лапусе.
(после чтения стиха идёт обсуждение в командах и даются советы)
Я не знаю, как мне быть-
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: Дверь открой!
Притвори её, герой!
Я ему в ответ сердито отвечаю:
-Сам закрой!
За обедом скажет мама:
-Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
-Не могу, сама подай!
Очень бабушку люблю,
Всё равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю
Я не знаю, как мне быть-
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
-Голубчик, ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
-Внучок,- ляг, лапуся на бочок!
Я такое обращенье ненавижу, нетерплю,
Я киплю от возмущенья и поэтому грублю.

- Что бы вы посоветовали этому мальчику?
Вывод: Надо быть тактичным, терпимым, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Я думаю, вы все это примите к сведению и не будете похожими на этого Лапусю. А ещё я бы этому мальчику, да и всем ребятам дала такой совет:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши!
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
- Давайте делать так, чтобы наши слова и поступки рождали только тепло души.

8. - Но нередко, люди могут обидеть друг друга. А ведь злость и грубость не остаётся безнаказанной.
Послушайте сказку «Аист и соловей» и попробуйте сделать выводы.

-Что бы вы посоветовали аисту?

9. – Ребята, а всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет вежливые слова? Вот послушайте одну историю, которая называется «Очень вежливый индюк» и скажите, действительно ли индюка можно назвать вежливым?
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже
Он кричал: -Эй, вы невежи!
Заходите, что ли в гости-
Поучиться веж-ли-вос-ти1
Я и сам,-кричал Индюк,-
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся, ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья,-
Ждёт тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло!
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шёл-
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
-Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они – балды-балды!
И добавил с высоты своего величия:
-Не усвоили, скоты правила приличия!

Обсуждения.

10. - А вы себя считаете вежливыми? Сейчас мы это проверим. (каждой команде предлагается ситуация для обсуждения)
Задание.
Рассмотрите рисунки, прочитайте диалог. Достаточно ли вежливых слов в этих словах? (С 131 «Риторика»)
11. – В начале урока мы ставили перед собой задачи. Давайте посмотрим, справились ли мы с ними?

12. А теперь я хочу вам предложить вам выполнить тест. Ответьте на вопросы. Таким образом вы оцените свою вежливость.

- А ещё я вам приготовила памятку добрых дел и добрых слов. Вы можете её дополнить сами.

Обогрейте прекрасными словами свою душу и матушку-Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и вы увидите чудеса, сотворённые своими руками.












































Анализ урока.

Моя главная цель на этом уроке была – обогатить словарный запас детей. Нередко мы сталкиваемся с проблемой, что дети не могут чётко выражать свои мысли. Им не хватает словарного запаса. Иногда они мыслят правильно, а высказать не могут. Это можно наблюдать на уроках литературного чтения, на окружающем мире. Урок риторики – большое подспорье для развития речи уч-ся. На данном уроке я решила познакомить детей с такими словами, которые они могут использовать в своей речи для характеристики героев. Но моей задачей было не только познакомить их с данными словами, но и научить правильно их использовать, дать понять, что вежливые слова надо не просто знать, но и уместно употреблять их в нужном тоне. Работу постаралась организовать дифференцированно, чтобы каждый ученик работал с интересом, проявлял свои творческие и коммуникативные способности. Для этого дети были разбиты на группы, и каждая группа получала своё задание. Для воспитания в детях доброты, отзывчивости, для привития им хороших манер были предложены проблемные ситуации, стихи и инсценировка. Мне важно было услышать рассуждения учеников по каждой ситуации, я хотела, чтобы они сами делали правильные выводы.
Считаю, что поставленных целей я на уроке добилась.
































Эту сказку услышал в Хорезме один мой знакомый. А я решил пересказать её вам. Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо: Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке! Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал: Надо делать вот так. Всё ясно! обрадовался аист. Это и есть музыка? и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке. Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц: Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.

15