Конспект занятия по обучению грамоте на тему Звук и буква И


Совместная деятельность с детьми 6-7 лет
Тема: Звук и буква И.
Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
• совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
• учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
• развивать фонематическое восприятие;
• совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
• закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
• совершенствовать навыки звукового анализа;
• развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
• совершенствовать навык образования множественного числа существительных.
Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), план-схема описания гласного звука, магнитные буквы, цветные магнитные квадраты, кассы букв, мяч, тетради, карандаши. Методы: Игровой, словесно-логический, самостоятельный.
Приемы: Художественное слово ( загадки ), пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Формы работы: Индивидуальная, коллективная.
Этапы Алгоритм действия педагога, поддерживающих активность и
познавательный интерес детей Совместная деятельность детей и педагога.
Мотивационно-ориентировочный.
Цель: Мотивировать детей на включение в совместную деятельность - Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
- Правильно это ослик. К нам на занятие пришел ослик.
- А как вы думаете, как зовут этого ослика?
-Какой первый звук вы слышите в его имени?
- Правильно. Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И] Дети с помощью мнемотаблицы отгадывают загадку
-Ослик
- ИА
- звук И.
Основной.
Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Физкультминутка. Цель: снятие мышечного напряжения.
-Давайте дадим характеристику звуку [И]. Расскажите ослику о звуке [И]:
- Молодцы в какой домик мы заселим звук И.
- Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
• У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
• ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
• ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН
- Ослик Иа принес с собой мячик. Я буду называть предмет и бросать мяч. Кто его поймает, называет этот предмет во множественном числе:
носок, чулок, замок, мелок, песок, комок, лепесток воротник
- Какой звук вы слышите в конце каждого слова?
- Ребята, а еще Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это?
Что общего между этими словами?
- Ребята, давайте покажем ИА, как вы умеете определять место звука в слове. Определим место звука [И] в слове и скажем сколько слогов в этих словах.
-индюк
- коньки
-апельсин.
- А теперь немножко отдохнем
Ходит по двору индюк
Словно перьевой сундук
Он шагает не спеша
С боку на бок чуть дыша
Важно крыльями трясет
Индюшат к себе зовет
А они гуськом бегут
От отца не отстают

- Какой буквой обозначается звук [И]?
Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).
Три иголки — буква И,
Пальчик ты не уколи!
- Ребята давайте вспомним, чем отличается звук от буквы, с помощью схемы.

- Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост). - А теперь давайте построим из пальцев букву «И»: Указательные пальцы,Словно столбики застыли.Средний левый чуть нагнулся,Пальца правой дотянулся.
-А теперь давайте прочитаем слоги, которые начинаются со звука И:
ИБ, ИД, ИТ, ИК - Ребята, ослик приготовил для вас загадку: Кудри в речку опустилаИ о чем-то загрустила,А о чем грустит, Никому не говорит. - Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»?
- А сейчас вы садитесь за столы и прописываете букву И в своих тетрадях, а ослик ИА будет на вас смотреть. 1. Звук [И] - гласный,
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).3. Звук [И] можно петь, тянуть.4. На письме обозначается красным цветом5. Губы растянуты в улыбке.Звук И заселим в «красный» домик
Дети хлопают в ладоши, если слышат звук И.
Дети ловят мяч и называют слова во множественном числе.
- Звук ИНазывают что нарисовано на картинках
- В названии каждого предмета на картинке есть звук ИЗвук находится в начале слова, в этом слове 2 слога
Звук И находится в конце слова, в этом слове 2 слога
Звук И находится в середине слова, в этом слове 3 слога
Дети выполняют движения согласно тексу.
Буквой И.Рассматривают картинки «На что – в похожа буква И».
Произносят стишок вместе с воспитателем

Буква- это то что мы видим и пишем, а звук- это что мы слышим и произносим.
Указательным пальцем рисуют букву И в воздухе.
Строят из пальцев букву И Дети читают слоги
-Ива
- Один из детей подходит к мольберту печатает слово ива, а другой делает звуковой анализ.
Дети выполняют задания в тетради.
Рефлексивно-оценочный.
Цель: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха - Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой это звук?
-Какой буквой он обозначается?
– Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях! Он был очень рад побывать у вас, но ослику пора возвращаться домой. До свидания ребята! Мы говорили о звуке И. Это гласный звук, он поется, на письме обозначается красным цветом. Обозначается буквой И.