Конспект урока на тему: Количество и группировка стран мира


Тема 1: Современная политическая карта мира
Тема 1.1.1 Количество и группировка стран мира.


Этапы урока
Содержание урока
Методические рекомендации

Цели
- обучения: рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования политической карты мира, её количественные и качественные сдвиги, изучить типологию стран, основанную на качественных признаках с учетом социально-экономического развития стран мира.
- воспитания: формировать культуру работы с книгой, картами, рисунками,
- развития: формировать навык самостоятельной работы с учебником, картами атласа, дополнительной информацией, формировать навык анализа текста, работы с картами атласа (выбирать главное, анализировать, сопоставлять)


Тип урока
По дидактической цели: урок усвоения знаний на основе изученного
По форме проведения: комбинированный урок
Это первый урок в теме.

Оборудование урока
- Учебник В.П. География 10 кл. В.П. МАКСАКОВСКИЙ
- Атлас «География 10 класс»
- Политическая карта мира
- Электронная презентация
- Карточки для выполнения практического задания


План урока



Орг. момент
Определение целей и задач урока, проверка готовности уч-ся к уроку


Актуализация опорных знаний
- Основные черты формирования политической карты мира (история 9 класс);
- Геополитическое положение современной России (география, 9 класс)
Фронтальный опрос

Изучение нового материала
Вступительное слово учителя



1. Политическая карта мира. Этапы ее формирования и современная ситуация
1.       Древний этап (до V в. н.э.). Характеризуется формированием рабовладельческих государств (Китай, Индия, Месопотамия), а затем расцвет культуры в Египте, Греции и Риме.(Слайд 1)
2.       Средневековый этап (V – XVI вв.). Характеризуется формированием феодальных государств в Европе (Византия, Киевская Русь) и на американском континенте (государства инков и ацтеков). (слайд 2)
3.       Этап с XVI в. до первой мировой войны связан с эпохой великих географических открытий, что привело к колонизации мира. В результате страны Африки, Азии и Америки были вовлечены в процесс международного разделения труда. К 1914 г. крупнейшими метрополиями были США, Япония, Западная Европа. (слайд 3)

Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация презентации


2. Новейший этап формирования политической карты мира  
4.       Новейший этап (с 1914 г. до второй половины 90-х г. XX в.). В этот период произошли такие крупные события, как Октябрьская революция, первая и вторая мировые войны. В результате сформировались два политических лагеря – капиталистический и социалистический, и распались многие колонии. К концу этого периода возникло более 100 независимых государств на территориях Африки, Азии и Латинской Америки.
5.       Современный этап (с сер. 90-х гг. XX в. до наших дней). Характеризуется крушением социалистического лагеря, распадом СССР, объединением ФРГ и ГДР, распадом Чехословакии и Югославии на семь независимых государств, воссоединение Гонконга с КНР, выделением из состава Эфиопии самостоятельного государства – Эритреи.
В результате этих изменений мир трансформируется из биполярного в монополярный. До распада СССР в мире доминировали два государства – США и СССР. В настоящее время доминируют четыре основных центра – США, Япония, Западная Европа и Китай.



Количественные и качественные сдвиги на карте мира.
Количественные изменения связаны с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками государств.
Качественные изменения – смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства и т.д.
Общее число стран на карте мира – 230, из них 193 – суверенные государства.
Суверенное государство – это политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах
Записи в тетради.


3. Количество и группировка стран
1 группировка:
По величине территории

Страны – гиганты – таких стран 7, их площадь более 3 млн. км2
«Крупные страны», площадью более 500 тыс. км2
Микрогосударства

2 группировка:
По численности населения

Страны – гиганты (свыше 100 млн. чел.)
Средние страны
Микрогосударства, населением 10-30 человек и менее.

3 группировка:
По географическому положению

С приморским положением
Чили, Бразилия, Росси
Полуостровные
Индия, Лаос, Норвегия, Италия, Португалия и др.
Островные
Ирландия, Куба, Великобритания, Н. Зеландия и др.
Архипелаги
Япония, Кирибати, Индонезия и др.
Внутриконтинентальные
Могнголия, КАзахстан


Записи в тетради. Демонстрация электронной презентации


Выполнение самостоятельной работы №1 (Приложение №1)

Выполнение самостоятельной работы №1
в тетради.

Заключительный этап урока.
Первичное закрепление
Фронтальный опрос


Вывод урока: современный мир многолик и разнообразен, все международные отношения отражаются на политической карте мира.
Запись в тетради


Подведение итогов урока, выставление оценок



Домашнее задание: зад. №1 стр.20




15