Конспект урока истории в 9 классе по теме « Политическое развитие стран Запада»

Конспект урока истории в 9 классе по теме: « Политическое развитие стран Запада»
Цели и задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг;
- выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада;
- определить особенности политического развития.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи, анализировать, давать сравнительную характеристику процессам и явлениям
Воспитательные:
формировать чувства уважения к истории, толерантного отношения к другим странам и народам.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, исследовательский
Ход урока:
Организационный момент –  1 мин.
Актуализация - 5 мин. Беседа по вопросам.
Что такое политика? (Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти).
Что такое власть? (Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле)
Что такое политическая партия? (организация, объединяющая наиболее активную часть определенных социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая определенные социальные интересы)
Что такое политическое движение? (Массовое объединение граждан, различное по социальному составу, стремящееся оказать влияние на власть с целью решения какого-либо общественно значимого вопроса. Движения существуют до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, после чего они или исчезают, или трансформируются в политические партии)
Что такое государство? (Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом) Изучение новой темы – 8 мин. Вводный рассказ учителя.
План.
1.Этапы социально-экономической политики. Лекция.
2. Политические течения и партии
3. Политическое развитие стран мира
1.Три этапа в социальной и экономической политике стран Запада после Второй Мировой войны. 1) Формирование общества благосостояния. 1960-1970-е гг. Активное вмешательство государства в экономику, создание смешанной экономики, определяющая роль широкой государственной социальной помощи трудящимся – увеличение социальной помощи, борьба с безработицей. 2) Неоконсервативный поворот. Конец 1970-х – 1990-е гг. Ограничение государственного вмешательства в экономику, приватизация, снижение социальной помощи, ставка на саморегуляцию рынка, перенос ответственности за судьбу человека и гражданина с государства на него самого.
3) Политика «третьего пути». 1990-2000-е гг. Попытка соединения частной инициативы рынка и ответственной социальной политики.
Самостоятельная работа учащихся –18 мин
Записать три главных этапа в экономической политике и их краткую характеристику. Во время прослушивания лекции.
Выписать идейно-политические течение стран Запад. Дать краткую хаарктеристику каждому направлению. С.181-184.
Примерный вариант ответа: Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, радикализм и национализм.
Основные цели и задачи учащиеся находят самостоятельно при помощи учебника, словарей и интернет-ресурсов.
Консерватизм   идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.
Либерализм   философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
Социализм  обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.
Коммунизм - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
Радикализм  крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.
Национализм – доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности – нации. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм.
Составить тезисный конспект ответа по теме «Политическое развитие в мире»
Примерный вариант ответа: Основное содержание исторического процесса во второй половине XX века составляет противоборство двух моделей общественного развития – либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной.
Выделяется три волны демократизации. 1 – начало XX века - развал империй, эпоха революций и реформ.
2 – послевоенная эпоха 1945-1960-е гг. – освобождение от фашизма и колониализма.
3- с 1974 г. – исчезновение авторитарных и тоталитарных государств и масштабная демократизация во многих регионах мира.
Послевоенное политическое развитие привело к формированию во второй половине XX века биполярного общественно-политического мира двух сверхдержав – СССР и США, с появлением капиталистического (первого), социалистического (второго) и развивающегося (третьего) миров.
В настоящее время существует иная структура стран мира. Выделяются развитие, посткоммунистические, новые индустриальные, развивающиеся, исламские, отсталые и карликовые государства.
Рефлексия – 4 мин Опрос учащихся по вопросам самостоятельной работы.
Комментирование оценок – 2 мин Домашнее задание – 2 мин.
Домашнее задание.
Параграф 20.
Список использованной литературы и итернет-ресурсов.
О.С.Сороко – Цюпа О.А.Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX – начало XXI века» 9 класс М, Просвещение 2012
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15