ПРОЕКТ: «Интеграция ресурсов социокультурной среды в организации профильного обучения в северной малочисленной школе»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РС(Я)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХОЯНСКОГО РАЙОНА
МОУ «ЭЛЬГЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ А.Р. СЛЕПЦОВА»









ПРОЕКТ:

«Интеграция ресурсов социокультурной среды в организации профильного обучения в северной малочисленной школе»









Авторы:
Климовская Н.А.,
директор Эльгетской СОШ,
Григорьева Я.Н.,
зам. директора Эльгетской СОШ,
Божедонова Т.Н.,
методист-инспектор
Верхоянского РУО.







Хайысардах,


Тема:
«Интеграция ресурсов социокультурной среды в организации профильного обучения в северной малочисленной школе»
Авторы проекта:
Климовская Наталья Афанасьевна, директор Эльгетской СОШ
Григорьева Яна Николаевна, зам. директора по УВР Эльгетской СОШ
Божедонова Татьяна Николаевна, методист-инспектор МУ «Управление образованием Верхоянского района»,
Участники эксперимента:
Коллектив, родительская общественность, управляющий и попечительский советы Эльгетской средней общеобразовательной школы
Турфирма «Северное сияние», турбаза «Киhилээх»,
Учащиеся и педагоги школ района и республики.
Анализ социокультурной среды:
В последние годы в соответствии с мировой тенденцией в стране и республике происходит постоянный поиск новых моделей систем образования, соответствующих формированию базовых компетентностей личности в условиях обновления структуры стандарта образования.
В современных условиях только та система образования может стать конкурентоспособной в образовательном пространстве, которая в определенной стратегии своего развития учитывает образовательные и социальные потребности местного сообщества и, в тоже время, опирается на ресурсы социокультурной среды.
1992-96 гг. Эльгетская СОШ работала в режиме районной экспериментальной площадки по теме «Воспитание школьников через организацию совместной деятельности в разновозрастных группах, детской общественной организации с привлечением педагогических ресурсов туолбэ». Программа эксперимента была разработана в соответствии с содержанием программы «Эркээйи». Впервые в истории школы был организован родительский клуб «Тускул». В Совет школы вошли представители туолбэ и члены родительского клуба. Одной из первых в районе была создана ДОО «Кэскил». В каждом туолбэ были организованы разновозрастные детские коллективы, которые в содружестве с взрослыми взялись за организацию разнообразных творческих, общественно-полезных дел. Вместо отдельных коллективов школы, детского сада, клуба и производственных кооперативов, а также частных хозяйств и неорганизованных групп молодежи возникло единое детско-взрослое сообщество села. Жизнь маленького села преобразилась, наполнилась новым смыслом, интересом, верой в лучшее. Изменился традиционный цикл деятельности школы. По совету старожилов села его подчинили циклу якутского календаря (месяц Байаная, месяц Танха и т.п.). Педколлектив школы провел огромную работу по педагогизации среды. Была налажена система лекториев, бесед, индивидуальных консультаций для родителей. На родителей стали смотреть как на активных субъектов образования. Их стали привлекать к проведению уроков, классных часов, кружков и секций. По сей день в селе пользуется популярностью газета «Т™р™пп_т кыhата».
С целью закрепления и дальнейшего развития достигнутого, в 2002 году коллектив школы разработал новый проект «Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной, нравственной и интеллектуальной зрелости учащихся». Повысился статус органа общественного управления школой – Управляющего совета школы. Организован новый орган общественного управления школой – Попечительский совет. В эти годы разработана нормативная база общественно-государственного управления школой: обновлен Устав школы, разработаны положения об Управляющем совете школы, о родительском клубе «Тускул», о Попечительском совете, подписаны договоры с родителями, учащимися, социальными партнерами. Работа с родителями стала проводиться по направлениям «Родитель - воспитатель», «Родитель-попечитель», «Родитель – субъект образования». Работа по педагогизации среды приобрела новое содержание – появилась «Родительская академия», в которой в качестве преподавателей выступают сами родители.
С 2004 года Эльгетская СОШ работает в статусе республиканской экспериментальной площадки по реализации инновационного образовательного проекта «Организационные формы профильного обучения в северной малокомплектной школе». Продолжая добрые традиции, сложившиеся ещё в 90-е годы, в экспериментальную деятельность школы привлечены родители в качестве активных субъектов. Они проводят элективные курсы, практические занятия по профилям.
Выявляются все новые педагогические ресурсы в социокультурной среде. Так, неотъемлемой частью образования стала педагогика летних семейных поселений – сайылыков.
Появился новый, совершенно уникальный образовательный ресурс – Кисиляхские горы. Незаменимыми членами экологических, культурологических, этнографических экспедиций стали родители, в качестве проводников, знатоков ландшафта, флоры и фауны, обычаев, обрядов и легенд.
За последние 4 года не только получил развитие туризм, но и активизировалась исследовательская деятельность, связанная с нашим уникальным ландшафтом. Так, наши школьники и учителя школ района принимали участие в научных экспедициях как республиканского, так и международного уровня. В 2005 году учителя и старшеклассники Эльгетской СОШ принимали участие в этнографической экспедиции под руководством известного российского путешественника В. Ефремова на священные Кисиляхские горы. Материалы экспедиции опубликованы в журнале «Этносфера». В 2006 году Центром детско-юношеского туризма и экспедиций совместно с научным институтом биологических проблем криолитозоны была организована научно-исследовательская экспедиция с участием зарубежных ученых Тэвуа Тапио Ахти с Финляндии, Май Эмили с Франции. Экспедиция проходила по следующим маршрутам: «Киhилээх хайа» - с экологическим и культурологическим направлением, «Ыыннаах хайа» - с биологическим, «Сууллар хайа» - с палеонтологическим, «Туостаах» - эколого-биологическим.
Знаковым событием последних лет стало участие жителей Эльгетского наслега, в том числе и старшеклассников, в съемках художественного фильма «По велению Чингисхана» и творческая командировка на Кисиляхские горы народного художника Афанасия Осипова. Внутри школы эти события стали уникальным учебно-воспитательным ресурсом.
Таким образом, у детей с отдаленных арктических сел расширяется диапазон мировосприятия и ценностные ориентации возрастают до общечеловеческих.
Идея эксперимента:
Многовековая привычка жить с опорой на собственные силы в экстремальных природных условиях делает арктическое село более жизнеспособным. Закон человека – устраивать свою жизнь в тех условиях, в которых он оказался, искать и находить ресурсы для полноценного существования в среде своего обитания.
Уникальный горный ландшафт Верхоянья, наложивший особый отпечаток на духовную культуру и этнохозяйственный опыт северных саха, является источником неисчерпаемых образовательных ресурсов. Силы и способность к успешной жизнедеятельности в суровых условиях среды обитания северный человек может черпать только в любви к родной природе и приобщении к многовековой культуре своего народа. Поэтому мы в основу воспитания ставим формирование чувства единения с природой.
События последних лет показали, что эпическое пространство Кисиляхских гор является мощным этногеографическим и культурологическим ресурсом, опираясь на который можно создать открытую воспитывающую и развивающую среду, в котором можно выработать новые формы детско-взрослой деятельности.
Мы называем пространство Кисиляхских гор эпическим, так как сам рельеф этих гор представляет собой застывший, закаменевший эпос. С незапамятных времен дошли до нас множество легенд и сказаний, связанных с причудливыми скалами – кисиляхами. Знаменательно то, что самые известные олонхосуты Верхоянья Е.Р. Горохов-Сытыкый, Е.Х. Горохов-Чомо5ой, М.Н. Горохов-Муойа, П.Н. Горохов-Тонсо5ой, Д.А. Томская-Чайка были родом с местностей Мунурдаах, Эргэнэ, Ойуун-Урэх, расположенных у подножия Кисиляхских гор.
Кисиляхские горы – непременный элемент пейзажа в нашем селе. Для человека, родившегося и выросшего в горном краю, восхождение – неотъемлемая часть его жизни. Почему так непрестанно манит вершина, на которую поднимаешься каждый год? Когда поднимаешься на гору, линия горизонта отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем дальше видишь. И тем красивее вид, который остается позади. То же самое происходит со взглядом на жизнь, людей, самого себя. С каждым восхождением мы как будто становимся мудрее, сильнее, а трудности и преграды, ожидающие в пути –преодолимей
Как говорит Н.И. Бугаев: «Все определяют те встречи с Культурой, что случаются в путешествии по пространству, в котором протекает наша жизнь». Культура любого народа носит отпечаток природной среды, влияния окружающих ландшафтов.
Ландшафт – коллективная память; это мощный аккумулятор природной и культурной информации. Ландшафт Верхоянского района, расположенного в горно-таежной зоне Якутии, – информативный, побуждающий мысль и постижение нового, неизведанного. Именно во взаимоотношениях с горным ландшафтом возник, упрочился, перешел в генную память менталитет янских саха. В процессе этнического природопользования наши предки приспособились к ландшафту, трудясь и окультуривая ландшафт. Мы же сегодня извлекаем источники развития из этого «культурного ландшафта».
Основываясь на принципе единства социокультурной и географической сред и на идее антропогеоценоза (В.П. Алексеев), мы планируем в дальнейшем содержание инновационной образовательной деятельности связать с влиянием ландшафта.
По Алексееву В.П., население каждой отдельной территории вырабатывает уникальный стиль отношений с той землей, на которой живет и работает. Коллектив и среда обмениваются энергетическими и информационными «импульсами» в форме хозяйственной деятельности и изменений условий среды. Такое сочетание населения и освоенной им территории называется антропогеоценозом. Ландшафтная специфика природной среды играла существенную роль в формировании и развитии культуры. В этой концепции учитываются не только история природопользования, заселения, но и современные процессы в преобразовании природы, этнические процессы, особенности развития компонентов культуры (культурный ландшафт, язык, письменность, нравы, обычаи, этика, вера).
Столетиями якутская культура существовала и развивалась через открытие и исследование новых пространств. Искусство выстраивания собственного маршрута по незнакомым пространствам (в том числе пространствам культуры), особенно если это восхождение, могло бы стать основой образовательного процесса школы. Отсюда возникает идея свободного образовательного путешествия ребенка. По собственному образовательному маршруту.
С.И. Гессен высказал мысль, актуальность которой возросла в настоящее время: «Подлинное образование заключается не в передаче новому поколению того культурного готового содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».
В соответствии с современной тенденцией расширения спектра индивидуальных образовательных траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения мы разработали новую модель профильного обучения для нашей школы. Реализация проекта «Интеграция ресурсов социокультурной среды в организации профильного обучения в северной малокомплектной школе» будет обеспечиваться как круглогодичная организация профильного обучения в разновозрастных коллективах по индивидуальным образовательным маршрутам.
Технология классно-урочной системы не всегда отвечает требованиям современности. Решению данной проблемы может помочь обращение к нашим истокам – народной педагогике. Народ знал, что у детей знания, умения, навыки, способности легче развиваются в процессе активной деятельности. Основываясь на деятельностном подходе, составляющем основу этнопедагогики, мы разработали следующие механизмы реализации нашей модели профильного обучения:
1.Исследовательские экспедиции школьников:
Эколого-биологический профиль:
научно-образовательные экспедиции с сотрудниками НИИ биологических проблем криолитозоны, по изучению флоры, фауны, почвы, особенностей ландшафта. Организация и развитие экологического туризма.
Физико-математический профиль:
научно-образовательные экспедиции с сотрудниками НИИ Института космофизики, Института мерзлотоведения по изучению температуры воздуха и почвы; измерению сигналов естественных радиошумов - «природного радио» - радиосигналов от грозовых разрядов и «музыки космоса» - сигналов рождающихся и распространяющихся в магнитосфере Земли; измерению электрического поля Земли; измерению магнитного поля Земли; измерению радиационного фона.
Гуманитарный профиль:
общественно-образовательные экспедиции с сотрудниками Института гуманитарных исследований по изучению фольклора янских саха, наследия местных олонхосутов, обрядовых традиций.
Участники экспедиций – учащиеся 8-11 классов.
2. Семейные лагеря, организованные в сайылыках.
Эколого-биологический профиль:
В процессе сельскохозяйственного труда, охоты, рыболовства, сбора ягод и лекарственных растений учащиеся учатся применять на практике знания по зоологии, ботанике, экологии, химии, ветеринарии, вместе с тем получают знания, подкрепленные практической деятельностью. Здесь субъектами образования выступают родители как носители традиций жизнеобеспечения народа.
Гуманитарный профиль:
В общении со старожилами сайылыка носителями как эпического наследия, обрядовых и этнопедагогических традиций учащиеся обретают бесценный индивидуальный культурный опыт, осознают значимость и ценность личной истории, истории своей семьи, рода, наслега.
Социально-экономический профиль:
Работая во имя процветания личного подсобного хозяйства, будущие хозяева приобретают агроэкономические знания, умение прогнозировать перспективы своего труда и труда членов своей семьи, рассчитывать прибыль от реализации произведенной продукции. Вступает в силу процесс непосредственного экономического воспитания в семье.
3. Обучение в элективных курсах и участие в проектной деятельности в течение учебного года. В процессе обучения в профильных РВК учащиеся приобретают те знания, необходимые им в практической деятельности в летнее время. Получаются гибкие саморазвивающиеся профили.
Каждый учащийся составляет индивидуальный образовательный маршрут сначала на лето, потом на год и на несколько лет. Мы хотим его назвать индивидуальным маршрутом саморазвития.
Взаимодействие в разновозрастном коллективе в естественной среде очень важно для саморазвития личности ребенка. Здесь, в условиях товарищеской взаимопомощи, в растущем человеке пробуждается способность к сотрудничеству и сотворчеству. Природа Арктики, щедрая на суровые испытания, экстремальные ситуации, требует от человека неукоснительного соблюдения так называемой северной морали. Члены коллектива вместе учатся терпению, выдержке, и только сплоченность, взаимовыручка способствует поиску продуктивных решений жизненных задач, выхода даже из безвыходных ситуаций. Они приобретают навыки социального общения, демократического взаимодействия в коллективе.
Так как наша школа придерживается компетентностной парадигмы образования, для нас особо значимо то, что именно в разновозрастных коллективах в суровых условиях среды у детей будут развиваться социальная и нравственная компетентности.
Движение учащегося по индивидуальному маршруту саморазвития будет очень продуктивным. Продуктами могут стать научный доклад для участия в НПК, проект, сборник фольклорного материала, текстовое оформление творчества местных олонхосутов, экологическая акция, организация фитобара в школе, реализация сельхозпродукции и т. п. Важным результатом станет развитие продуктивной компетентности – способности создания собственного продукта, умения работать и зарабатывать. Представляя продукты своей деятельности перед классом, школой и населением, дети проявят автономизационную компетентность – умение саморазвития и самопрезентации.
Самым важным в разновозрастных коллективах является то, что в этой естественной и насыщенной среде происходит совместное накопление нравственного опыта и выработка ценностей и смыслов жизнеустройства. Ценности не только вырабатываются, но и развиваются и передаются и другим членам сельского сообщества.
Образовательное путешествие по индивидуальному маршруту саморазвития может стать для детей началом выстраивания жизненных маршрутов (проектов). Мы надеемся, что это будет восхождение.
Цель эксперимента:
Использование образовательных ресурсов социокультурной среды в организации профильного обучения.
Задачи:
Использование уникального горного ландшафта в качестве образовательного ресурса, новой образовательной среды;
Организация общественно-образовательных экспедиций по приоритетным профилям;
Использование педагогики летних семейных поселений – сайылыков;
Разработка образовательных программ образовательных экспедиций и семейных лагерей в сайылыках;
Разработка учащимися индивидуальных маршрутов саморазвития;
Формирование исследовательских, продуктивных, автономизационных компетенций учащихся;
Развитие детского образовательного экологического и культурологического туризма;
Привлечение к реализации новой модели профильного обучения социальных партнеров;
Повышение квалификации педагогов-экспериментаторов;
Педагогизация родителей, населения.
Научно-методическая обеспеченность эксперимента:
Алексеев В.П. Антропогеоценозы: сущность, типология, динамика. М., 1985.
Батербиев М.М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации. – Братск: Издательский дом «Братск», 2001.
Бугаев Н.И. Шаманизм как образовательная культура.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в практическую философию. М., 1995
Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе//Народное образование.-2002.-№9.-С.113-123.
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, 2003.
Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. Якутск, 2007.
Кленова Н. Как подготовить школу к профильному обучению//Народное образование.-2003.-№7.-С.106-114.
Крылова Н.Б. Как организовать профильный продуктивный класс в школе//Школьные технологии.-2003.-№2.-С.32-39.
Остапенко А.А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы//Школьные технологии.-2003.-№3.-С.95-98.
Остапенко А.А. Пути реализации Концепции профильного обучения в сельской школе//Сельская школа.-2003.-№4.-С.18-25.
Петунин О. Элективные курсы для профильного биологического образования//Народное образование.-2003.-№9.-С.107-111.
Рягин С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в старшей школе//Школьные технологии.-2003.-№2.-С.121-129.
Семенова А. Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности. Якутск, 2005.
Цирульников А.М. Девять ночлегов с воином, шаманом и кузнецом. М., Сельская школа, 2003.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап – 2008 год.
Заключение общественных образовательных договоров с социальными партнерами: научными учреждениями, турфирмой «Северное сияние».
Разработка и оформление образовательных программ.
Разработка нормативно-правовой базы.
Повышение квалификации педагогов.
Привлечение к реализации новой модели профильного обучения социальных партнеров;
II. Практический этап – 2009-2011 гг.
Организация общественно-образовательных экспедиций по приоритетным профилям;
Организация семейных лагерей в сайылыках;
Разработка учащимися индивидуальных маршрутов саморазвития;
Развитие детского образовательного экологического и культурологического туризма;
Педагогизация родителей, населения.
Создание системы диагностики, мониторинга и оценки, в целях отслеживания результатов работы.
Разработка школьных стандартов качества образования.
Организация новых видов совместной детско-взрослой образовательной деятельности в открытой среде.
Внедренческий этап – 2012-2013.
Расширение круга участников проекта, привлечение других образовательных учреждений района.
Создание новых гражданских институтов в селе и их влияние на формирование гражданского заказа на качество школьного образования.
Отслеживание отдаленных результатов самореализации выпускников.
Распространение опыта по реализации новой модели профильного обучения в районе, республике.
Предполагаемые результаты:
Использование эпического пространства гор и педагогики летних семейных поселений – сайылыков как неисчерпаемого образовательного ресурса, новой образовательной среды.
Реализация данного проекта поможет раскрыть новые виды общественной образовательной деятельности, основывающиеся на принципе единства социокультурной и географической сред и на идее антропогеоценоза.
Разработка школьных стандартов качества образования.
Образовательное путешествие по индивидуальному маршруту саморазвития может стать для детей началом выстраивания жизненных маршрутов.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
Выявление и поддержка общественных образовательных инициатив местного сообщества;
В дальнейшем – расширение круга образовательных учреждений - участников проекта.
Разработанность нормативно-правовой базы новых видов образовательной деятельности;
Формирование у школьников научного мировоззрения, развитие у них практических навыков для исследовательской работы;
Воспитание экологической культуры личности участника экспедиции, формирование целостного восприятия окружающего мира;
Совместное накопление нравственного опыта и выработка ценностей и смыслов жизнеустройства, их развитие и передача сельскому сообществу.
Повышение ответственности за воспитание растущего поколения у всех субъектов образования – родителя, педагога, попечителя, общественного управляющего;
Наличие системы диагностики, мониторинга и оценки в целях отслеживания результатов работы;
Разработанность школьных стандартов качества образования.


Заголовок 315